Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3121/2021 ~ М-3135/2021 от 12.07.2021

Дело № 2-3121/2021

55RS0007-01-2021-004624-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                       14 сентября 2021 года

    Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Мотроховой А.А.,

при секретаре судебного заседания Банновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова В.В. к ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным решения, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Иванов В.В. обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что 04.06.2014 года в соответствии с п.1 ч.3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поставлен на учет как имеющий право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

21.05.2021 года решением постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принято решение снять истца с учета для получения данной выплаты с 21.05.2021 года.

С указанным решением комиссии истец не согласен.

04.12.2009 года зарегистрирован брак между Ивановым В.В. и Ивановой Л.М. На момент заключения брака у Ивановой Л.М. был несовершеннолетний сын Моисеенко Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

28.04.2010 года у Иванова В.В. и Ивановой Л.М. родилась дочь Дарья.

21.10.2010 года Иванов В.В. и Иванова Л.М. приобщели в общую долевую собственность комнату по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было приобретено за счет кредитных денежных средств в размере 441000 рублей и собственных денежных средств супругов в размере 49000 рублей.

После рождения второго ребенка у Ивановой Л.М. возникло право на использование средств материнского (семейного) капитала, данные денежные средства были направлены на пгашение обязательств по ипотечному кредитному договору.

30.11.2011 года истец свою долю в праве на жилое помещение по адресу: <адрес> подарил супруге, после чего она стала единоличным собственником. Подарив свою долю супруге истец не предполагал подавать заявление на включение в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Подаренная доля осталась в рамках семьи Ивановых.

25.06.2015 года Иванова Л.М. по договору дарения подарила Моисеенко Д.А. и Ивановой Д.В. по 1/4 доле в жилом помещении по адресу: <адрес> Данные действия были совершены в связи с требованиями закона по оформлению на детей доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала.

03.10.2016 года у Иванова В.В. и Ивановой Л.М. родилась дочь В..

Просит признать незаконным решение Главного управления МЧС России по Омской области в части снятия Иванова В.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать Главное управление МЧС России по Омской области восстановить Иванова В.В. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с момента подачи заявления о постановке на учет.

В судебном заседании истец Иванов В.В. Епанчинцев А.В., действующий на основании доверенности, поддержали заявленные исковые требования.

Представители ответчика Агафонов И.А., Патронова Е.А., действующие на основании доверенностей, возражала против иска по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление (том 2 л.д.1-2).

Третье лицо Иванова Л.М. просила заявленные исковые требования удовлетворить.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность иска на основе установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

В силу п.2 ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Частью 5 данной статьи предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч.6 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

По смыслу п.11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Частью 1 ст.31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч.2 данной статьи члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно подпункту «б» п.15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Подпункт «г» п.15 Правил предусматривает снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).

Аналогичные положения содержатся в п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Согласно п.12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В соответствии с ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

В силу приведенных выше нормативных положений, действительно, следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Из материалов дела следует, что Иванов В.В. проходит службу в должности <данные изъяты> ФГКУ «4 ОФПС по Омской области» (том 1 л.д.151).

25.03.2014 года Иванов В.В. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (том 1 л.д.136-137).

Истцом было указано, что он жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, не имеет.

04.06.2014 года постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области (Протокол №12 от 04.06.2014 года) Иванов В.В. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты (том 1 л.д.164-166).

Из материалов ела следует, что Иванов В.В. с 04.12.2009 года состоит в зарегистрированном браке с Ивановой (до брака Дегтяревой) Л.М. (л.д.152).

Иванова Л.М. приходится матерью Моисеенко Д.А. (том 1 л.д.25).

Иванов В.В. и Иванова Л.М. являются родителями Ивановой Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ивановой В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (том 1 л.д.214,215).

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Иванову В.В. с 24.08.2010 года на праве собственности принадлежало жилое помещение по адресу: <адрес> (том 2 л.д.73-74).

На основании решения Первомайского районного суда г.Омска от 02.06.2009 года обращено взыскание на заложенное имущество – квартиру по адресу: <адрес> (том 2 л.д.46), на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 16.04.2010 года квартира по адресу: <адрес> передана взыскателю в счет погашения долга (том 2 л.д.44).

На основании договор купли-продажи от 01.10.2010 года Иванов В.В., Иванова Л.М. приобрели в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д.122-126).

Согласно п.3.1 договора купли-продажи расчет между сторонами производится следующим образом: сумму в размере 49000 рублей покупатели оплачивают продавцу за счет собственных средств до подписания договора; сумму в размере 441000 рублей покупатели оплачивают продавцу за счет кредитных средств, предоставленных по кредитному договору от 18.10.2010 года.

30.11.2011 года между Ивановой Л.М. и Ивановым В.В. был заключен договор дарения, согласно которому Иванов В.В. подарил Ивановой Л.М. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д.128-129).

31.12.2010 года ГУ-УПФ РФ в <адрес> принято решение об удовлетворении заявления Ивановой Л.М. о направлении средств материнского (семейного) капитала в размере 343378 рублей 80 копеек на погашение задолженности по кредитному договору от 18.10.2010 года (том 1 л.д.62-64).

25.06.2015 года между Ивановой Л.М. и Моисеенко Д.А., Ивановой Д.В. заключен договор дарения, согласно которому Иванова Л.М. подарила Моисеенко Д.А., Ивановой Д.В. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> (том 1 л.д.13-14).

Согласно копии лицевого счета ООО «УК «МИР-1» и адресной справке УВМ УМВД РФ по Омской области Иванов В.В., Иванова Л.М., Иванова Д.В., Иванова В.В. зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес> (том 1 л.д.33, том 2 л.д.5-7).

По сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, БУ «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» в настоящее время Иванов В.В. в собственности жилых помещений не имеет (том 1 л.д.101, том 2 л.д.73-74).

В такой ситуации комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области 21.05.2021 года приняла решение о снятии Иванова В.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании пп.«б» п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369.

При вынесении решения суд исходит из того, что действия Иванова В.В. по заключению договора дарения 1/2 доли в жилом помещении по адресу: <адрес> не были направлены на исполнение обязательств по оформлению жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала в общую долевую собственность с несовершеннолетними детьми, свидетельствуют о совершении членом семьи сотрудника действий по ухудшению жилищных условий, о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье. При этом, из смысла п.12, подп. «б» п.15 Правил совершение действий, указанных в ч.8 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере влечет за собой снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты, а равным образом отказ в постановке на учет. В такой ситуации на момент принятия 04.06.2014 года постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области решения отсутствовали основания для постановки Иванова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Довод истца о том, что действия по отчуждению жилого помещения были совершены принятия и до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 года №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года №369 «Об утвеерждении Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» суд считает необоснованным, поскольку на момент постановки Иванова В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты действовали положения ст.53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Омской области от 21.05.2021 года о снятии Иванова В.В. с учета лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, исковые требоания Иванова В.В. к ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным решения, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещенияудовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Иванова В.В. к ГУ МЧС России по Омской области о признании незаконным решения, об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                   А.А. Мотрохова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 сентября 2021 года.

2-3121/2021 ~ М-3135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Виталий Владимирович
Ответчики
ГУ МЧС России по Омской области
Другие
Иванова Лилия Михайловна
Суд
Центральный районный суд г. Омска
Судья
Мотрохова Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
centralcourt--oms.sudrf.ru
12.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2021Подготовка дела (собеседование)
09.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее