Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2016 ~ М-189/2016 от 28.06.2016

Дело № 2-198/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 августа 2016 года

Юрлинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,

при секретаре судебного заседания Кониной Л.Д., с участием:

истца Куфельд Т.В.,

представителя ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Мошегова А.И.,

представителя третьего лица на стороне ответчика – территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Караваевой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по иску Куфельд Татьяны Владимировны к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Куфельд Т.В. обратилась в суд с данным иском, указав в его обоснование, что она осталась сиротой в возрасте трех месяцев, т.к. её мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце ФИО3 в актовой записи о рождении указаны со слов заявителя.

Решением исполнительного комитета Юрлинского районного Совета депутатов трудящихся от 28.09.1977 года № 226 ей был назначен опекуном дедушка ФИО2. Жилое помещение данным решением за ней на праве пользования либо на праве собственности не сохранялось. В настоящее время указанное жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии.

На учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном обеспечении жилым помещением в администрации Юрлинского сельского поселения она не состояла, жилье на территории Юрлинского района в связи с данным статусом ей не предоставлялось. Государственную поддержку (в том числе в форме субсидии), связанную с безвозмездным предоставлением жилых помещений либо денежное возмещение на территории Юрлинского района она не получала.

На момент её совершеннолетия предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей регулировалось Жилищным кодексом РСФСР, статья 37 которого предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не могла быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

Учитывая, что на тот момент она не знала о своих правах и льготах, а представители органов опеки и администрации не проинформировали её о праве на получение жилого помещения в связи с её статусом, она не обратилась ранее о включении её во внеочередной список для предоставления жилого помещения.

В настоящее время она не имеет в собственности жилого помещения, у неё нет постоянного места жительства, в связи с чем, основываясь на положениях ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Куфельд Т.В. просит суд обязать администрацию Юрлинского муниципального района предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.

В судебном заседании истица настаивает на иске по изложенным в нём основаниям. Дополнительно пояснила, что до достижения 18-летнего возраста проживала в <адрес> с дедушкой и бабушкой. После окончания средней школы обучалась в Коми-Пермяцком сельскохозяйственном техникуме, затем работала продавцом у <данные изъяты>. С августа 2000 года она зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. В настоящее время воспитывает двух детей, брак с мужем расторгнут. Она и дети проживают в однокомнатной квартире, приобретенной с помощью ипотечного кредита, каждый имеет 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение. Просит суд обязать ответчика включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением и предоставить во внеочередном порядке жилое помещение.

Представитель ответчика – администрации Юрлинского муниципального района Мошегов А.И. иск не признал, суду пояснил, что администрация Юрлинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей возлагается на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Место жительства истицы – <адрес>. Кроме того, иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что истица утратила статус лица, относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением, в соответствии с Законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку её возраст превысил 23 года. До достижения данного возраста Куфельд Т.В. с заявлением о постановке её на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, не обращалась.

Представитель третьего лица на стороне ответчика – территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Караваева Н.Д. иск не признала, суду пояснила, что полномочия по опеке и попечительству переданы Министерству социального развития Пермского края с 2010 года, а по включению в списки нуждающихся в получении жилых помещений – с 2012 года. До этого времени формированием списков занималась администрация района, полномочия по опеке и попечительству осуществлялись отделом образования администрации. Никаких сведений о включении истицы в списки на обеспечение жилым помещением не имеется. В архиве такой информации также нет. Органы опеки контролируют несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста. После этого истица могла сама обратиться с заявлением о постановке на учёт в целях обеспечения жилым помещением.

Представитель соответчика – Правительства Пермского края – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и отказать Куфельд Т.В. в иске, поскольку она не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, и по достижению возраста более 23 лет истица утратила статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

         Согласно свидетельству о рождении Копытовой (Куфельд) Т.В. ее родителями являются ФИО3 и ФИО1 (л.д.10).

         ДД.ММ.ГГГГ мать истицы ФИО1 умерла, что подтверждено свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

    Из справки о рождении № 6, выданной 04.04.2016 года отделом ЗАГС администрации Юрлинского муниципального района, следует, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. (л.д13).

         Таким образом, неопровержимым является факт того, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей.

             28 сентября 1977 года исполнительным комитетом Юрлинского районного Совета депутатов трудящихся принято решение № 226, которым опекуном над внучкой Копытовой Т.В., оставшейся без попечения родителей, назначен ФИО2 (л.д.14).

         Как следует из паспорта истицы, с 11 октября 2013 года она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права за истицей зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/3, на квартиру общей площадью 31,8 кв. метров, в которой она зарегистрирована.

Согласно информации администрации Юрлинского муниципального района Куфельд (Копытова) Татьяна Владимировна не состояла на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации Юрлинского сельского поселения в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением.(л.д.7)

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На день достижения истицей совершеннолетия действовали положения ЖК РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР, действующей на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).

Статьей 31 ЖК РСФСР предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива (часть 1).

Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2).

В силу ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.01.2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.

Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Пунктом 9 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу норм Федерального закона № 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, встали (поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В данном же случае истица до достижения ею возраста 23 лет с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, в силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Истицей Куфельд Т.В. не представлено доказательств того, что причины, по которым она не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в данном случае могут быть признаны судом уважительными.

Не имеется оснований считать, что истица не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния её здоровья, которое объективно не позволяло ей в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет истица предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не была поставлена на учет.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Судом бесспорно установлено, что истица не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан. До достижения 23-летнего возраста она не обращалась в администрацию Юрлинского сельского поселения о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона, независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

В судебном заседании установлено, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицы в компетентный орган по вопросу постановки её на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период её возраста с 18 до 23 лет, не имеется.

Таким образом, оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

        Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд

                                                                      р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Куфельд Татьяны Владимировны к администрации Юрлинского муниципального района о возложении обязанности включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое состоится 5 августа 2016 года.

Судья Юрлинского районного суда

     Пермского края                                                                                 Т.И. Труженикова

2-198/2016 ~ М-189/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куфельд Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация Юрлинского муниципального района
Судья
Труженикова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
yurlinsky--perm.sudrf.ru
28.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2016Передача материалов судье
28.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2016Судебное заседание
08.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2016Дело оформлено
02.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее