Дело № 2-60/2024; УИД: 42RS0010-01-2023-000983-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи - Байскич Н.А.,
при секретаре – Пелещак Ю.Ю.,
с участием:
истцов – Кузнецова В.А., Кузнецова Е.В.,
представителя истца – Панаевой Ю.Ю., действующей на основании доверенности
представителя ответчика УГР КГО – Окунцовой Я.В., действующей на основании доверенности № от 09.01.2024 г., сроком до 31.12.2024 г. со всеми правами стороны в процессе, без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске Кемеровской области
17 мая 2024 года
гражданское дело по иску Кузнецова Виктора Алексеевича, Кузнецова Евгения Викторовича к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список и предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список и предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивируя тем, что Кузнецов Виктор Алексеевич является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли продажи жилого дома и земельного участка от 18.11.1997 года и постоянно проживает там вместе с сыном Кузнецовым Евгением Викторовичем.
Указанный жилой дом находится на подработанной территории ликвидированной шахты «Киселевская», относится к категории подработанный ветхий подлежащий сносу.
Сибирским филиалом АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела г. Прокопьевска (СФ ОАО ВНИМИ) проведено обследование жилых домов, по которому составлено заключение по теме «Оценка степени влияния подземных горных работ» № от 24.09.2021 года.
Направлялось заявление в УГР Киселевского городского округа с тем чтобы истцов Кузнецова В.А. и Кузнецова Е.В. включили в список граждан подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на шахте. Заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета.
Согласно ответу УГР Киселевского городского округа, истцам отказали, ссылаясь на то, что дом, в котором Кузнецов В.А. проживает совместно с сыном, не внесен в программу сноса жилья с подработанных территорий ликвидированных шахт и социальная выплата не положена в связи с тем, что в браке было приобретено другое жилье, а именно, что бывшая супруга Кузнецова В.А. - Кузнецова Екатерина Васильевна на свои собственные, ранее подаренные денежные средства приобрела в браке квартиру по <адрес> Но на тот момент совместно уже не жили вместе, она жила у сестры, и ей пришлось приобрести собственное жилье, а дом оставила Кузнецову В.А. с сыном. Кузнецова Е.В. обратилась в суд с требованием об исключении имущества в виде указанной квартиры из совместного имущества супругов и решением Киселевского городского суда от 30.11.2023 г. требования Кузнецовой Е.В. были удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 10.01.2024 г.
У истцов кроме указанного дома, по <адрес> на праве собственности или для проживания не имеется.
Ссылаются на то, что необходимыми условиями для включения в списки на получение социальной выплаты являются признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья. Указанные условия ими соблюдены.
Считают, что они имеют право на включение в списки на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 21 кв. м. на каждого члена семьи, состоящей из 2 человек.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), а также отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, определяются и регулируются Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года №81-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» от 24.12.2004 года № 840 (в ред. от 10.05.2018 года) во исполнение вышеуказанного федерального закона был утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в п. 8 которого предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.
К таким мероприятиям, в том числе, относятся снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 г. № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены общие требования к предоставлению субсидий в целях оказания финансовой поддержки по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
Согласно вышеуказанному Постановлению определению, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат.
Размер социальный выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
П. 5 размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления и является неизменным до дня приобретения жилья.
В случае приобретения жилья, стоимость которого превышает размер социальной выплаты, доплата производится гражданином.
П.6 норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социально выплаты, составляет 42 кв.м. – на семью из 2 человек.
П.7 социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащему ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.
Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
П.9 основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Таким образом, из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что решая вопрос о ликвидации угольных предприятий, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
При этом предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
На основании изложенного с учетом уточнения заявленных требований просят обязать Управление городского развития Киселевского городского округа, включить Кузнецова Виктора Алексеевича и Кузнецова Евгения Викторовича в список для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать Управление городского развития Киселевского городского округа предоставить Кузнецову Виктору Алексеевичу и Кузнецову Евгению Викторовичу социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, - жилого дома по адресу <адрес>, из расчета стоимости кв. м. общей площади жилого помещения на семью из двух человек.
В судебном заседании истцы Кузнецов В.А. и Кузнецов Е.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме по обстоятельствам указанным в иске, уточненном иске, дополнив тем, что по настоящее время проживают в указанном доме вдвоем, иного недвижимого имущества в собственности не имеют. Кузнецов В.А. с супругой состоял в браке по 2023 г., однако совместно проживать перестали с 2021 г. и приобрела себе квартиру на денежные средства, подаренные ей ее сестрами. Просят требования удовлетворить.
Представитель истца Кузнецова В.А. – Панаева Ю.Ю. доводы своего доверителя поддержала в полном объеме, с учетом уточнения требований просит иск истцов удовлетворить.
Представитель ответчика УГР КГО – Окунцова Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав на то, что дом расположенный в <адрес> признан заключением ВНИМИ 2021 года в категории ПВ – подработанный ветхий, шахта «Киселевская». Зарегистрированы истцы в доме с 1997 и 1999 года. Согласно ответу УГР КГО выплату согласны были предоставить только сыну – Кузнецову Е.В. Истец Кузнецов В.А. состоял в браке с Кузнецовой Е.В. с которой в период брака приобретена квартира по <адрес>, в связи с чем, УГР КГО отказало Кузнецову В.А. в предоставлении выплаты, так как квартира является совместной собственностью. В ходе рассмотрения дела предоставлено решение суда о признании квартиры только собственностью Кузнецовой Е.В., однако позиция УГР КГО не изменилась.
Соответчик - Министерство энергетики РФ, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не направлен, причины неявки суду не известны, в письменных возражениях (л.д.30-31) указав, что в списке граждан проектов ликвидации шахты ООО «Киселевская» истцы не значатся. Из искового заявления следует, что бывшая супруга Кузнецова В.А. имеет в собственности квартиру, расположенную в <адрес>. Учитывая изложенное УГР КГО не имеет правовых оснований для включения истцов в списки граждан и заключения с ними договора на предоставление социальной выплаты. Просят рассмотреть дело, в отсутствие представителя, направив в адрес Минэнерго РФ копию решения суда.
Не явился третье лицо – Кузнецова Е.В., Кузнецова К.Г. (л.д.135) уведомлены надлежащим образом, причины не явки неизвестны, возражений не представлено.
Не явился представитель Министерства угольной промышленности Кузбасса, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины не явки неизвестны, представив письменные возражения, согласно которым указывают, что Государственное финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в том числе по содействию гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 20.06.96 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности» (далее - Федеральный закон № 81-ФЗ) и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840 (далее - перечень № 840).
Пунктом 8 перечня № 840 предусмотрена реализация программ местного развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление РФ № 2252) утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В целях реализации постановления Правительства РФ № 2252, государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 № 816, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кузбасса (далее - Постановление Кузбасса №77).
Указанными документами предусмотрено следующее:
1) Орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса ежегодно до 1 февраля текущего года направляет в Министерство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по установленной форме (далее - заявка) с приложением следующих документов:
утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденных проектов ликвидации угольных шахт и разрезов, устанавливающий размер социальной выплаты по каждой семье, согласованный с Министерством энергетики Российской Федерации;
план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидии из областного бюджета (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан), утвержденный Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Министерство осуществляет проверку заявки уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса на комплектность в течение 5 рабочих дней с даты ее регистрации, по результатам которой принимает решение о заключении соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса или направлении заявки на доработку.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство заявки и документов на предоставление субсидий, отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, возлагается на муниципальное образование.
Не позднее 1 марта текущего года Министерство направляет в Министерство энергетики Российской Федерации сформированную по всем муниципальным образованиям заявку.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации (ГУРШ) обеспечивает организацию приема и рассмотрения заявки субъекта Российской Федерации и документов. Перечисление субсидий из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Далее осуществляется перечисление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
договор с гражданином о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, заключает орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасс.
Системное толкование вышеуказанных нормативных актов свидетельствует об отсутствии у главного распорядителя бюджетных средств на предоставление субсидий (Министерства) полномочий на формирование, проверку или утверждение списка граждан, подлежащих переселению, заключению договора.
\
В соответствии с пунктом 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит суд рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Министерства и направить в адрес копию судебного акта (л.д.173-174).
Не явился представитель ФГБУ «ГУРШ» уведомлен надлежащим образом, представил возражения (л.д.127-128), просит рассмотреть в отсутствие представителя, направив решение в адрес третьего лица.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемый Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации утвердить порядок финансирования мероприятий, указанных в пунктах 1 - 6 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Пунктом 8 Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 (ред. от 08.08.2020) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» предусмотрена реализация программ местного развития: а) снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; б) содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; в) реконструкция пострадавших в связи с ликвидацией угольных (сланцевых) шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков либо строительство новых объектов социальной инфраструктуры при условии, что затраты на их строительство не превышают затраты на реконструкцию; д) эксплуатация природоохранных объектов, переданных ликвидируемыми организациями угольной промышленности в муниципальную собственность; е) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила предоставления и распределения в 2024 и 2025 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
В целях реализации постановления Правительства РФ № 2252, государственной программы Кемеровской области - Кузбасса «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса», утвержденной постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 12.12.2023 № 816, постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 20.02.2024 № 77 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Кемеровской области - Кузбасса бюджетам муниципальных образований Кузбасса.
Указанными документами предусмотрено:
1) Орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса ежегодно до 1 февраля текущего года направляет в Министерство, являющееся главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на предоставление субсидий, заявку на предоставление субсидии из областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по установленной форме с приложением следующих документов:
утвержденный органом местного самоуправления список граждан, подлежащих переселению, составленный на основании утвержденных проектов ликвидации угольных шахт и разрезов, устанавливающий размер социальной выплаты по каждой семье, согласованный с Министерством энергетики Российской Федерации;
план-прогноз ежемесячного переселения граждан в пределах размера субсидии из областного бюджета (далее - план-прогноз ежемесячного переселения граждан), утвержденный Правительством Кемеровской области - Кузбасса.
Министерство осуществляет проверку заявки уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса на комплектность в течение 5 рабочих дней с даты ее регистрации, по результатам которой принимает решение о заключении соглашения с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасса или направлении заявки на доработку.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство заявки и документов на предоставление субсидий, отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, возлагается на муниципальное образование.
Не позднее 1 марта текущего года Министерство направляет в Министерство энергетики Российской Федерации сформированную по всем муниципальным образованиям заявку.
Министерство энергетики Российской Федерации с привлечением в установленном порядке подведомственной ему организации (ГУРШ) обеспечивает организацию приема и рассмотрения заявки субъекта Российской Федерации и документов. Перечисление субсидий из федерального бюджета осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства. Далее осуществляется перечисление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
договор с гражданином о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее - договор), по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, заключает орган местного самоуправления муниципального образования Кемеровской области - Кузбасс.
Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27 июня 2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учёбы или службы с данной площади.
В соответствии со статьёй 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшению жилищных условий определённых групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне, опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путём приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счёт средств федерального бюджета. Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам… производится за счёт средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно ч.1, 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации участники общей совместной собственности владеют и пользуются таким имуществом сообща.
Аналогичные положения закреплены в ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом (пункт 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вселение собственником жилого помещения членов своей семьи и иных граждан является реализацией права пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, в связи с чем, необходимо согласие всех сособственников этого жилого помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, вопрос 4).
Исключение составляет вселение несовершеннолетних детей в жилое помещение, где проживают их родители, которое осуществляется независимо от мнения остальных собственников жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что истцу Кузнецову В.А. на основании договора купли - продажи жилого дома от 18.11.1997 г. принадлежит жилой дом, расположенный в <адрес> (л.д.23, 75-76,85).
В жилом доме по адресу: <адрес> значатся зарегистрированными: Кузнецов В.А. с 29.12.1997 года по настоящее время (л.д.8-9, 21), Кузнецов Е.В. с 15.03.1999 года и по настоящее время (л.д.139,102-103).
Из ответа КУМИ г. Киселевска № от 2023 г. следует, что с Кузнецовым В.А. договор социального найма не заключался (л.д.20).
Из ответа ВНИМИ № от 24.05.2023 г. следует, что в заключении СФ АО ВНИМИ № от 24.09.2021 рассматривалась организационно правовая форма ООО Шахта «Киселевская» (л.д.24).
Письмом УГР Киселёвского городского округа № от 13.03.2023 года истцу Кузнецову В.А. отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку бывшая супруга Кузнецова Е.В. (брак расторгнут 21.02.2023) приобрела квартиру по <адрес> Выплата положена только сыну – Кузнецову Е.В. (л.д.10).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 24.09.2021 г. (л.д.25-47) жилой дом, расположенный в <адрес> признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной угольной шахте ООО Шахта «Киселёвская» и подлежит сносу.
Согласно записи о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов В.А. и Кузнецова (до брака Синкина) Е.В. вступили в брак и ДД.ММ.ГГГГ указанный брак, был расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77).
Кузнецов Е.В. приходится сыном Кузнецову В.А., что подтверждается записью о регистрации рождения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112). В период с 16.06.2012 г. по 24.08.2021 г. Кузнецов Е.В. состоял в зарегистрированном браке с Кузнецовой (Богдановой) К.Г., что подтверждается записями о регистрации и расторжении брака (л.д.116-117).
Из заключения № от 22.07.2014 СФ АО ВНИМИ видно, что дом по <адрес> не обследовался (л.д.65-74).
Согласно выписок из ЕГРН за Кузнецовой Е.В. числится жилое помещение – квартира, расположенная в <адрес>, дата государственной регистрации права 22.04.2021 г. (л.д.84), за Кузнецовым В.А. числится жилой дом, расположенный в <адрес>, иного недвижимого имущества у Кузнецова В.А. не имеется (л.д.85), за Кузнецовым Е.В. не зарегистрировано недвижимого имущества (л.д.86), за Кузнецовой К.Г. недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.142).
Согласно решению Киселевского городского суда от 30.11.2023 г. по делу № требования Кузнецовой Е.В. к Кузнецову В.А. об исключении имущества из совместной собственности и признании права собственности, удовлетворено. Квартира по адресу <адрес> исключена из совместно нажитого имущества супругов и квартира признана личным имуществом Кузнецовой Е.В., решение вступило в законную силу 05.12.2023 г. (л.д.154-156).
Из статьи 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» следует, что оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Таким образом, социальная выплата – это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности и подлежащего сносу, которые постоянно проживают в ветхом жилом помещении и не имеют иного жилого помещения, с целью обеспечения их жильём.
Внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.
Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Таким образом, исходя из вышеизложенных норм следует, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации шахты; отсутствие иного жилья.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 22.12.2023 № 2252 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.4 Постановления).
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что истцы проживают в доме с 1997 г. и по настоящее время, расположенном в <адрес>, что также нашло свое подтверждение в представленных истцами документах.
Согласно сведений из единого государственного реестра юридических лиц, а также ответа СФ АО ВНИМИ, ООО «Шахта «Киселевская» прекратило свою деятельность 04.09.2015 года (л.д. 87-95).
В собственности бывшей супруги истца Кузнецова В.А. – Кузнецовой Е.В. имеется недвижимое имущество, которое приобретено на ее личные средства, что подтверждено решением суда вступившим в законную силу и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела. Таким образом доводы представителя ответчика УГР КГО о наличии у бывшей супруги истца Кузнецова В.А. в совместной собственности имущества – квартиры, не могут быть приняты во внимание, как не соответствующие действительности, что установлено решением суда.
Из приведенных выше норм, право на включение в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, должно возникнуть на момент ликвидации шахты, однако возможность его реализации в данном случае возникла только после проведения соответствующей экспертизы – заключения СФ ОАО ВНИМИ от 24.09.2021 г. №
В связи с вышеизложенным, истцы подлежат включению в списки на предоставление социальной выплаты, требования истцов о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого, обязании включить в список граждан, подлежащих переселению и заключить договор на получение социальной выплаты для приобретения другого жилья взамен сносимого, следует удовлетворить.
В удовлетворении требований предъявленных к ответчику Министерству энергетики РФ, следует отказать за необоснованностью, поскольку в полномочия указанного ответчика не входит включение в списки и заключение договора, что возложено на муниципальное образование. Кроме того, при уточнении требований истцами требования к Министерству энергетики РФ не предъявлялись.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.