№ 5-264/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 ноября 2022 года г. Гусиноозерск
Судья Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия Сагаева Б.В., при подготовке к рассмотрению протокола об административном правонарушении в отношении:
Батбаяра Б.-О., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г<данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия поступил для рассмотрения протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Батбаяра Б.-О. по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ суд разрешает вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из протокола об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 25 мин. на <данные изъяты> км. автодороги «Улан-Удэ-Кяхта» Селенгинского района Республики Бурятия Батбаяр Б.-О., управляя транспортным средством Хёндай Юниверс с г.н. №, не выполнил требования п. 10.1 ППД РФ, уходя от столкновения с автомашиной марки ВАЗ 2104 с г.н. №, не справился с рулевым управлением, совершил съезд с дороги в кювет, то есть не учел скорость своего движения, которая бы обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил и при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, и принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в результате чего причинил легкий вред здоровью потерпевшим ФИО9., ФИО10.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в ч. 2 и ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
На основании ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ, лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Одной из процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его право воспользоваться услугами переводчика, которое может быть реализовано на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Также согласно ч. ч. 3, 4 ст. 25.10 КоАП РФ переводчик обязан выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью; переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода по ст. 17.9 КоАП РФ.
В нарушение вышеуказанных требований при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Батбаяра Б.-О., который является иностранным гражданином, нет сведений о разъяснении последнему прав, предусмотренных ст. 24.2 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении не отражено об участии переводчика, сведения об его личности, документах, удостоверяющих личность переводчика.
Несмотря на это в протоколе об административном правонарушении 03 АП №№ от ДД.ММ.ГГГГ в графе о предупреждении об административной ответственности переводчика за выполнение заведомо неправильного перевода по ст. 25.10 ч.4 КоАП РФ, имеется подпись неустановленного лица, без расшифровки инициалов.
В протоколе об административном правонарушении 03 АП №№ от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о разъяснении переводчику его прав и обязанностей в соответствии со ст. 25.10 КоАП РФ, а также сведения о предупреждении переводчика об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода по ст. 17.9 КоАП РФ.
В объяснениях Батбаяра Б.-О. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют сведения об участии переводчика при их составлении.
Право пользоваться услугами переводчика распространяется и на получение лицом всех составленных в отношении него документов на родном языке, перевод протокола об административном правонарушении на родной язык или другой выбранный язык для общения (его копия) и сведения о получении Батбаяром Бямба-Очиром данного перевода в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Установленный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
По смыслу Закона права на защиту должны быть обеспечены лицу, в отношении которого ведется производство по делу, на всех его стадиях, в том числе на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
В силу части 4 этой же статьи до направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Приведенные требования закона должностным лицом выполнены не были, лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, потерпевшие о назначении экспертизы до ее проведения ознакомлены не были, сведения о разъяснении им положений статьи ст. 26.4 КоАП РФ суду не представлены.
При этом сведения о том, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными, не представлены.
Указанные нарушения не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства при рассмотрении данного дела об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 ст.29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд вправе возвратить протокол для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Батбаяра Б.-О. и прилагаемые материалы в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.24 КоАП РФ в отдел МВД РФ по Селенгинскому району для устранения недостатков.
Копию настоящего определения направить Батбаяру Б.-О., потерпевшим ФИО9., ФИО10., ОМВД России по Селенгинскому району.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вручения.
Судья Б.В.Сагаева