Дело № 2-274/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2019 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Лаврентьевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл к Власову С. В. о признании недействительной (ничтожной) сделки, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки,
Установил:
Администрация Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в суд с иском к Власову С.В., в котором с учетом уточнения просила признать договор аренды земельного участка № от 17 января 2017 года с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, заключенный между администрацией Помарского сельского поселения и Власовым С.В., недействительным и применить последствия недействительности сделки – обязать Власова С.В. возвратить муниципальному образования «Помарское сельское поселение» в лице администрации земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, по акту приема – передачи в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указанно, что 17 января 2017 года между истцом и ответчиком был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район. Срок действия договора с 17 января 2017 года по 17 января 2020 года, согласно Акту приема – передачи земельного участка от 17 января 2017 года. Помарской сельской администрацией на официальном сайте муниципального образования «Волжский муниципальный район» (www.rvolzsk.ru) и в газете «Волжские вести – Юл увер» от 08 сентября 2016 года опубликовано извещение о возможности предоставления гражданам в аренду земельного участка для садоводства: Республика Марий Эл, Волжский район, общей площадью 600 кв.м., в южной части кадастрового квартала №. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении указанного земельного участка для указанных целей в течение 30 дней со дня опубликования указанного извещения вправе подавать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды вышеназванного земельного участка.
Однако на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещения о возможности предоставления гражданам вышеназванного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Помарской сельской администрацией не размещено.
Власову С.В. отправлено уведомление от 12 сентября 2018 года № о расторжении договора аренды земельного участка № от 17 января 2017 года путем заключения соглашения и передачей земельного участка по акту приема – передачи арендодателю в течение 30 дней с момента получения уведомления. Однако ответа в срок не получено.
В судебном заседании представитель истца администрации Помарского сельского поселения Калабашкин А.В. уточненные требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в иске.
Ответчик Власов С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен.
В судебное заседание третье лицо - администрация муниципального образования Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл не явилась, извещены надлежащим образом, в адрес суд представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав представителя истца Калабашкина А.В., материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В издании "Волжские вести" от 08 сентября 2016 года опубликована информация о возможности предоставления администрацией Помарского сельского поселения земельного участка гражданину, расположенного Республика Марий Эл, с.Помары, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: садоводство, общей площадью 600 кв.м. в южной части кадастрового квартала №
Постановлением главы Администрации Помарского сельского поселения ФИО № от 10 ноября 2016 года принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 600 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – садоводство, адрес: Республика Марий Эл, Волжский район, в южной части кадастрового квартала №
Из межевого плана, подготовленного ООО «Терра» 13 ноября 2016 года следует, что по заданию Власова С.В. кадастровым инженером ФИО определены координаты границ, образуемого земельного участка по адресу: Республика Марий, Волжский район, в южной части кадастрового квартала №
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 февраля 2019 года № КУВИ-001/2019-3163118, 02 декабря 2016 на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером № категория земель- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – садоводство, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район.
Постановлением Помарской сельской администрации № от 17 января 2017 года Власову С.В. предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., местоположение: Республика Марий Эл, Волжский район, в аренду на срок три года для садоводства.
По договору аренды земельного участка от 17 января 2017 года №, заключенного между администрацией Помарского сельского поселения и Власовым С.В., последнему на праве аренды с 17 января 2017 года на срок три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером № для садоводства.
По акту приема-передачи от 17 января 2017 года земельный участок с кадастровым номером № передан администрацией Помарского сельского поселения Власову С.В.
Договор аренды земельного участка от 17 января 2017 года № не зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
07 августа 2018 года и.о. межрайонного прокурора ФИО в адрес администрации муниципального образования «Помарское сельское поселение» вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства с указанием на необходимость обращения в суд об оспаривании договоров аренды земельных участков, заключенных с нарушением требований законодательства.
12 сентября 2018 года истцом направлено ответчику уведомление с предложением расторгнуть договор аренды земельного участка № от 17 января 2017 года. Сведений о том, что оспариваемый договор между сторонами расторгнут и земельный участок передан истцу не имеется.
Ссылаясь на то, что указанный договор аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования Помарское сельское поселение, заключен с нарушением действующего законодательства, вследствие чего является недействительной сделкой.
Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 Постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ" указано, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ.
В извещении указываются сведения, установленные частью 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
При этом в силу части 3 статьи 39.18 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено частью 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В силу части 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В свою очередь в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 7 статьи 39.18 ЗК РФ).
Таким образом, целью регулирования статьи 39.18 ЗК РФ является выявление препятствий для реализации главами КФХ и гражданами прав на получение земельного участка без проведения торгов (выявления конкуренции в отношении возможных к предоставлению земельных участков). Изложенная направленность правового регулирования обуславливает установленную законодателем обязанность уполномоченного органа обеспечить информирование всех заинтересованных в получении соответствующего земельного участка лиц.
Материалами дела подтверждается, что 10 ноября 2016 года Власов С.В. обратился к главе администрации Помарского сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, в южной части кадастрового квартала №, на праве аренды, для садоводства.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
Согласно сведений представленных истцом с сайта www.torgi.gov.ru извещение о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № не опубликовывалось.
С учетом изложенного, не опубликование извещения о возможности предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером № свидетельствует о несоблюдении администрацией Помарского сельского поселения требований пункта 1 части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в части размещения извещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом опубликование извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе в отношении спорного земельного участка лишь в официальном печатном издании "Волжские вести", в отличие от официального сайта торгов, не способно в должной степени обеспечить информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении вещных прав в отношении спорного земельного участка и участие в аукционе, поскольку тираж газеты является количественно и территориально ограниченным.
Таким образом, информация о предстоящем аукционе на право заключения договора аренды земельного участка предоставлена Администрацией Помарского сельского поселения небольшому кругу лиц, которые получили (имели возможность приобрести) небольшой тираж газеты "Волжские вести". При этом оказались ограниченными права других потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов, которым в соответствии действующим законодательством предоставлено право иметь равный доступ к такой информации. Тем самым первым предоставлено преимущественное положение и приоритетный доступ к информации об аукционе.
Как уже отмечалось, согласно положениям пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для размещения информации, в том числе о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации определен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В связи с изложенным земельный участок с кадастровым номером № предоставлен Власову С.В. с нарушением установленного порядка, в связи с не размещением информации о проведении торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Частью 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что с 01 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
При этом частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
При таком положении дел создается и угроза нарушения права неопределенного круга лиц, поскольку предоставления земельного участка в аренду, без соблюдения установленной процедуры, не позволяет решить о возможности использования гражданами использования данного земельного участка в не запрещенных законом целях.
В связи с изложенными обстоятельствами суд в соответствии со статьей 168 ГК РФ считает возможным в интересах законности признать недействительным (ничтожным) договор аренды № от 17 января 2017 года, земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, заключенный между администрацией Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл и Власовым С.В.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Признав договор аренды № от 17 января 2017 года, находящегося в муниципальной собственности земельного участка недействительным, суд считает необходимым обязать Власова С.В. возвратить муниципальному образованию Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий земельный участок, с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, по акту приема передачи в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Из системного анализа положений Федерального закона от 21июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.
Поскольку как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 04 марта 2019 года № КУВИ-001/2019-4996581, на момент предоставления ответчику земельного участка, с кадастровым номером № он находился в пределах гидротехнического сооружения – намывной волноустойчивый пляжный откос, кадастровый № (принят на учет как бесхозяйный объект 09 апреля 2013 года) и сведения об этом имелись в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.49-51), суд считает, что Власов С.В. не являлся добросовестным приобретателем для целей рассмотрения данного спора и может быть освобожден от обязанности возвратить полученное имущество на этом основании.
С учетом удовлетворенных исковых требований с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлину 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования администрации Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл к Власову С. В. о признании недействительной (ничтожной) сделки, применении последствий недействительности (ничтожности) сделки удовлетворить.
Признать договор аренды № от 17 января 2017 года земельного участка с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, заключенный между администрацией Помарского сельского поселения Волжского муниципального района Республики Марий Эл и Власовым С. В. недействительным (ничтожным), применить последствия недействительности (ничтожной) сделки.
Обязать Власова С. В. возвратить муниципальному образованию Помарское сельское поселение Волжского муниципального района Республики Марий земельный участок, с кадастровым номером № площадью 600 кв.м., по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район, по акту приема передачи в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Власова С. В. в доход бюджета городского округа «Город Волжск» государственною пошлину 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Малышева Л.Н.
В окончательной форме решение принято 20 марта 2019 года