Дело № 2а-5771/2023
УИД 73RS0001-01-2023-006330-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Шабинской Е. А.,
при секретаре Канашкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г. Ульяновска к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак Инне Владиславовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя,
установил:
административный истец администрация г. Ульяновска обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Ленинского районного суда г. Ульяновска по делу № вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: возложение обязанности на администрацию города Ульяновска провести работы по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав – исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. вынесла постановление о взыскании с администрации г. Ульяновска исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП.
Администрация г. Ульяновска просит освободить от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., взысканного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не представлялось возможным по объективным причинам. Сохраняется сложная ситуация вследствие дефицита средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Кроме того, администрация г. Ульяновска приняла все меры по надлежащему исполнению решения суда, исполнив его в добровольном порядке. В настоящее время Управлением разрабатывается техническое задание для проведения работ по паспортизации вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования местного значения в г. Ульяновске. Паспортизация автомобильной дороги представляет собой сложный технологический процесс, требующий выполнения большого комплекса работ, которые возможно выполнить только на основании заключенных государственных контрактов, в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При таких обстоятельствах, имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание стороны не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ходак И.В. представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором указала, что против удовлетворения заявления возражает ввиду отсутствия законных оснований.
Суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по делу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).
Согласно ст.ст. 14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.105 Закон «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - администрации г. Ульяновска о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по адресам: <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., <адрес> протяженностью <данные изъяты> м., <адрес> протяженностью <данные изъяты> м. в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом исполнителем Ходак И.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству – администрации г. Ульяновска в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Данное постановление вынесено в строгом соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы. Для применения рассматриваемой меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и на все денежные средства имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования. Для надлежащего исполнения решения суда необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение комплекса работ, что требует значительно более пятидневного срока и с учетом даты вынесения постановления о взыскания исполнительного сбора указанные работы очевидно в силу объективных причин не могли быть проведены.
Суд приходит к выводу о том, что неисполнение решения суда в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, у должника отсутствовал умысел на уклонение от исполнения требований постановления.
На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации г. Ульяновска от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Администрации г. Ульяновска удовлетворить.
Освободить Администрацию г. Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е. А. Шабинская.