Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-190/2024 от 25.03.2024

Судья Котов Р.В. УИД 11RS0006-01-2023-001017-59

Дело № 21-190/2024

(дело в суде первой инстанции № 12-65/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Плесовская Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 03 апреля 2024 года жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 22 мая 2023 года <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 22 мая 2023 года <Номер обезличен> ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

01 декабря 2023 года ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» реорганизовано в форме присоединения к ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2024 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» без удовлетворения.

В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, защитником ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» ... ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, ввиду их незаконности и необоснованности, прекращении производства по делу за отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.

В письменных возражениях доводам жалобы, представленным административным органом, указано на их необоснованность, заявлена просьба об оставлении обжалуемых актов без изменения.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и административный орган, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. Административный орган представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие вызванных лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, письменных возражений, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее также Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пунктом 2 части 2 статьи 22 Федерального закона «О недрах» предприятия - недропользователи обязаны обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Статьей 23.2 Закона о недрах определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионного соглашения, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Из раздела 6 пункта 6.5.2 Приказа Минприроды Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356 «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья» следует, что система ППД (поддержания пластового давления) должна обеспечивать: объемы закачки рабочего агента в ЭО и давление его нагнетания по скважинам, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения; подготовку рабочего агента до кондиций (по составу, физико-химическим свойствам, содержанию мехпримесей, кислорода, сероводорода и микроорганизмов), удовлетворяющих требованиям технического проекта разработки месторождения; возможность систематических замеров рабочего давления и приемистости каждой скважины; контроль качества рабочего агента с периодичностью, предусмотренной техническим проектом разработки месторождения; требования по охране недр. Назначение скважин может меняться в процессе разработки месторождения на основании утвержденных решений технического проекта или в соответствии с подпунктом "в" пункта 5.16 настоящих Правил (раздел № 7 статьи 7.10 вышеуказанного приказа).

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, составляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу на основании решения от 09.03.2023 <Номер обезличен> в период с 11.04.2023 по 24.04.2023 проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Лукойл-Коми» по объекту геологического надзора – Денисовская впадина, ....

ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является владельцем лицензии на пользование недрами ... с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр Денисовская впадина. Лицензия зарегистрирована <Дата обезличена> МНР России Федеральным агентством по недропользованию <Номер обезличен> Дата окончания действия лицензии <Дата обезличена>.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий (акт плановой документарной проверки от 24.04.2023 <Номер обезличен>) установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» в нарушение пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах не выполнено условие проектного документа «Дополнение к технологическому проекту разработки Южно-Баяндыского нефтяного месторождения Республики Коми» и п. 3.1 раздела 3 Решения ЦКР Роснедр по УВС по вводу в эксплуатацию в 2022 году неработающих скважин <Номер обезличен> в полном объеме и в установленные сроки (скважины <Номер обезличен> числятся в консервации, а скважина <Номер обезличен> - в бездействующем фонде, освоение скважины <Номер обезличен> запланировано во втором квартале 2023 года).

Также установлено несоответствие качества закачиваемых вод на приеме объекта системы ППД Восточно-Ламбейшорского месторождения в части превышения допустимого содержания механических примесей (взвешенных веществ) в воде после ее подготовки для закачивания в систему ППД через систему БКНС в 2022 году, установленного в соответствии с проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения», утвержденным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 27.11.2019 <Номер обезличен>, с учетом Требований к качеству воды, используемой для заводнения на нефтяных месторождениях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ», утвержденных приказом ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» от 05.03.2021 <Номер обезличен> (по факту 278,8+11,0 мг/дм3, по проекту до 3 мг/дм3 и до 20 мг/дм3).

По факту установленных ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» нарушений законодательства о недрах Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» составлены протоколы об административных правонарушениях <Номер обезличен>/<Номер обезличен> юл и <Номер обезличен> юл от 10 мая 2023 года, по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые определением должностного лица административного органа от 16 мая 2023 года объединены для совместного рассмотрения по правилам части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность указанного лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколами об административном правонарушении <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от 10 мая 2023 года, лицензией на пользование недрами ..., проектной документацией, актом плановой документарной проверки <Номер обезличен> от 24 апреля 2023 года, а также другими материалами дела, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда исходил из того, что ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» не представлено доказательств отсутствия фактической возможности выполнения условий лицензии и условий проектных документов «Дополнение к технологическому проекту разработки Южно-Баяндыского нефтяного месторождения Республики Коми» и «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения», в связи с чем юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи городского суда не имеется.

Доводы жалобы защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» ... о необоснованности вынесенных по делу актов ввиду того, что положениями Приказа Минприроды Российской Федерации от 14 июня 2016 года <Номер обезличен> «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья» не предусмотрены показатели «Выполнение программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (из консервации) в полном объеме и в установленные действующим документом сроки» и «Качество закачиваемых вод при приеме объекта в системе ППД», при этом невыполнение программы в 2022 году и несоблюдение показателей качества воды не повлияли на положения проектного технического документа и позволило вести рациональную разработку недр (со ссылкой на пункт 5.1 раздела V Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года <Номер обезличен> и указанием, что судом не дана оценка данным доводам), являются несостоятельными.

Пунктом 5.1. раздела V указанных Правил <Номер обезличен> показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах", в части обеспечения соблюдения требований технических проектов, являются:

а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов A + B1 по месторождению в целом;

б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом;

в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A + B1 (C1) по месторождению в целом.

При этом требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а" - "в" настоящего пункта.

ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» самостоятельно и добровольно приняло на себя риски по соблюдению требований технического проекта. Утвердив проектные документы «Дополнение к технологическому проекту разработки Южно-Баяндыского нефтяного месторождения Республики Коми» и «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения», юридическое лицо должно было определить свои риски и ограничения, с которыми объективно будет связана его деятельность по добыче нефти, должно было провести необходимые мероприятия в 2022 году для выполнения программы работ по вводу в эксплуатацию неработающих скважин (№<Номер обезличен>) Южно-Баяндыского нефтяного месторождения в полном объеме и в установленные действующим проектным документом сроки, как и соблюдение требований по качеству закачиваемых вод.

Как было указано выше, ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, которым определены обязанности пользователей недр, а именно соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Не только технических проектов, как это приведено в пункте 5.1 Приказа Минприроды Российской Федерации от 14.06.2016 <Номер обезличен> «Об утверждении правил разработки месторождения углеводородного сырья», а всех заключенных проектов, планов и схем в сфере недропользования. ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» проектные документы «Дополнение к технологическому проекту разработки Южно-Баяндыского нефтяного месторождения Республики Коми» и «Дополнение к технологической схеме разработки Восточно-Ламбейшорского нефтяного месторождения» в полном объеме в 2022 году не выполнены. Доказательств невозможности их выполнения, наличие уважительных причин или объективных обстоятельств невыполнения не приведено, судом при рассмотрении настоящего дела не добыто.

Иная оценка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица административного органа и судьи городского суда, основанием к изменению или отмене принятых по делу актов не является.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущей судебной инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении судьи городского и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией инкриминируемой статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица и судьи городского суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 22 мая 2023 года <Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-КОМИ» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» Назирова Р.Р. – без удовлетворения.

Судья - Н.В. Плесовская

21-190/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Плесовская Н.В.
Статьи

ст.7.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
25.03.2024Материалы переданы в производство судье
03.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Дело оформлено
04.04.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее