УИД: 18RS0015-01-2022-000786-84
Дело № 2-70/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камбарка 07 февраля 2023 года
Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Увинского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Март» о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капительного ремонта многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Увинского района Удмуртской Республики, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Март», требуя в срок до 01 июня 2023 г. устранить выявленные нарушения при выполнении работ по капительному ремонту крыши, многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Исковые требования в целом мотивированы следующим.
Прокуратурой Увинского района в рамках поступившего обращения с доводами о ненадлежащем проведении капитального ремонта крыши дома, расположенного по адресу: <адрес>, проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Проведённой проверкой установлено, что между НУО «Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике» (Заказчик) и ООО «Март» (Подрядчик) заключен Договор подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор), согласно которому Подрядчик обязан своими силами, из материалов Подрядчика выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества МКД, в том числе по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в согласованном с Заказчиком составе выполняемых работ и применяемых материалов в соответствии с дефектными ведомостями и локальными сметными расчётами, Техническим заданием на работы но капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (п. 1.1).
Срок окончания выполнения работ - в соответствии с графиком выполнения работ, являющимися неотъемлемой частью Договора, но не позднее 30 ноября 2019 г. (п. 2.1 Договора).
Согласно п. 2.3 Договора до истечения срока окончания выполнения работ, определённого п. 2.1 Договора, предусмотренные п. 1.1 Договора результаты выполнения работ по каждому виду работ многоквартирного дома должны быть переданы Подрядчиком Заказчику с подписанием Акта приёмки выполненных работ законченного капитальным ремонтом вида работ МКД, который подписывается Подрядчиком, организацией, осуществляющий строительный контроль за ходом работ, лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, с предоставлением Акта о приёмке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2, справке о стоимости затрат по форме КС-№ 3, на основании счёта и счёта-фактуры, а также исполнительной документации.
Пунктом 5.3.4.1 заключенного Договора установлено, что подрядчик обязуется обеспечить производство работ в соответствии с графиком работ, требованиями технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов и других нормативных технических документов, а также в соответствии с техническим заданием настоящего договора.
В силу положений п. 5.3.4.2 Договора, при выполнении работ по настоящему Договору Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренные п. 1.1. в полном объёме, качественно, в соответствии с определёнными договором условиями, в согласованном с Заказчиком порядке проведения работ и согласованном с Заказчиком составе выполняемых работ и применяемых материалов.
Согласно п. 5.3.6 Договора, Подрядчик обязуется сдать результаты Заказчику в порядке и сроки, определённые Договором, совместно с Заказчиком ввести объект в эксплуатацию, подписав всеми членами комиссии Акт приёмки выполненных работ законченного капитальным ремонтом вида работ многоквартирного дома.
Кроме того, к обязанностям Подрядчика относится устранение за свой счёт и дефектов, выявленных Заказчиком и организацией, осуществляющей строительный контроль за ходом выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в ходе выполнения работ и при приёме работ, а также выявленные в период гарантийного срока, в порядке и в сроки, определённые Заказчиком, договором и действующим законодательством.
В соответствии с п. 6.9 Договора при обнаружении рабочей комиссией, в ходе приёмки в эксплуатацию объекта, недостатков (дефектов) в выполненных работах составляется Акт об обнаружении недостатков (дефектов) в выполненных работах, в котором фиксируется перечень недостатков (дефектов) и сроки их устранения Подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки (дефекты) за свой счёт в установленные сроки, указанные в Акте об обнаружении недостатков (дефектов) в выполненных работах, с составлением Акта об устранении недостатков (дефектов) в выполненных работах.
Гарантийный срок на выполненные по договору работы составляет 60 месяцев с даты составления сторонами Акта приёмки выполненных работ законченного капитальным ремонтом вида работ МКД, с момента составления которого, обязательства Подрядчика по договору считаются исполненными при условии эксплуатации результат работы в соответствии с нормами и правилами и (или) отсутствия случаев повреждения либо вмешательства в результат работ третьих лиц (п. 7.5 Договора).
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённым Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. (далее - Правила), ремонт крыш относится к перечню работ, выполняемых в рамках проведения капитального ремонта жилищного фонда. Организация и планирование капитального ремонта относятся к компетенции владельца жилого дома (п. 2.4), а обязанность по непосредственному осуществлению ремонтных работ возлагается на эксплуатирующую организацию.
В ходе проверки установлено, что замечания и недостатки, выявленные комиссией при осмотре крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> не устранены, работы по устранению дефектов подрядной организацией в надлежащем порядке не осуществляются.
Так, Акт о приёмке выполненных работ (далее - Акт) подписан Подрядчиком 19.02.2020 г.
Вместе с тем, в течение времени с момента подписания Акта по истёкший период 2022 г. неоднократно выявлялись недостатки (дефекты) в выполненных работах при ремонте крыши многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается соответствующими документами.
Согласно Гарантийному письму, поступившему в НУО «Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике» 19.02.2021 г., подрядная организация ООО «Март» обязуется устранить замечания по акту осмотра от 11.01.2021 г. по ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> а именно:
- не закреплён мауэрлат со старым мауэрлатом, не уложена гидроизоляция в местах примыкания к кирпичной кладке;
- флюгарки установлены на уровне до 50 мм над вентиляционными шахтами (6 шт.);
- не отрегулировано слуховое окно;
- не срезаны гвозди на карнизе.
При этом срок выполнения указанных работ установлен до 15 мая 2021 г.
Однако, на конец 2021 г., согласно Акту от 30.12.2021 г., проведённому комиссией в составе представителей заказчика НУО «Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике», Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Увинский район Удмуртской Республики», уполномоченного представителя собственников МКД, установлено, что работы по гарантийному письму об устранении выявленных недостатков выполненного капитального ремонта крыши жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, подрядной организацией ООО «Март» не выполнены. Кроме того, выявлены иные недостатки в выполненных работах, а именно гайки на шпильках крепления мауэрлата не затянуты; лента на утеплении фоновых стояков на чердаке (вспененный полиэтилен) ослаблена, обвисла.
График устранения выявленных замечаний после проведения капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес> своевременно в НУО «Фонд капитального ремонта в Удмуртской Республике» не направлен.
По фактам выявленных нарушений прокуратурой Увинского района 14.03.2022 г. в адрес директора ООО «Март» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Однако по результатам рассмотрения представления ООО «Март» меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства не приняты, в связи с чем, прокурор обратился в суд с исковым заявлением.
Данные нарушения могут стать причиной нарушения конституционных прав граждан на жилище (л.д. 4-8).
Действующий от имени прокурора Увинского района на основании поручения прокурор Камбарского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть иск без его участия, на удовлетворении требований настаивал.
Ответчик ООО «Март» в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Каких-либо возражений, ходатайств по делу не представило.
Третье лицо НУО «Фонд капитального ремонта в УР» в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв, согласно которому полагает, что ответственность по устранению недостатков, выявленных в процессе гарантийного срока эксплуатации по проведённому капитальному ремонту, лежит на подрядчике - ООО «Март».
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Предметом настоящего пора являются отношения, вытекающие из договора о выполнении капитального ремонта МКД.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством РФ.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.
Так, в силу пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 42 Правил установлена ответственность управляющих организаций и лиц, оказывающих услуги и выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, за нарушение своих обязательств и ненадлежащее содержание общего имущества дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счёт средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт крыши.
В силу ст. 182 ЖК РФ закреплены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которыми региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе:
2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за её качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счёт и своими силами;
4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
5) осуществлять приёмку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
11) нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений; исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, несёт ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведённых выше норм права следует, что жилищным законодательством установлена ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлечёнными региональным оператором, при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Таким образом, в силу прямого указания закона, у регионального оператора возникает ответственность за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. Сама ответственность регионального оператора обусловлена событием, а именно фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определённый объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Так, из материалов дела следует, что 16.08.2019 г. между НУО «Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД в Удмуртской Республике» (Заказчик) и ООО «Март» (Исполнитель) заключен договор подряда №. Договор подписан сторонами при помощи электронной подписи.
Предметом договора являлось выполнение Подрядчиком своими силами из материалов подрядчика работ по капитальному ремонту общего имущества МКД и (или) инженерных систем МКД, в соответствии с Перечнем объектов капитального ремонта (Приложение № 1 к договору) в согласованном с Заказчиком составе выполняемых работ и применяемых материалов в соответствии с дефектными ведомостями и локальными сметными расчётами (приложение № 2), Техническим заданием на работы по капитальному ремонту общего имущества МКД (Приложение № 3 к договору).
Так в приложении № 1 указаны работы, в том числе по ремонту крыши МКД № 9 по <адрес> (п. 5 списка). Цена работ – 1288191,60 руб. (без НДС). Кроме того, в разделе № 1 указаны основные требования по выполнению работ по капитальному ремонту скатной крыши МКД.
Как следует из Акта приёмки выполненных работ от 19.02.2020 г., комиссия из уполномоченных лиц приняла решение принять крышу МКД в эксплуатацию (л.д. 24).
Вместе с тем по прошествии непродолжительного времени были обнаружены недостатки работ, о которых 24.12.2020 г. представитель собственников МКД Конышев Н.Г. сообщил в НУО «Фонд капитального ремонта в УР» (л.д. 26).
Заявителю было сообщено, что по результатам обращения состоялась выездная комиссия, по результатам работы которой составлен Акт от 19.01.2021 г., а подрядная организация обязана в 10-дневный срок приступить к устранению выявленных замечаний (л.д. 27).
Актом осмотра от 19.01.2021 г. указаны выявленные недочёты и недостатки выполненных работ по ремонту крыши дома № 9 ул. Микрорайон д. Поршур-Тукля (л.д. 28).
Также представителю собственников МКД было сообщено о том, что подрядная организация ООО «Март» приступила к устранению недостатков выполненных работ, а недостатки, которые в зимнее время устранить невозможно, ООО «Март» обязалось устранить до 15.05.2021 г. (л.д. 29, 31).
Однако в установленный срок недостатки работ устранены не были, по причине чего директору ООО «Март» прокурором Увинского района внесено представление от 14.03.2022 г. об устранении недостатков федерального законодательства (л.д. 33-34).
Кроме того, 09.11.2022 г. НУО «Фонд капитального ремонта» в адрес ООО «Март» внесена претензия об устранении недостатков (л.д. 35).
Несмотря на это, до настоящего времени сведений об устранении недостатков работ не имеется.
Согласно п. 2.2 Договора подряда, срок окончания выполнения работ является исходным для определения имущественных санкций в случае нарушения Подрядчиком срока выполнения работ по договору.
В силу с п. 5.3.4.2 Договора подряда, Подрядчик обязан выполнить работы в полном объёме, качественно, в соответствии с условиями договора.
В соответствии с п. 6.3 Договора подряда, приёмка результатов выполненных работ осуществляется в соответствии с ВСН42-85 (р).
При обнаружении рабочей комиссией в ходе приёмки в эксплуатацию объекта, недостатков (дефектов) в выполненных работах, составляется Акт об обнаружении недостатков (дефектов). Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки (дефекты) за свой счёт в установленные сроки, указанные в Акте об обнаружении недостатков (дефектов) в выполненных работах, с составлением Акта об устранении недостатков (дефектов) в выполненных работах (п. 6.9 Договора подряда).
В пункте 7.5 Договора подряда закреплено, что гарантийный срок на выполненные по договору работы составляет 60 месяцев с даты составления сторонами Акта приёмки выполненных работ законченного капитальным ремонтом вида работ многоквартирного дома, с момента составления которого обязательства Подрядчика по договору считаются исполненными при условии эксплуатации результата работы в соответствии с нормами и правилами и (или) отсутствия случаев повреждения либо вмешательства в результат работ третьих лиц.
Таким образом, с даты приёмки выполненных работ и до настоящего времени, недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, Подрядчиком ООО «Март» не устранены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ответчиком требований закона и условий договора подряда в части исправления недостатков, допущенных при выполнении работ.
Срок для устранения недостатков, предлагаемый истцом, суд считает разумным и достаточным.
Поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, то с ответчика в доход бюджета Муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить иск прокурора Увинского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Март» (ИНН 1838005640) о возложении обязанности устранить недостатки, допущенные при проведении капитального ремонта многоквартирного дома.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Март» в срок до 01 июня 2023 года устранить выявленные нарушения при выполнении работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Март» в доход бюджета муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2023 года.
Судья Мавлиев С.Ф.