Дело № 2-233/2024 (2-4477/2023)
УИД 59RS0001-01-2023-005161-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 1 февраля 2024 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего Даниловой Ю.И.,
при помощнике судьи Дубровиной Е.О.,
с участием представителя истца ФИО2,
представителя ответчика МАОУ «Гимназия №» - директора ФИО3,
представителя ответчика муниципального образования «город Пермь» в лице администрации города Перми – ФИО4,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № имени Братьев Каменских» г. Перми, муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации города Перми о возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние,
установил:
прокурор Адрес обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Гимназия № имени Братьев Каменских» Адрес (сокращенное наименование – «МАОУ «Гимназия №» Адрес), муниципальному образованию «Адрес» в лице администрации Адрес с требованиями устранить нарушение правил эксплуатации двух защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу Адрес, в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми на основании задания прокуратуры Пермского края от Дата № проведена проверка состояния двух защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Адрес, по результатам которой выявлено ненормативное состояние защитных сооружений. В ходе проверки установлено, что в здании по адресу Адрес расположены два защитных сооружения ... здание по адресу Адрес, установленный класс ЗС ГО – A-V (согласно паспорту ЗС ГО от Дата); ЗС ГО № общей площадью 156,8 кв.м, принято в эксплуатацию в 1951 году, встроено в 4-х этажное здание (по адресу Адрес), установленный класс ЗС ГО – A-V (согласно паспорту ЗС ГО от Дата).
Согласно информации, представленной Департаментом имущественных отношении администрации Адрес от Дата № отдельно стоящее здание общей площадью 374,5 кв.м по адресу Адрес включено в реестр муниципального имущества Адрес (Постановление Верховного совета Российской Федерации от Дата №, решение малого Совета народных депутатов № от Дата) и закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «Гимназия №» Адрес (приказ комитета по управлению имуществом Адрес от Дата №, распоряжение начальника департамента имущественных отношений администрации Адрес № СЭД-19-09-946 от Дата), реестровый №. Право собственности на здание по адресу Адрес, кадастровый №) подтверждается выпиской ЕГРН от Дата.
Дата прокуратурой района с привлечением начальника ОНДиПР Адрес ФИО5, с участием директора гимназии ФИО6, ведущего специалиста отдела защиты МКУ «Пермское городское Управление гражданской защиты» ФИО7, заместителя МКУ «Пермское городское Управление гражданской защиты» ФИО8, представителя Департамента имущественных отношений администрации Адрес ФИО9 проведен осмотр двух ЗС ГО по адресу Адрес. По результатам данного осмотра выявлены следующие нарушения при эксплуатации двух ЗС ГО, которые оформлены справкой 1 ОНДиПР по Адрес ГУ МЧС России по Адрес от Дата:
1. в нарушение пп. 4.1.3, 4.1.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от Дата № (далее – Правила №), не проводится оценка технического состояния ЗС ГО, акты оценки не оформлены,
2. в нарушение пп. 4.1.7, 5.2.4 Правил № не составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций,
3. в нарушение п. 6.2.3 Правил № не обозначены маршруты движения к ЗС ГО,
4. в нарушение п. 5.1.1, Таблицы 2 Правил № не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем ЗС ГО,
5. в нарушение п. 3.6 Правил № ЗС ГО не обеспечены следующей документацией: журнал проверки состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ),
6. в нарушение п. 3.2.1 Правил № при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим ЗС и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических дверей, инженерно-технического оборудования (защитно-герметические двери имеют следы коррозии и повреждения резинового уплотнителя, инженерно-техническое и фильтровентиляционное оборудование отсутствует (демонтировано),
7. в нарушение пп. 4.1.3, Дата Правил № герметичность ЗС ГО не проверяется,
8. в нарушение п. 5.2.1 Правил № в ЗС ГО не проводится ремонт строительных конструкций,
9. в нарушение п. 6.2.2 Правил № не пронумерованы защитно-герметичные и герметичные двери и ставни ЗС ГО,
10. в нарушение п. 5.2.3 Правил № не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО,
11. в нарушение п. 1.6 Правил № ЗС ГО не обеспечены запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противопожарные и другими медицинские изделия для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых.
Неготовность ЗС ГО к приему укрываемых, несоблюдение установленных требований к нормативному состоянию ЗС ГО ведет к нарушению основных задач в области гражданской обороны, в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
При указанных обстоятельствах прокурор Дзержинского района г. Перми обратился с настоящим иском, в котором просит возложить на МАОУ «Гимназия №» Адрес, муниципальное образование город «Пермь» в лице администрации Адрес обязанность устранить нарушение требований правил эксплуатации двух защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу Адрес, в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу, а именно:
- обеспечить проведение оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны,
-обеспечить составление годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны,
- обозначить маршруты движения к защитным сооружениям гражданской обороны,
- обеспечить соблюдение сроков проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журнал проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны документации по сигналам оповещения гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны планов защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящихся в них оборудования и путей эвакуации,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны списков личного состава группы (звена) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций по использованию средств индивидуальной защиты,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правилами пользования приборами,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций о мерах пожарной безопасности,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны правил поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналами учета обращений укрываемых за медицинской помощью,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналов регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны схем эвакуации укрываемых из очага поражения,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналов регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ),
- обеспечить соблюдение в защитных сооружениях гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны,
- обеспечить сохранность защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных элементов: защитно-герметических и герметических дверей, инженерно-технического оборудования,
- обеспечить проверку герметичности защитных сооружений гражданской обороны,
- организовать в защитных сооружениях гражданской обороны проведение ремонта строительных конструкций,
- пронумеровать защитно-герметичные и герметичные двери и ставни в защитных сооружениях гражданской обороны,
- провести окраску помещений и конструктивных элементов защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противопожарных и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых.
В судебном заседании представитель истца доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МАОУ «Гимназия № 4» г. Перми против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что здание было построено в 1951 году, защитные сооружения были встроены в подвальные помещения, однако при передаче здания школе какая-либо документация на защитные сооружения не передавалась, как и сами защитные сооружения, в реестре муниципального имущества защитные сооружения не значатся. Гимназия возможностями по поддержанию защитных сооружений в надлежащем состоянии, их восстановлению не располагает, денежные средства для этого не выделяются. Ранее проводилась работа по списанию данных защитных сооружений, поскольку их восстановление нецелесообразно, а также по переводу статуса сооружений из убежищ в укрытия, вопрос не быстрый, до настоящего времени не решен. Кроме того, в материалы дела приобщен письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации г. Перми иск не признал, представил письменный отзыв, приобщенный в материалы дела. Из отзыва следует, что здание гимназии, расположенное по адресу г. Пермь, ул. Екатерининская, 218 является собственностью муниципального образования «город Пермь» и закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «Гимназия № 4» г. Перми. Администрация, являясь учредителем гимназии, осуществляет финансирование деятельности учреждения по оказанию муниципальных услуг в сфере общего образования в соответствии с положениями ст.ст. 69.1, 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 8,9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В финансовое обеспечение оказания муниципальных услуг входят затраты на содержание муниципального имущества, в том числе расходы на приведение учреждений в состояние, соответствующее нормативным требованиям. Размеры нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере общего образования, а также нормативных затрат на содержание муниципального имущества утверждаются ежегодно постановлениями администрации Адрес. Обязанность администрации как учредителя по финансированию и обеспечению деятельности учреждения исполняется в полном объеме. Кроме того, указано, что в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ, в которых отсутствует потребность, учреждением ведется работа по изменению статуса защитных сооружений с убежищ на укрытия. В связи со значительным объемом ремонтно-восстановительных работ восстановление защитных сооружений в статусе убежищ нецелесообразно. Смена статуса защитных сооружений имеет существенное значение при рассмотрении дела, так как в ином статусе к сооружениям будут предъявляться иные требования. Те требования, которые указаны в исковом заявлении, к укрытиям не применяются. В ходе судебного заседания представитель ответчика обратил внимание, что в техническом паспорте здания защитные сооружения не обозначены, имеется лишь специальное подвальное помещение, что к защитным сооружениям не относится. Частично требования прокурора связаны с необходимостью проведения капитального ремонта, что для учреждения является невозможным и нецелесообразным. Проведение капитального ремонта здания гимназии запланировано на 2026 год.
Представитель третьего лица ОНДиПР ГУ МЧС России по Адрес в судебном заседании требования прокурора поддержал, указав на несоответствие защитных сооружений, расположенных в здании гимназии требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны типа «убежище».
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296).
На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их производится из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
Согласно п.п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
ГОСТ Р 55201-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации, безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства», утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст, определяет защитное сооружение гражданской обороны как сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 3.5).
Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» содержит следующие определения: убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического, оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийнохимически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).
Из положений пункта 1.2 Правил № 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.
В силу пункта 2.1 Правил № 583 учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение, в журнале учета защитных сооружений.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил № 583, при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в таком сооружении как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом, должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной, ситуации (пункты 3.2.3, 3.2.5, 3.2.6, 3.2.7).
В соответствии с п. 3.6 вышеназванных Правил № 583 в защитном сооружении должна быть документация.
Во исполнение Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, утвержден приказ МЧС РФ N 575 от 21.07.2005 «Об утверждении порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время», который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно материалам дела в ходе проверки, проведенной в рамках реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий совместно с сотрудником МЧС России по Пермскому краю, проведена выездная проверка соблюдения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны двух ЗС ГО, расположенного по адресу: Адрес.
Как следует из ответа Департамента имущественных отношений администрации Адрес от Дата № здание по Адрес закреплено на праве оперативного управления за муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Гимназия № имени братьев Каменских» г. Перми.
Согласно выписке, представленной Департаментом имущественных отношений Дата № отдельно стоящее здание общей площадью 3374,5 кв.м по адресу Адрес включено в реестр муниципального имущества Адрес (Постановление Верховного совета Российской Федерации от Дата №, решение малого Совета народных депутатов № от Дата) и закреплено на праве оперативного управления за МАОУ «Гимназия №» Адрес (приказ комитета по управлению имуществом города Перми от Дата №, распоряжение начальника департамента имущественных отношений администрации Адрес № СЭД-19-09-946 от Дата), реестровый №.
В соответствии с ответом Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от Дата № ЗС ГО № и №, расположенные в здании гимназии по адресу Адрес, как отдельные единицы учета в реестре муниципального имущества города Перми не числятся.
Из выписки ЕГРН по состоянию на Дата следует, что указанному зданию присвоен кадастровый №, право собственности зарегистрировано за муниципальным образованием «Адрес», передано на праве оперативного управления МАУД «Гимназия №» Адрес.
Согласно паспортов убежищ в здании по адресу Адрес расположены два защитных сооружения гражданской обороны – убежища: ЗС ГО № общей площадью 156,8 кв.м, принято в эксплуатацию в 1951 году, установленный класс ЗС ГО – A-V (согласно паспорту ЗС ГО от Дата), № общей площадью 106,3 кв.м, принято в эксплуатацию в 1951 году, установленный класс ЗС ГО – A-V (согласно паспорту ЗС ГО от Дата). Оба ЗС ГО встроены в 4-х этажное здание (по адресу Адрес).
В ответ на запрос прокуратуры Дзержинского района г. Перми МАОУ «Гимназия № 4» г. Перми указала, что в подвальном помещении главного учебного корпуса гимназии расположены два ЗС ГО № и №. В отношении ЗС ГО администрацией гимназии приняты меры по их переводу в укрытия: разработаны технико-экономические заключения по обоим ЗС в целях определения возможности и экономической целесообразности перевода в укрытия; оформлен пакет документов в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке документации на изменение типа ЗС ГО от Дата; пакет документов о переводе ЗС ГО был направлен в ГУ МЧС России по Адрес; документация на изменение типа ЗС ГО была рассмотрена комиссией МЧС России по согласованию актов о снятии с учета (изменении типа) защитных сооружений гражданской обороны и направлена на доработку. Документация о переводе ЗС ГО в укрытия находится на доработке (ответ гимназии от Дата №).
Согласно представленным в ходе рассмотрения дела заключениям на документацию об изменении типа ЗС ГО № и 00391-25, расположенных по адресу Адрес, подготовленных ФГБУ ВНИИ ГОСЧ (ФЦ) в результате рассмотрения представленной документации об изменении типа ЗС ГО имеются замечания: в представленном технико-экономическом заключении отсутствуют сведения о затратах на содержание ЗС ГО в качестве убежища, а также сведения о затратах на содержание ЗС ГО в качестве укрытия. Таким образом, при отсутствии указанных данных вывод об экономической целесообразности изменения типа двух ЗС ГО (убежище в укрытие) неочевиден, необходимо уточнение и корректировка представленных материалов. При изложенных обстоятельствах отказано в согласовании акта об изменении типа двух ЗС ГО (убежище в укрытие) инв. №№, ..., документы возвращены гимназии на доработку письмом ГУ МЧС России по Пермскому краю Дата.
В ходе проведенной совместно органами прокуратуры и МЧС России по Пермскому краю проверки выявлены следующие нарушения в двух ЗС ГО, указанные в справке от 25.08.2023:
1. комплексная оценка технического состояния ЗС ГО не проводится, акты оценки не оформлены (пп. 4.1.3, 4.1.6 Правил № 583),
2. годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций не составляются, (пп. 4.1.7, 5.2.4 Правил №),
3. не обозначены маршруты движения к ЗС ГО (п. 6.2.3 Правил №),
4. не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем ЗС ГО (п. 5.1.1, Таблица 2 Правил № 583),
5. ЗС ГО не обеспечены следующей документацией: журнал проверки состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по использованию средств индивидуальной защиты, инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ) (п. 3.6 Правил № 583 ЗС ГО),
6. при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим ЗС и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических и герметических дверей, инженерно-технического оборудования (защитно-герметические двери имеют следы коррозии и повреждения резинового уплотнителя, инженерно-техническое и фильтровентиляционное оборудование отсутствует (демонтировано) (п. 3.2.1 Правил № 583),
7. герметичность ЗС ГО не проверяется (пп. 4.1.3, 4.3.10 Правил № 583),
8. в ЗС ГО не проводится ремонт строительных конструкций (п. 5.2.1 Правил № 583),
9. не пронумерованы защитно-герметичные и герметичные двери и ставни ЗС ГО (п. 6.2.2 Правил № 583),
10. не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО (п. 5.2.3 Правил № 583),
11. ЗС ГО не обеспечены запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противопожарные и другими медицинские изделия для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых (п. 1.6 Правил № 583).
Таким образом, защитное сооружение гражданской обороны к приему укрываемых не готово, защитные свойства сооружения нарушены.
Ссылки ответчиков на то обстоятельство, что защитные сооружения гражданской обороны в здании гимназии фактически отсутствуют, в оперативное управление не переданы, судом отклоняются, как не соответствующие материалам дела. Защитные сооружения встроены в четырехэтажное здание гимназии, на них имеются паспорта, факт наличии данных сооружений ранее гимназией не оспаривался, в прокуратуру предоставлялась информация о наличии указанных объектов, более того, в отношении них ответчиком была предпринята попытка по переводу в иной тип ЗС ГО. Указанные обстоятельства в совокупности с представленной в материалы дела технической документацией, а также результатами проверки, проведенной прокуратурой совместно с МЧС России по Адрес, в ходе которой наличие ЗС ГО подтвердилось, однако выявлено их ненормативное состояние, требующее проведение ремонтных работ, составление необходимых документов, свидетельствуют о наличии в здании гимназии ЗС ГО, переданных в оперативное управление МАОУ «Гимназия №» Адрес в составе здания.
Доводы ответчика о том, что гимназией проводится работа по переводу обоих ЗС ГО в статус укрытия, к которому предъявляются иные требования, правового значения не имеют, поскольку до настоящего времени указанные ЗС ГО своего статуса как защитные сооружения гражданской обороны типа «убежище» не утратили.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик обязан привести их в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц. Исковые требования подлежат удовлетворению. Доказательств экономической нецелесообразности восстановления ЗС ГО ответчиком не представлены. Отсутствие в плане финансово-хозяйственной деятельности гимназии денежных средств на восстановление и поддержание ЗС ГО в надлежащем техническом состоянии само по себе основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не является.
Истец просит возложить обязанность по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние на обоих ответчиков – МАОУ «Гимназия № 4» г. Перми и муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми. Суд полагает, что надлежащим ответчиком, на которого следует возложить обязанность является МАОУ «Гимназия № 4» г. Перми, при этом на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми следует возложить обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Уставом города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, предусмотрено, что администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой; организует и осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, мероприятия по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовке.
Принимая во внимание, установленный в судебном заседании факт нарушения образовательным учреждением правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, отсутствие в материалах дела доказательств выделения предусмотренных бюджетом денежных средств в объеме, позволяющем устранить выявленные нарушения, учитывая, что ответственность за соблюдение требований к содержанию объектов гражданской обороны и их поддержке в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми обязанности по финансированию учреждения для устранения нарушений требований правил эксплуатации ЗС ГО, исходя из правомочий муниципального образования.
Финансирование деятельности учреждения относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического значения для рассмотрения спора.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Возложив на ответчика обязанность по устранению требований правил эксплуатации ЗС ГО, учитывая объем и характер работ по устранению выявленных нарушений, необходимость выделения денежных средств на финансирование мероприятий по проведению работ по устранению выявленных нарушений, суд считает возможным установить для исполнения решения суда срок – один год со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок позволит осуществить необходимые работы и отвечает принципу разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленного в ст. 6.1 ГПК РФ.
Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки либо отсрочки его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Дзержинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № имени Братьев Каменских» г. Перми (...) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований правил эксплуатации двух защитных сооружений гражданской обороны №, №, расположенных по адресу Адрес:
- обеспечить проведение оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны,
-обеспечить составление годовых планов планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны,
- обозначить маршруты движения к защитным сооружениям гражданской обороны,
- обеспечить соблюдение сроков проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журнал проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны документации по сигналам оповещения гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны планов защитных сооружений гражданской обороны с указанием всех помещений и находящихся в них оборудования и путей эвакуации,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны планов внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны списков личного состава группы (звена) по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем систем вентиляции защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем водоснабжения и канализации защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны эксплуатационных схем электроснабжения защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций по использованию средств индивидуальной защиты,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правилами пользования приборами,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны инструкций о мерах пожарной безопасности,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны правил поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналами учета обращений укрываемых за медицинской помощью,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналов регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны схем эвакуации укрываемых из очага поражения,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны журналов регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ),
- обеспечить соблюдение в защитных сооружениях гражданской обороны при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны,
- обеспечить сохранность защитных свойств как защитных сооружений гражданской обороны в целом, так и отдельных элементов: защитно-герметических и герметических дверей, инженерно-технического оборудования,
- обеспечить проверку герметичности защитных сооружений гражданской обороны,
- организовать в защитных сооружениях гражданской обороны проведение ремонта строительных конструкций,
- пронумеровать защитно-герметичные и герметичные двери и ставни в защитных сооружениях гражданской обороны,
- провести окраску помещений и конструктивных элементов защитных сооружений гражданской обороны,
- обеспечить наличие в защитных сооружениях гражданской обороны запасов (резервов) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противопожарных и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых.
Обязать муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми в случае недостаточности финансового обеспечения осуществить финансирование мероприятий муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 4 имени Братьев Каменских» г. Пермипо устранению нарушений требований правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В остальной части иска отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
.... Судья: Ю.И. Данилова
...