Дело №2-1560/2019 29RS0024-01-2019-001705-19
29 октября 2019 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Демина А.Ю.,
при секретаре Оксовой Е.А.,
с участием представителя истца Седлецкого А.А.,
представителя третьего лица ООО «ТГК-2 Энергосбыт» Родионова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к потребительскому (гаражному) кооперативу «Газель» о понуждении подписать акт о технологическом присоединении с приложением однолинейной схемы электроснабжения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к потребительскому (гаражному) кооперативу «Газель» (далее – ПГК «Газель», кооператив) о понуждении подписать акт о технологическом присоединении с приложением однолинейной схемы электроснабжения.
В обоснование иска указано, что с 16 марта 2005 года по 4 марта 2013 года являлся членом ПГК «Газель» по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, на территории которого имеет гаражный бокс №. 14 июня 2011 года истец зарегистрировал право собственности на данный гаражный бокс № с кадастровым номером <данные изъяты>. 9 января 2013 года между истцом и Министерством имущественных отношений АО был заключен аренды земельного участка, соответствующего гаражному боксу, соглашение о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка № (м). Данное соглашение является неотъемлемой частью заключенного между ФИО1 и Министерством имущественных отношений Архангельской области договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 9 января 2013 года № (м) на аренду всего гаражного кооператива общей площадью 0, 3080 га. До момента заключения указанного Договора от 9 ноября 2013 года № (м) какого-либо иного договора на аренду земельного участка гаражного кооператива «Газель» на общую площадь 0,3080 га заключено не было. В период с 2005 года по декабрь 2017 года истец получал и своевременно оплачивал услуги по поставке электроэнергии в гаражный бокс по показаниям прибора учета электроэнергии. В конце 2018 года председатель кооператива ФИО3 и ответственный за электроэнергию ФИО4 устно заявили об отказе снимать и передавать в электроснабжающую организацию показания прибора электроэнергии истца, мотивировав тем, что истец вышел из членов кооператива. С указанного времени истец не использует электрическую энергию. Истец намерен оплачивать услуги по электроэнергии напрямую в ПАО «ТГК-2 Энергосбыт», однако это сделать не может, поскольку ответчик отказывается подписать акт о технологическом присоединении с приложением однолинейной схемы электроснабжения, без которого прямой договор на поставку электроэнергии электроснабжающая организация в силу закона не может заключить с истцом. На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском и просит суд (с учетом уточнений) обязать ПГК «Газель» подписать акт технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса № к электрическим сетям гаражного кооператива «Газель» - акт об осуществлении технологического присоединения с приложением однолинейной схемы электроснабжения в трех экземплярах.
Истец ФИО1 в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Его представитель ФИО5 на требованиях настаивал, по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ПГК «Газель» в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в ходе рассмотрения настоящего спора с требованиями истца не согласились, по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица ПАО «ТГК-2 Энегосбыт» ФИО6 разрешение требований истца оставил на усмотрение суда.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец является собственником гаражного бокса № по адресу: <адрес>, ФИО9
Указанный гаражный бокс расположен на территории ПГК «Газель».
Истец использует земельный участок, в том числе под гаражным боксом, на основании договора аренды, заключенного с Министерством имущественных отношений Архангельской области.
В период с 16 марта 2005 года по 4 марта 2013 года истец являлся членом указанного кооператива. На основании собственного заявления вышел из его членов в соответствие с п. 5.7 Устава.
Как указывает истец и не оспаривается ответчиком, что в период с 2005 года по декабрь 2018 года истец исправно и своевременно передавал показания прибора учета электрической энергии гаражного бокса №, вносил плату.
ФИО7, также вышедший из состава членов гаражного кооператива, обратился в ПАО «ТГК-2» Энергосбыт» с заявлением о заключении договора электроснабжения.
Письмом от 31 января 2019 года ООО «ТГК-2 Энергосбыт» отказало ФИО1 в заключение договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком; предложило предоставить дополнительные документы, в числе которых был акт о технологическом присоединении, поскольку 1 октября 2018 года между ПАО «ТГК-2 Энергосбыт» и ПГК «Газель» заключен договор энергоснабжения №.
Истец направил в адрес ответчика заявления с просьбой подписать акт об осуществлении технологического присоединения, приложив бланк данного акта.
Ответчик отказал истцу в подписании акта, указав на то, что акт будет подписан только после подписания договора о пользовании объектами инфраструктуры кооператива. С такими условиями истец не согласился.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Технологическое присоединение осуществляется согласно требованиям ст. 26 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, который носит публичный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № (далее - Правил).
В соответствии с п. 30 постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
В соответствии с п. 32 постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства и отсутствия при этом в отношении указанных энергопринимающих устройств заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами, указанными в абзаце втором настоящего пункта, или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Принимая во внимание, что между ПАО «ТГК-2 Энергосбыт» и ПГК «Газель» заключен договор энергоснабжения №, то технологическое присоединение может быть осуществлено лишь к электросетям кооператива.
В п. 34 Основных положений перечислен перечень документов, необходимых для заключения с гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения, в том числе необходимы документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа).
Поскольку подключение бокса № к электроэнергии возможно только через электросеть гаражного кооператива «Газель», то акт технологического присоединения должен быть подписан уполномоченным лицом указанного кооператива.
Судом установлено, что ответчик отказывает истцу в подписании акта о технологическом присоединении. Истцом представлена однолинейная схема электроснабжения, через которую возможно подключить его гаражный бокс к электроэнергии. Иных способов подключения гаражного бокса истца к электрической энергии сторонами не представлено.
Доводы ответчика о том, что гаражный бокс истца подлежит подключению через заключение договора о пользовании объектами инфраструктуры кооператива, судом признаются необоснованными.
В соответствии с Уставом кооператива, член кооператива имеет право заключить с правлением кооператива договор, утвержденный общим собранием кооператива, о компенсации затрат на создание и содержание инфраструктуры (п.5.6).
Из анализа данного пункта следует, что данное право распространяется на членов кооператива, вместе с тем, заключение данного вида договоров не является обязанностью. В этой связи истец имеет право не заключать указанный договор с ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении подписать акт о технологическом присоединении с приложением однолинейной схемы электроснабжения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 к потребительскому (гаражному) кооперативу «Газель» о понуждении подписать акт о технологическом присоединении с приложением однолинейной схемы электроснабжения удовлетворить.
Обязать потребительский (гаражный) кооператив «Газель» в лице его председателя подписать, заключаемый между потребительским (гаражным) кооперативом «Газель» и ФИО1, акт технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса № по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, <данные изъяты>, к электрическим сетям гаражного кооператива «Газель» (акт об осуществлении технологического присоединения с приложением однолинейной схемы электроснабжения) в трех экземплярах.
Взыскать с потребительского (гаражного) кооператива «Газель» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 ноября 2019 года.
Судья А.Ю. Демин