дело № 12-807/2019 мировой судья Ермолаева М.Л.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
11 декабря 2019 года г. Йошкар-Ола
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Конькова Анатолия Вадимовича на постановление мирового судьи судебного участка № 14 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 01 ноября 2019 года, которым
Коньков Анатолий Вадимович, <иные данные>,ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей с конфискацией гладкоствольного оружия модели: <иные данные>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 14 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 01 ноября 2019 года Конькову А.В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб. с конфискацией гладкоствольного оружия модели: <иные данные> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Коньков А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указал, что оружие приобретено им и зарегистрировано в установленном порядке, разрешение на хранение и ношение оружия и патронов к нему выдано 29 сентября 2014 года сроком до 29 сентября 2019 года. Место хранения по адресу проживания, которое участковому было известно, в связи с чем о незаконном хранении говорить нельзя. В период времени с августа по октябрь 2019 года он обращался к участковому об осмотре места хранения, в сентябре прошел медицинскую комиссию, неоднократно, в частности 19 сентября 2019 года обращался в ОЛРР Управления Росгвардии по РМЭ по вопросам продления сроков лицензии. Документы не были приняты, сообщено, что необходимо обратиться через Госуслуги. Через Госуслуги долго не мог дождаться ответа. В связи с выездом на работу в другой город, пришел с оружием в ОЛРР 31 октября 2019 года, оружие было изъято, составлен протокол об административном правонарушении. Вину признает в пропуске срока продления разрешения, пропуск срока связан с работой в другом городе и сложности записи на подачу документов через Интернет. В 2019 году оружие не использовалось, находилось в месте хранения, в связи с чем правонарушение считает малозначительным, так как отсутствует в результате его совершения существенная угроза охраняемым общественным отношениям. Также считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, присутствуют признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4 этой же статьи.
В судебном заседании Коньков А.В., его защитник Конькова О.В. позицию, изложенную в жалобе, поддержали, считают, что правонарушение является малозначительным. Просили переквалифицировать действия на ч.4 ст.20.8 КоАП РФ или на ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ и назначить наказание без конфискации оружия. Полагали, что незаконного хранения оружия не было.
Представитель административного органа Управления Росгвардии по РМЭ Пакулина Е.Г. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление мирового судьи оставить без изменения. Считает, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Проверив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Частью 6 ст. 20.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные приобретение, продажу, передачу, хранение, перевозку или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.
В силу ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных во исполнение указанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела, 31 октября 2019 года в 10 часов 00 минут установлен факт незаконного хранения Коньковым А.В., не имеющим специального разрешения (срок разрешения № от 29.09.2019 истек 29.09.2019), по своему месту жительства по <адрес>, гладкоствольного огнестрельного оружия модели: <иные данные>, в нарушение требований ст. 22 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» и п. 54 вышеуказанных Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Факт совершения Коньковым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 31.10.2019; протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию от 31.10.2019; справкой о результатах исследования от 31.10.2019; разрешением на хранение и ношение гладкоствольного огнестрельного оружия № от 29.09.2019; актом проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов от 23.10.2019.
Оценив имеющиеся в деле доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности Конькова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что срок подачи заявления о перерегистрации оружия был пропущен по уважительной причине в связи с работой Конькова А.В. в другом городе и сложностью подачи документов в ОЛРР, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.
В соответствии с п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814», не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
Из материалов дела следует, что с заявлением о продлении разрешения Коньков А.В. обязан был обратиться не позднее 29 августа 2019 года. Вместе с тем доказательства невозможности обращения им в орган внутренних дел с заявлением, равно как и доказательства принятия мер, направленных на подачу такого заявления до указанной даты, в деле отсутствуют.
Кроме того, Коньков А.В., зная о том, что оканчивается срок действия разрешения, и он не успевает обратиться в орган внутренних дел с заявлением о продлении разрешения, не сдал оружие на временное хранение в отделение полиции по месту жительства, а продолжил незаконно хранить его у себя дома.
Доводы жалобы о том, что под незаконным хранением оружия может пониматься хранение только незаконно приобретенного оружия, лицензия либо разрешение на которое не выдавалась либо аннулирована и необходимости квалификации действий Конькова А.В. по ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ либо по ч.4 ст.20.8 КоАП РФ основаны на ошибочном понимании закона и не могут быть признаны обоснованными.
Поскольку ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ не определяет признаки незаконности хранения оружия, противоправность соответствующего деяния должна устанавливаться исходя из нормативных предписаний соответствующих законов и подзаконных актов, предметом регулирования которых является порядок обращения с оружием.
Статьей 13 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения – разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона, которой установлен порядок лицензирования приобретения оружия и патронов к нему.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Федеральным законом документы.
При этом в соответствии с требованиями указанной нормы граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Аналогичная правовая позиция также выражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2015 года № 2557-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Таким образом, хранение гражданского огнестрельного оружия по истечении срока действия разрешения является незаконным и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, в связи с чем, действия Конькова А.В. квалифицированы правильно.
Постановление о привлечении Конькова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ мировой судья с учетом характера совершенного правонарушения не усмотрел, и при рассмотрении жалобы также не установлено.
Незаконное хранение гражданского огнестрельного оружия, являющегося техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способным причинить существенный вред жизни и здоровью людей, по истечении срока действия разрешения по своему характеру не может являться малозначительным, поскольку нарушает правоотношения, возникающие при обороте гражданского и иного вида оружия на территории Российской Федерации, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
Административное наказание Конькову А.В. назначено в соответствии с санкцией ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ с соблюдением требований, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности представленные доказательства, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления мирового судьи, вынесенного в отношении Конькова А.В. не имеется.
Жалоба рассмотрена в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 14 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 01 ноября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Конькова Анатолия Вадимовича оставить без изменения, жалобу Конькова Анатолия Вадимовича – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья С.Г. Орлова