Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-78/2024 (2-1516/2023;) ~ М-1404/2023 от 28.11.2023

Гражданское дело г.

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ 2024 года                                                <адрес>

Железноводский городской суд <адрес> в составе: председательствующего – судьи ФИО8

при составлении протокола судебного заседания помощником судьи – ФИО3,

с участием: истца – ФИО1,

представителя ответчика управления городского хозяйства администрации города-курорта <адрес>ФИО4, выступающего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

старшего помощника прокурора <адрес>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к управлению городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> о взыскании морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 в интересах несовершеннолетней ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к управлению городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> края её несовершеннолетнюю дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения укусила собака, в результате чего были получены телесные повреждения в виде ссадины в области крестца. Полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что принимаемые ответчиком – управлением городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. По данному факту ею подано заявление в полицию, однако собранный материал был проигнорирован ответчиком, который до настоящего времени никаких мер не предпринял. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом ответчиком не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев, имеется причинно-следственная связь между бездействием администрации города-курорта Железноводска и нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2, с учетом обстоятельств получения физических и нравственных страданий, характера и степени наступивших последствий, несовершеннолетняя ФИО2 имеет право на компенсацию морального вреда. Со ссылками на ст. 41 Конституции РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», ст. 151, ст. 1067 ГК РФ, просит суд взыскать с управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска в пользу несовершеннолетней ФИО2 в счет возмещения компенсации морального вреда денежные средства в сумме 150000,00 рублей.

В судебном заседании истец полностью поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить, так как после нападения собаки они обращались в больницу, где дочери проводили медикаментозное лечение (вакцинацию), которая имеет много побочных эффектов, ребенок долгое время боялся выходить на улицу. По ее ходатайству в суде была исследована и приобщена к материалам дела видеозапись нападения собаки на несовершеннолетнюю ФИО2

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, показав, что в соответствии с п. 2.15 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска осуществляется координация мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации особо опасных инфекционных заболеваний, массовых не инфекционных заболеваний, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территорий города-курорта <адрес>. Реализация государственных полномочий по организации проведения на территории города-курорта Железноводска, СК мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, возложены на управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска. По вопросу отлова бродячих собак на территории города-курорта Управлением ведется постоянная работа, проведенные мероприятия подтверждаются договорами Д-23 от ДД.ММ.ГГГГ,         от ДД.ММ.ГГГГ. Факт содержания безнадзорных животных подтверждается заключенными между Управлением и подрядчиком договорами на содержание безнадзорных животных в течение 27 дней (проведение стерилизации, вакцинации, нанесение не снимаемой метки и т.д.) ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между управлением городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска и ИП ФИО5 были заключены договоры на выполнение работ, предметом которых является отлов безнадзорных животных на территории <адрес>, транспортировка в приют временного содержания «Дарсе» (<адрес>) и транспортировка обратно к месту отлова. Факт отлова, содержания и возврата безнадзорных животных на прежние места обитания подтверждается актами приемки. В соответствии п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессию в отношении других животных или человека. Однако на сегодняшний день не установлен порядок определения немотивированной агрессии животного подрядной организацией, осуществляющей отлов. Следовательно, подрядная организация не вправе устанавливать факт проявления немотивированной агрессии у животного, вследствие чего администрация города-курорта Железноводска, ее функциональных органов также не наделен правом установления таких условий в договоре. Кроме того не установлено какая именно собака укусила ФИО2, есть у собаки хозяин, не установлен факт безнадзорности собаки. Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. Просил суд в удовлетворении иска отказать.

В ходе рассмотрения дела по существу к участию деле в качестве третьего лица был привлечен прокурор <адрес>.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 полагал, что требования истца о возмещении компенсации морального вреда правомерны и законны, полагал, что они подлежат удовлетворению с учетом соразмерности, характера и степени наступивших последствий, а также требований разумности и справедливости.

Выслушав истца (законного представителя несовершеннолетней), представителя ответчика, заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, представленную видеозапись, письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции РФ закрепляет государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 498-ФЗ для предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев, осуществляется деятельность по обращению с животными без владельцев.

Согласно части 1 статьи 18 Закона N 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 Закона N 498-ФЗ; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.

При этом, согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Закона N 498-ФЗ, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1180 "Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев", в качестве исполнителей мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев привлекаются юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации на территории <адрес> мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края. В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Из пункта 2.15 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта <адрес>, утвержденного решением Думы города-курорта <адрес> -V от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что основной задачей Управления в том числе, является координация мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации особо опасных инфекционных заболеваний, массовых не инфекционных заболеваний, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территорий города-курорта <адрес>.

Из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 54 от ДД.ММ.ГГГГ, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей.

В силу пункта 3 статьи 7 Федерального Закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Судом установлено, что истец ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении серии II-ДН .

В соответствии со ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

ДД.ММ.ГГГГ в городе Железноводске по <адрес> около входа в ЗАГС на несовершеннолетнюю ФИО2 совершено нападение беспризорной собаки, в результате укуса которой, несовершеннолетняя ФИО2 получила телесные повреждения в виде ссадин в области крестца.

Согласно представленной информации несовершеннолетняя ФИО2 обратилась за антирабической помощью в ГБУЗ СК «Железноводская городская больница», где ей были проведены необходимые профилактические мероприятия – вакцинирование.

В судебном заседании исследована представленная истцом видеозапись, из которой усматривается как одна из двух беспризорные собак, пробегая мимо проходившей в это время по улице несовершеннолетней ФИО2, совершает прыжок на нее со стороны спины.

Таким образом, в результате нападения собаки несовершеннолетняя ФИО2, безусловно, испытала испуг, физические и нравственные страдания, обусловленные причиненной ей травмой и последующего медицинского лечения, которая стала возможной в результате ненадлежащей организации ответчиком мероприятий по отлову бродячих животных на территории города.

Из представленных Управлением городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> договоров Д-23 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ИП ФИО5, следует, что на территории города-курорта Железноводска ведется отлов безнадзорных животных, транспортировка их в приют временного содержания «Дарсе» в <адрес> и транспортировка обратно к месту отлова. Подрядчик обязуется содержать безнадзорных животных в течение 27 дней (провести стерилизацию, вакцинацию, нанести неснимаемые метки и т.д.), в соответствии заданием заказчика.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 названного Кодекса.

В силу положений статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В связи с тем, что на момент причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО2 отлов безнадзорных животных, их транспортировка и содержание в приютах относилось к полномочиям управления городского хозяйства администрации города-курорта <адрес>, суд приходит к выводу, что управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска должно осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность, что дает основания для взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

С учетом характера полученного несовершеннолетней ФИО2 телесного повреждения (ссадина крестца), степени причиненных нравственных страданий, соразмерности, характера и степени наступивших последствий, а также требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в размере 15 000 рублей.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 151, 1064, 1101 ГК РФ, ст. ст. 45, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к управлению городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> о взыскании морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с управления городского хозяйства администрации города-курорта <адрес> (ИНН 2627024653) в пользу ФИО1 (паспорт серия 0708 выдан отделением УФМС России по СК в <адрес>) в интересах несовершеннолетней ФИО2 (свидетельство о рождении II-ДН ) на счет получателя - законного представителя ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда в размере 135000,00 рублей, отказать.

Разъяснить, что мотивированное решения суда будет изготовлено в срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через <адрес> городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий – судья:               подпись                  ФИО9

2-78/2024 (2-1516/2023;) ~ М-1404/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Москаленко Ольга Владимировна в интересах несовершеннолетней Москаленко Владиславы Викторовны
Ответчики
Управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края
Другие
Прокурор
Суд
Железноводский городской суд Ставропольского края
Судья
Шемигонова Инна Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznovodsky--stv.sudrf.ru
28.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
30.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее