Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-178/2023 (2-10527/2022;) ~ М-8739/2022 от 18.07.2022

Дело № 2-178/2023 (2-10527/2022;)

УИД 50RS0031-01-2022-012328-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 мая 2023 года                                 г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Н.А., при секретаре Печеневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному агентству лесного хозяйства о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, исключении сведений из ГКН, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением в котором, уточнив требования, просит восстановить положение, существовавшее до нарушения права ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу АДРЕС, путем исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером исключив из ЕГРН сведения о местоположении части границы и площади земельного участка с кадастровым номером , в координатах по заключению судебной экспертизы; внести изменения в сведения о местоположении части границы и площади указанного земельного участка; установить границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу.

Требования истец мотивирует тем, что является собственником указанного земельного участка на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на спорный земельный участок истцом зарегистрировано в установленном законом порядке. На спорном земельном участке истцом возведены строения с кадастровым номером площадью 90,7 кв.м и с кадастровым номером , площадью 77 кв.м. При проведении кадастровых работ и уточнении границ земельного участка истца кадастровым инженером было установлено, что на границы земельного участка истца частично налагаются на границы участка, принадлежащего ответчику, в том числе баня частично располагается на земельном участке, Федерального агентства лесного хозяйства. При этом строительство бани было осуществлено в 2017 году, а кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок ответчика прошел кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, ответчик установил границы своего земельного участка поверх существующих границ земельного участка истца и строения с кадастровым номером Полагает, что при осуществлении кадастрового учета земельного участка лесного фонда, была произведена кадастровая ошибка. Поскольку иным способом устранить ошибку не представляется возможным, истец вынужден обратиться в суд.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена, направила в суд представителя, который в дело просил рассмотреть в его отсутствие, на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, третьего лица с/т «Керамик» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела, извещены надлежащим образом.

В ранее представленных возражениях на исковое заявление, ответчик с заявленными истцом требованиями не согласился, в иске просил отказать.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Судом установлено, что ФИО2, на основании Постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности серия выданного ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС

Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия .

Истцом на земельном участке возведены строения с кадастровым номером , площадью 90,7 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – жилое строение и кадастровым номером , площадью 77 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – баня.

Как указывает истец, не оспорено ответчиком строительство бани было осуществлено в 2017 году, кадастровый учет произведен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке и з ЕГРН земельный участок ответчика прошел кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Судом по ходатайству истца, определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.

Из выводов представленного в материалы дела заключение экспертов ООО «БИОН» следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером по фактическому пользованию составляет 999 кв.м. Определить соответствие фактических границ указанного земельного участка истца по правоустанавливающим документам не представляется возможным, в связи с отсутствием в материалах дела картографических материалов, подтверждающих его границы и конфигурацию при образовании. Фактическая площадь земельного участка соответствует, с учетом допустимой погрешности, площади, содержащейся в правоустанавливающих документах. Вместе с тем определить, имеется ли пересечение границ земельного участка истца по правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером по сведениям ЕГРН не представляется возможным, в связи с отсутствием в материалах дела картографических материалов, подтверждающих его границы и конфигурацию при образовании, сведения о границах земельного участка в ЕГРН не содержатся.

По результатам проведенного сопоставления границ спорных земельных участков экспертом выявлено 2 участка пересечения границ, площадью 16 кв.м и 64 кв.м, приведены геоданные пересечения. Так же установлено, что в кадастровых границах земельного участка лесного фонда располагаются два строения – сарай-кухня и баня. При этом выявлено так же пересечение границ нежилого здания – баня с границами земельного участка лесного фонда.

Границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с фактическим пользованием пересекают границы Звенигородского лесничества Шараповского участкового лесничества по Планшетам лесоустройства 2015 года, однако определить координаты и площадь пересечения с достаточной точностью не представляется возможным в связи с тем, что Планшеты лесоустройства 2015 года не содержат геодезических координат границ Звенигородского лесничества Шараповского участкового лесничества.

По результатам анализа границ исследуемого земельного участка на спутниковых снимках общедоступной программы по состоянию на май 2011 года, апрель 2019 года, визуальных признаков изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0060509:93 не обнаружено. Экспертом отмечено, что по состоянию на мая 2011 года баня уже была простроена, следовательно при разработке планшетов лесоустройства 2015 года не были учтены фактические границы земельного участка истца и фактическое местоположение строений, расположенных в границах данного земельного участка.

По результатам проведенных исследований эксперт пришел к выводу, что причиной пересечения фактических границ земельного участка истца, границ нежилого строения – бани с границами земельного участка лесного фонда по сведениям ЕГРН послужило то, что при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером не было учтено фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером и бани с кадастровым номером , следовательно при внесении в ЕГНР сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда была допущена реестровая ошибка. Для устранения которой необходимо исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ указанного земельного участка в части пересечения с устанавливаемыми границами земельного участка истца.

Экспертом разработан Вариант установления границ земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2 с учетом фактических границ данного земельного участка, его площади по правоустанавливающим документам и с учетом имеющихся строений.

В соответствии с разработанным экспертом вариантом площадь земельного участка с кадастровым номером составит 1 000 кв.м.

Для реализации Варианта необходимо исключить из ЕГРН сведения о местоположении части границы и площади земельного участка с кадастровым номером в соответствии с геодезическими данными, приведенными в Таблице 4 исследовательской части; внести изменения в сведения о местоположении части границы и площади земельного участка с кадастровым номером в соответствии с геодезическими данными, представленными в Таблице 5 исследовательской части; установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером в соответствии с геодезическими данными, приведенными в Таблице 6 исследовательской части.

В силу ч. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.01.2017 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В силу п.п. 8, 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ ("О государственной регистрации недвижимости" действующего в настоящее время, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно ч.ч. 3-4 ст. 61 указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с п. 6 ст. 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Согласно ч.1 ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, и установлению их границ на местности.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 9 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы возражений ответчика о том, что земельный участок истца в части пересечения границ с землями лесного фонда суд находит несостоятельными. Выводами проведенной по делу землеустроительной экспертизы установлено, что в части пересечения земельного участка истца с землями лесного фонда допущена реестровая ошибка, поскольку при постановке земельного участка с кадастровым номером не были учтены фактические границы земельного участка и строения истца, при этом границы участка ФИО2 длительное время не изменялись. Таким образом, суд приходит к выводу что спорные части земельных участков (пересечения) никогда не являлись землями лесного фонда.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Ответчиком доказательств, опровергающих доводы истца, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.

Исключить из ЕГРН сведения о местоположении части границ и площади земельного участка с кадастровым номером , в следующих координатах:

Имя точки Х, м Y, м
189 ..... .....
190 ..... .....
191 ..... .....
192 ..... .....

Внести изменения в сведения о местоположении части границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:306916, в следующих координатах:

Имяточки Х, м Y, м
189 ..... .....
н4 ..... .....
ф9 ..... .....
ф8 ..... .....
ф7 ..... .....
ф6 ..... .....
н3 ..... .....
н1 ..... .....
ф2 ..... .....
ф1 ..... .....
н2 ..... .....
192 ..... .....

Установить границы земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1 000 кв.м, расположенного по адресу АДРЕС, в следующих координатах:

Имяточки Х, м Y, м
ф1 ..... .....
ф2 ..... .....
н1 ..... .....
ф3 ..... .....
ф4 ..... .....
н3 ..... .....
ф6 ..... .....
ф7 ..... .....
ф8 ..... .....
ф9 ..... .....
н4 ..... .....
1 ..... .....
2 ..... .....
3 ..... .....
н2 ..... .....
ф1 ..... .....

Настоящее решение является основанием для внесения советующих изменений в сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

2-178/2023 (2-10527/2022;) ~ М-8739/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванушкина Людмила Ивановна
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
СНТ "Керамик"
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Трофимова Наталья Андреевна
Дело на сайте суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
22.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Подготовка дела (собеседование)
12.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2022Судебное заседание
16.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
13.04.2023Производство по делу возобновлено
13.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
28.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее