Судья: Кремнева Т.Н. дело №33а-12476/2022
УИД: №
Дело № 2а-1574/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Хлыстовой Е.В., Ромадановой И.А.,
при секретаре – Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Егуповой Т.Г. в лице представителя Булатова Р.Х. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 22 августа 2022 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя административного ответчика Егуповой Т.Г. – Булатова Р.Х. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Самарской области (далее МИФНС России № 20 по Самарской области, инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Егуповой Т.Г. о взыскании недоимки по обязательным платежам, указав, что за административным ответчиком числится недоимка по налогу на доходы физических лиц за
2018 год в размере 57 105,21 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 237 руб. В добровольном порядке задолженность не погашена. Судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика. На момент подачи административного иска спорная задолженность Егуповой Т.Г. не оплачена.
Решением суда административный иск удовлетворен. С Егуповой Т.Г. в пользу Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 57 105,21 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 237 руб., а также в доход местного бюджета г.о.Самара взыскана государственная пошлина в размере 1 920 руб.
В апелляционной жалобе Егупова Т.Г. в лице представителя Булатова Р.Х. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм права, указывая на то, что налоговым органом нарушены сроки взыскания спорной налоговой задолженности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря
2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Егуповой Т.Г. - Булатов Р.Х. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Административный ответчик Егупова Т.Г., представитель Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменный отзыв, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Конкретизируя требование статьи 57 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в Налоговом кодексе Российской Федерации принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов (подпункт 4 пункта 2 статьи 1, статьи 21 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 3 и 7 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 того же Кодекса. При этом, для целей налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в данном случае в соответствии с главой 23 этого Кодекса (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
Уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий: сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, что 22 декабря 2011 г. между КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) и Егуповой Т.Г. заключен кредитный договор, в соответствии с которым последней предоставлен кредит в размере <данные изъяты> руб. сроком на 36 месяцев, с уплатой процентов из расчета процентной ставки в размере 20,47 процентов годовых (л.д. 52-53).
С 23 апреля 2012 г. Егупова Т.Г. прекратила исполнять обязанности по кредитному договору (л.д. 48-49, 61-62).
25 сентября 2018 г. банком в одностороннем порядке обязательство по указанному кредитному договору прекращено без исполнения в соответствии с Положением Банка России №579-П от 27 февраля 2017 г., обязательства заемщика прекращены банком без их исполнения по истечении срока учета безнадежной задолженности и невозможности взыскания (л.д. 46-47, 50-51, 59-60).
Поскольку в Межрайонную ИФНС России №20 по Самарской области поступили сведения КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) по форме 2-НДФЛ о неудержанном налоге в размере 62 056 руб. с полученного дохода в размере 477 354,31 руб. (л.д. 54), в адрес Егуповой Т.Н. направлено налоговое уведомление № от 7 апреля 2020 г. со сроком уплаты до 11 июня 2020 г. (л.д.10).
В связи с неуплатой налога на доходы физических лиц за 2018 год в установленный срок налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на 10 ноября 2020 г. с предложением погасить в срок 24 декабря 2020 г. недоимку по указанному налогу в размере 62 056 руб. и начисленные пени в размере 1 371,43 руб. (л.д. 6-7).
Судом также установлено, что Егупова Т.Г. является плательщиком налога на имущество физических лиц за налоговый период 2016 год в связи с наличием в её собственности объекта налогообложения – квартиры с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 30-31).
За 2016 год Егуповой Т.Г. начислен налог на указанное имущество с направлением в её адрес почтовой связью налогового уведомления № от 21 сентября 2017 г. об уплате налога в размере 569 руб. в срок до 1 декабря 2017 г.
В связи с неуплатой налога на имущество налогоплательщику выставлено требование № по состоянию на 20 февраля 2018 г., которым предложено в срок до 5 апреля 2018 г. погасить недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 569 руб. и начисленные пени в размере 11,87 руб.
Поскольку требования № и № оставлены без исполнения, налоговый орган 14 апреля 2021 г. обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого 21 апреля 2021 г. мировым судьей судебного участка № Красноглинского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ № о взыскании с Егуповой Т.Г. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. в размере 62 056 руб., пени в размере 1 941,82 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 237 руб., всего 64 234,82 руб., который по заявлению налогоплательщика определением от 17 января 2022 г. отменен этим же мировым судьей (л.д. 16, 85).
С административным исковым заявлением в Красноглинский районный суд г.Самары налоговый орган обратился 23 мая 2022 г., то есть в установленный законом срок.
Разрешая административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик не исполнил в установленный законом срок обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год и налога на доходы физических лиц за 2018 год. Проверив расчет налогов, а также соблюдение порядка и срока принудительного взыскания обязательных платежей, учитывая непредставление административным ответчиком доказательств уплаты указанных налогов, районный суд пришел к выводу об удовлетворении требований налогового органа в заявленном размере.
Судебная коллегия находит указанные выводы ошибочными.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Исходя из пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно пунктам 1, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате налога на имущество возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что налоговым органом на основании представленной КБ «Ренессанс Кредит» (ООО) справки о доходах и суммах налога физического лица начислен налог на имущество за 2018 год в размере 62 056 руб. с направлением налогового уведомления № от 7 апреля 2020 г. со сроком исполнения до 11 июня 2020 г. (л.д. 10).
При этом, в подтверждение факта направления налогоплательщику указанного налогового уведомления инспекцией представлен реестр № внутренних почтовых отправлений от 8 апреля 2020 г., согласно которому Егуповой Т.Г. по адресу: <адрес>, направлено заказанное письмо с номером ШПИ № (л.д.166).
Вместе с тем, как следует из ответа Отдела адресно-справочной работы УФМ ГУ МВД России по Самарской области, копии паспорта Егуповой Т.Г., она зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 40, 67).
Таким образом, адрес налогоплательщика в реестре направления уведомления указан неверно, соответственно, иных доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства налогового уведомления об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в материалы дела не представлено.
Кроме того, из представленного в материалы дела требования № по состоянию на 10 ноября 2020 г. следует, что оно направлено по адресу регистрации Егуповой Т.Г. почтовой корреспонденцией. Однако доказательств фактического направления данного требования налогоплательщику административным истцом не представлено.
Поскольку административным истцом не представлены отвечающие требованиям относимости и допустимости доказательства соблюдения процедуры досудебного взыскания налога, а именно направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год, то правовые основания для обращения в суд с требованиями о взыскании указанного налога у административного истца отсутствовали, в связи с чем в данной части решение нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Проверяя законность решения в части взыскания с Егуповой Т.Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Пунктом 2 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
На основании пункта 3 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в пункте 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, и включает в себя в том числе, квартиру (подпункт 1).
Согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (абзац 1).
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (абзац 4).
В суд апелляционной инстанции представлена справка Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области от 14 декабря 2022 г., согласно которой Егупова Т.Г., 26 сентября 1960 года рождения, с 26 ноября 2015 г. является получателем страховой пенсии по старости (л.д. 179).
Учитывая вышеуказанные положения налогового законодательства, право Егуповой Т.Г. на предоставление налоговой льготы по оплате налога на имущество за квартиру, принадлежащую ей на праве собственности, на которую распространяется льгота, предусмотренная статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что начисление налога на данный объект недвижимости произведено налоговой инспекцией неправомерно, в связи с чем решение суда в данной части также нельзя признать правильным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноглинского районного суда г. Самары от 22 августа
2022 г. отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области к Егуповой Т.Г. о взыскании обязательных платежей - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный (городской) суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -