Дело № 2-2000/2022
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года город Брянск
Бежицкий районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Фоменко Н.Н.,
при секретаре Алекперовой М.О.,
с участием истца Шелкова А.А. представителей истца Фабричева Д.Ю., адвоката Радченко Н.А., представителя ответчика Старчевской Ю.В., помощника прокурора Бежицкого района гор. Брянска Зенькина А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шелкова Александра Алексеевича к Акционерному обществу «Производственное объединение «Бежицкая сталь» о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
установил:
Истец Шелков А.А. обратился в Бежицкий районный суд гор. Брянска с иском к АО ПО «Бежицкая сталь», указав, что осуществлял трудовую деятельность в АО «ПО «Бежицкая сталь» в должности <данные изъяты> занятого на обработке литья наждаком и вручную (молотком, зубилом, пневмоинструментом).
Согласно справке МСЭ установлена степень утраты профессиональной трудоспособности истца в размере 30 % бессрочно по профессиональному заболеванию и назначены страховые выплаты.
По результатам проведенного расследования ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о случае профессионального заболевания, <данные изъяты>
Согласно медицинскому заключению ЦПП ГАУЗ «Брянская областная больница №» истцу установлено профессиональное заболевание - <данные изъяты>
Ссылаясь на тяжесть полученного заболевания, изложенные обстоятельства, положения ст.ст. 21, 22, 212, 237 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса РФ, истец Шелков А.А. просит суд взыскать с АО «ПО «Бежицкая сталь» в свою пользу:
- в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей;
В судебном заседании истец Шелков А.А., представители истца Фабричев Д.Ю., Радченко Н.А., требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «ПО «Бежицкая сталь» Старчевская Ю.В. требования истца не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам гражданского дела. Полагала, что с учетом 30% степени утраты профессиональной трудоспособности, установленной у истца Шелкова А.А., и периода работы в АО «ПО «Бежицкая сталь» размер компенсации морального вреда, предъявленный к взысканию, завышен.
Представители третьих лиц: Государственной инспекции труда в Брянской области, Управления Роспотребнадзора по Брянской области, ГУ-Брянского регионального отделения Фонда социального страхования РФ при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства гражданского дела в судебное заседание не явились.
Информация о времени и месте судебного разбирательства гражданского дела своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав заключение помощника прокурора Бежицкого района гор. Брянска Зенькина А.М., полагавшего, что требование истца о компенсации морального вреда обосновано, лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса РФ).
В силу ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абз. 1, 2, 4 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Шелков А.А. состоял в трудовых отношениях с АО «ПО «Бежицкая сталь», на момент установления профессионального заболевания работал в должности <данные изъяты> занятого на обработке литья наждаком и вручную (молотками, зубилами, пневмоинтсрументом) <данные изъяты> в литейном цехе. Стаж работы в данной профессии составил 7 лет 5 месяцев.
В Извещении об установлении заключительного диагноза <данные изъяты>
Согласно Акту о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ профессиональное заболевание у Шелкова А.А. возникло в результате продолжительного времени работы <данные изъяты> занятым на обработке литья наждаком и вручную пневмоинструментом в условиях вредного воздействия локальной вибрации, производственного шума и кварцесодержащей пыли при выполнении технологических операций производственного процесса. По данным лаборатории ФГУ ЦГСЭН в гор. Брянске и ПСЛ ООО «ПК «БСЗ»: <данные изъяты>
Непосредственной причиной заболевания послужило: <данные изъяты>
В соответствии с п. 19 Акта о случае профессионального заболевания, вины работника в возникновении профессионального заболевания не имеется.
ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Минтруда России на основании Акта о случае профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ Шелкову А.А. определена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 30 % на с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Очевидно, что во всех случаях возникновения заболевания, заболевшее лицо испытывает физические страдания, связанные с причинением вреда здоровью, и нравственные страдания по причине наличия самого заболевания.
Разрешая заявленные Шелковым А.А. требования о компенсации морального вреда, суд установил, что полученное истцом профессиональное заболевание находится в причинно-следственной связи с выполнением им работы и условиями труда в АО «ПО «Бежицкая сталь» (длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов – локальной вибрации).
Ввиду того, что АО «ПО «Бежицкая сталь», как работодатель, не выполнило обязанность, установленную трудовым законодательством РФ, и не обеспечило безопасные условия труда работнику Шелкову А.А., суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными.
Ни отраслевым соглашением по машиностроительному комплексу РФ на 2020 - 2022 годы (утв. Ассоциацией машиностроительных профсоюзов России, Профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Профсоюзом работников промышленности, Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 30 декабря 2019 года), ни Коллективным договором АО «ПО «Бежицкая сталь», не определены размеры компенсации морального вреда, подлежащие возмещению работникам в случае возникновении профессионального заболевания.
При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание продолжительный период работы истца в условиях воздействия вредных веществ и неблагоприятных факторов, который составил - 7 лет 5 месяцев (п. 8 Акта о случае профессионального заболевания от 20 ноября 2006 года), и степень утраты профессиональной трудоспособности - 30 % (справка ФКУ «ГБ МСЭ по Брянской области» Минтруда России серии № от 12 августа 2014 года).
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, суд также учитывает положения ст. ст. 151, 1100, 1101 Гражданского кодекса РФ, ст. 237 Трудового Кодекса РФ, фактические обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, характер и степень нарушения прав истца, степень физических и нравственных страданий Шелкова А.А. обусловленных тяжестью имеющегося заболевания, и приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации в размере <данные изъяты>.
Частью 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку судом удовлетворено требование истца о компенсации морального вреда, в соответствии с положениями ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, уплаченная при подаче иска в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░