судья 1 инстанции: Никишенко Т.Н. Дело №21-369/2023
дело 1 инстанции: №12-30/2023
РЕШЕНИЕ
11 июля 2023 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Врио начальника ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Набока Ю.В. на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым,
установил:
постановлением Врио начальника ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Набока Ю.В. от 06 апреля 2023 года Управление образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23 мая 2023 года по жалобе Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, врио начальника ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Набока Ю.В. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене решения районного суда и возращении дела на новое рассмотрение, указывая на неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель и иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, явка их в суд обязательной не признавалась.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 05.10.2020 по гражданскому делу №2-831/2020 по иску Красноперекопского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Красноперекопского района Республики Крым, МБОУ «Рисовский учебно-воспитательный комплекс» МО Красноперекопского района Республики Крым, Управлению образования и молодёжи администрации Красноперекопского района Республики Крым о возложении обязанностей, на Администрацию Красноперекопского района Республики Крым и Управление образование и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым возложена обязанность обеспечить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований антитеррористической защищенности объекта (территории) МБОУ «Рисовский УВК» МО Красноперекопский район. Одновременно судом установлен срок для исполнения обязательств - до 13.12.2021.
24 декабря 2020 года апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым вышеуказанное решение Красноперекопского районного суда Республики Крым оставлено без изменения.
22 июня 2021 года определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вышеприведенные судебные акты оставлены без изменения.
25 ноября 2021 года определением Красноперекопского районного суда Республики Крым отказано в удовлетворении заявления Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения Красноперекопского районного суда Республики Крым.
04.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП по Республике Крым в отношении Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым возбуждено соответствующее исполнительное производство №30274/22/82015-ИП и установлен срок для добровольного исполнения решения суда в течение 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
19.05.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП по Республике Крым вынесено постановление по исполнительному производству №30274/22/82015-ИП в отношении Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
31 мая 2022 года определением Красноперекопского районного суда Республики Крым отказано в удовлетворении заявления Администрации Красноперекопского района Республики Крым о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения Красноперекопского районного суда Республики Крым от 05.10.2020.
08 июня 2022 года определением Красноперекопского районного суда Республики Крым удовлетворено заявление Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым об освобождении от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП по Республике Крым от 19.05.2022.
10.03.2023 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП вынесено постановление о назначении нового срока исполнения должником Управлением образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым исполнительного документа: до 20.03.2023.
Постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП по Республике Крым Набока Ю.В. от 06 апреля 2023 года Управление образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением штрафа в размере 50 000 рублей.
Как следует из материалов дела, 19.01.2021 заместитель главы Администрации Красноперекопского района Республики Крым обращался в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым с просьбой о выделении денежных средств в размере 870 370,00 рублей для устранения нарушений требований антитеррористической защищенности в МБОУ «Рисовский УВК» МО Красноперекопский район: для монтажа системы видеонаблюдения.
21.01.2021 за исх. № 01-15/295/1 Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в адрес Администрации Красноперекопского района Республики Крым сообщено, что МБОУ «Рисовский УВК» МО Красноперекопский район включено в перечень объектов для предоставления субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на расходы, направленные на монтаж системы видеонаблюдения в муниципальных образовательных организациях в 2021 году.
13.05.2021 за исх. №01-22/3091/21/1 и 08.11.2021 за исх. № 628/01-22/21 Глава администрации Красноперекопского района Республики Крым обратился в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым с заявлением о включении в перечень объектов для предоставления субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на расходы, направленные на монтаж систем видеонаблюдения, в 2022 году на объекте МБОУ «Рисовский УВК» МО Красноперекопский район. К данной заявке приложено гарантийное письмо о том, что Администрация Красноперекопского района Республики Крым гарантирует выделение средств на обеспечение доли софинансирования в объеме 5% для исполнения расходных обязательств по данному объекту в 2022 году, что составляет 43518,5 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым на постановление о привлечении к административной ответственности, судья районного суда пришёл к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым состава административного правонарушения.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.
Так, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьёй 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учётом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе связанные с получением необходимого финансирования.
Как разъяснено в пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2023 года №17-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда», объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение им названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случаях неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок (т.е. в срок, установленный после вынесения постановления о взыскании с этого должника исполнительского сбора) должностным лицом ФССП России составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Данное положение в его системной связи с положениями частей 1 и 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации означает, что в указанном случае новый срок для исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, неисполнение которых может влечь для него административную ответственность на основании оспариваемого законоположения, устанавливается после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 или части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, как следует из обжалуемого в суде постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, а также протокола об административном правонарушении, при изложении обстоятельств совершения заявителем правонарушения указано, что ранее к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ привлекалось иное лицо – Администрация Красноперекопского района Республики Крым со ссылкой на судебное дело №12-72/2022.
Действительно, в статье 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Таким образом, данным Федеральным законом обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органа местного самоуправления, возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.
В соответствии с частью 2 статьи 18 этого же федерального закона, финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым является казенным учреждением и находится в ведении органа местного самоуправления (Администрации Красноперекопского района Республики Крым), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Управление образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым как получатель денежных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
В связи с чем, при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности Управления образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым соответствующим должностным лицом органа не выяснялось наличие реальной возможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
Так, как указано в жалобе Управления образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым, средства на вышеуказанные цели из бюджета в 2021-2023 годах не выделялись.
При этом, именно Администрация Красноперекопского района Республики Крым постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУ ФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Набоки Ю.В. от 06 апреля 2023 года признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за неисполнение вышеуказанного решения суда.
Решением же суда по гражданскому делу на Администрацию Красноперекопского района Республики Крым и Управление образования и молодёжи Администрации Красноперекопского района Республики Крым возложены тождественные обязанности по обеспечению финансирования расходов.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, судья районного суда, пришёл к верному выводу, что в действиях Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым отсутствует состав вменённого правонарушения по части 2 статьи 17.15 КоАП Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья районного суда правомерно отменил постановление должностного лица административного органа, вынесенное в отношении Управления образования и молодежи администрации Красноперекопского района Республики Крым, и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы правильных выводов суда не опровергают, в связи с чем, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления образования и молодежи Администрации Красноперекопского района Республики Крым оставить без изменения, жалобу врио начальника ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Набока Ю.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Н.В. Кучеренко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>