Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2494/2022 ~ М-1919/2022 от 11.07.2022

№ 2-2494/2022

64RS0047-01-2022-003092-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2022 г.              г. Саратов     

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Королевой А.А.,

при помощнике судьи Габитовой Г.Ж.,

с участием представителя ответчика Лобызовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в защиту неопределенного круга потребителей к товариществу собственников жилья «Весна» о возложении обязанности организовать места накопления твердых коммунальных отходов,

установил:

администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц обратилась с иском к ЖСК «Лето» о возложении обязанности организовать места накопления твердых коммунальных отходов.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с Положением об администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 г. № 36-398, администрация района является территориальным структурным подразделением администрации МО «Город Саратов», осуществляющем от имени администрации МО «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Октябрьского района. Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории по адресу:
<адрес>, в результате которого выявлено, что на прилегающей территории по вышеуказанному адресу контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова. Управлением указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Телецентр», которое, по мнению истца, как управляющая организация не организовала контейнерные площадки для сбора и вывоза ТКО.

На основании изложенного, администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц просила ЖСК «Лето» обязать в течение двух месяцев с момента вынесения решения организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также обеспечить их содержание.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истца произведена процессуальная замена ненадлежащего ответчика ЖСК «Лето» на надлежащего ответчика ТСЖ «Весна».

Представитель истца администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ЖСК «Лето» Лобызова Т.В. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, комитета по ЖКХ администрации МО «Город Саратов», Государственной жилищной инспекции Саратовской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявили.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В ст. 19 Конституции РФ закреплено равенство всех перед законом и судом.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного самоуправления.

В п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из положений ст. 13.4 указанного Федерального закона от 24 июня 1998 г.
№ 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

Положениями ч. 1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290, где также указаны работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26(1).

Как следует из материалов, ТСЖ «Весна» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования территории (объекта) от <дата> на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, не оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых бытовых отходов, не включены в реестр мест накопления ТКО на территории МО «<адрес>», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования г. Саратова.

По сведениям комитета ЖКХ администрации МО «Город Саратов» от
<дата> в комитет не поступали заявки от ТСЖ «Весна» на согласование мест (площадок) накопления ТКО.

Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении многоквартирным домом по <адрес> ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Довод ответчика о том, что согласно выписке из реестра мест (площадок) накопления ТКО за многоквартирным домом по <адрес> закреплена площадка накопления ТКО, о чем в подтверждение представлены фотографии с контейнерными площадками для накопления твердых бытовых отходов, отклоняется судом как несостоятельный. В силу вышеуказанных положений закона именно за управляющей компанией, которая осуществляет управление конкретным многоквартирным домом, должна быть закреплена контейнерная площадка для накопления твердых бытовых отходов, о чем в комитете по ЖКХ администрации МО «Город Саратов» подаются на согласование создания мест (площадок) накопления ТКО заявки, которая от ТСЖ «Весна» не поступала.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО пояснила, что является членом правления ТСЖ «Весна», а также является активным жителем многоквартирного <адрес>. У данного дома на протяжении длительного времени имеется своя контейнерная площадка, которая, как выяснилось недавно, расположена на земельном участке, принадлежащем МОУ СОШ № 82.

Показания данного свидетеля суд не принимает во внимание, поскольку они опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, согласно которым у органа местного самоуправления в отношении ТСЖ «Весна», осуществляющего управление многоквартирным домом по <адрес>
<адрес>, отсутствуют сведения об организации контейнерной площадки, доказательств исполнения обязанности по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По смыслу действующего законодательства организация и содержание контейнерных площадок для мусора являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Оборудование площадки для контейнеров и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Исходя из приведенных норм в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, указанная деятельность осуществляется управляющей организацией.

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Саратовской области утвержден приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 октября 2017 г. № 853.

Так, в силу п. 5.1 названного Порядка юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками твердых коммунальных отходов, обеспечивают накопление твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшего транспортирования твердых коммунальных отходов для утилизации, обезвреживания, размещения.

Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется органом местного самоуправления на основании информации, предоставляемой Региональным оператором, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Информация о планируемых к размещению контейнерах определяется органом местного самоуправления с учетом предложений Регионального оператора, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5.4 Порядка).

Вместе с тем, соответствующая контейнерная площадка ответчиком в рамках исполнения обязанностей, предусмотренных п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, п. 26 (1) Минимального перечня, не организована.

То обстоятельство, что лицом, уполномоченным по определению и утверждению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, является орган местного самоуправления, не освобождает управляющую организацию от вышеуказанной обязанности.

С 01 января 2019 г. Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочиям органов местного самоуправления относит, среди прочего создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Соответственно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утв. Правительством РФ (п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039.

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов).

Согласно положению об администрации Октябрьского района МО «Город Саратов», утв. решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 г. № 36-398, администрация Октябрьского района МО «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации МО «Город Саратов», осуществляющим от имени администрации МО «Город Саратов» исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения на территории Октябрьского района в части и объеме, установленных настоящим положением, а также иными муниципальными правовыми актами (п. 1.1. положения).

Основными задачами администрации района, связанными с решением вопросов местного значения, является в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 2.1.8 положения).

Таким образом, в силу приведенных норм ТСЖ «Весна», в управлении которого находится многоквартирный <адрес>, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению данным многоквартирным домом, в том числе организовать и содержать места сбора твердых бытовых (коммунальных) отходов жителей данного многоквартирного дома.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик не исполняет возложенную на него законом обязанность по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, суд полагает, что в целях обеспечения исполнимости решения подлежит установлению срок его исполнения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Возложить обязанность на товарищество собственников жилья «Весна» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес>, обеспечить содержание таких мест.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья                      А.А. Королева

2-2494/2022 ~ М-1919/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация Октябрьского района г. Саратова
Ответчики
ТСЖ "Весна"
Другие
Государственая жилищная инспекция Саратовской области
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации МО «Город Саратов»
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратова
Судья
Королева Алина Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky--sar.sudrf.ru
11.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.07.2022Передача материалов судье
15.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2022Подготовка дела (собеседование)
08.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее