14RS0035-01-2023-013700-71
Дело №2-10424/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 04 декабря 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Захаровой Е.В., при секретаре Турниной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности выполнить компенсационные мероприятия по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты,
установил:
Якутский природоохранный прокурор Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» о возложении обязанности выполнить компенсационные мероприятия посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в обоснование требований указывая на то, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части проведения мероприятий, направленных на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам от хозяйственной деятельности организаций, в ходе проверки установлено, что в нарушение требования законодательства об охране водных биологических ресурсов, об охране окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов по состоянию на 01 сентября 2023 года ответчиком не проведены компенсационные мероприятия, непринятие ответчиком мер по проведению компенсационных мероприятий может повлечь в последующем негативное воздействие на окружающую среду, на водные объекты, на водные биологические ресурсы, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика принять в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, путем проведения компенсационных мероприятий посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
В судебном заседании старший помощник Якутского природоохранного прокурора Яхонтов Ю.И. поддержал исковое заявление с учетом уточнения исковых требований, просил обязать государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» принять в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, путем проведения компенсационных мероприятий по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты Республики Саха (Якутия) в соответствии с рассчитанными объемами по заключению о согласовании осуществления деятельности в рамках проектной документации «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» № 01-04-962/Т от 02 марта 2021 года Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства.
Представитель ответчика Дегтярева К.Е. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на то, что 25 сентября 2017 года между государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» и ___ заключен государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса», цена контракта составила 350 026 960 рублей 25 копеек, в центу контракта включены затраты на мероприятия, связанные с соблюдением экологических норм при производстве работ, строительно-монтажные работы по указанному объекту завершены в 2020 году, 29 декабря 2017 года Ленское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству выдало ___ заключение о согласовании деятельности по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса», 22 января 2018 года ___ подало заявление Ленскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству об осуществлении искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов без предоставления водных биологических ресурсов в пользование по выпуску личинок щуки в 2018 года – 19529 штук, в 2019 году – 19529 штук, в 2020 году – 19529 штук, в 2021 году – 19528 штук, таким образом обязанность по компенсации ущерба рыбному хозяйству возложена на ___
Представитель третьего лица Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в суд не явился, был извещен, при таких обстоятельствах дело рассматривается в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. В данном случае лиц, в интересах которых выступает прокурор, невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов в силу численного непостоянства и персональной изменчивости.
Судом установлено, что Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части проведения мероприятий, направленных на компенсацию ущерба водным биологическим ресурсам от хозяйственной деятельности организации.
По результатам проверки установлено, что в нарушение части 1, части 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по состоянию на 01 сентября 2023 года государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» компенсационные мероприятия не проведены.
В соответствии с частью 1 статьи 9, статьи 42 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,
причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред
В соответствии со статьей 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из смысла пункта 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды следует, что причиненный вред возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Согласно пункту 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течении двадцати лет.
Методика определения последствий негативного воздействия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности водных биоресурсов и среды их обитания и разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, утверждена приказом Федерального агентства по рыболовству от 06.05.2020 №238.
В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при осуществлении деятельности с использованием водного объекта должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, порядок осуществления которых определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, согласно п. п. «ж», «з» п. 2 в случае невозможности предотвращения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, хозяйствующим субъектом должны проводиться компенсационные мероприятия посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
Согласно заключению о согласовании осуществления деятельности по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 02 марта 2021 года №01-04-962/Т с государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» согласован проект «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» в период с 03 марта 2021 года по 31 декабря 2021 года, при условии: выполнения компенсационных мероприятий путем выпуска личинок щуки 19529 экз. в реку Лена; своевременного информирования Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; в случае приостановки и/или прекращения согласования деятельности, направлять в Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства соответствующее уведомление не позднее 3 месяцев после принятия решения о такой приостановке и/или прекращении деятельности.
В соответствии с оценкой негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду из обитания, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «СтандартЭко» производство работ по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» будет негативно сказываться на сообществах гидробионтов р. Лена, являющихся объектами питания рыб и окажет косвенное негативное воздействие на ихтиофауну водотока. Общий не предотвращаемый ущерб в натуральном выражении в результате реализации проекта за время строительства составит 181,322 кг или 0,181322 тонн. Для его компенсации предлагается два варианта мероприятий: 1. Путем выпуска личинок пеляди: для компенсации ущерба, составляющего 181,322 кг в натуральном выражении, требуемый объем выпуска личинок пеляди составит 109892 экз., так как ущерб в данном случае будет носить единовременный характер (период строительства с 2017 по 2022 гг.), рекомендуется выпуск в Вилюйское водохранилище 109892 экз. личинки пеляди навеской 0,005г. единовременно, либо ежегодно в течение четырех лет по 27473 шт. Величина общих эксплуатационных затрат, необходимых для проведения восстановительных мероприятий путем выпуска личинок пеляди, составит 232971 рубль. 2. Путем выпуска личинок щуки: для компенсации ущерба, составляющего 181,322 кг в натуральном выражении, требуемый объем выпуска личинок щуки составит 78115 экз., так как ущерб в данном случае будет носить единовременный характер (период строительства с 2017 по 2020 гг.), рекомендуется выпуск в среднем течении р. Лена 78115 экз. личинки щуки навеской 0,015г. единовременно, либо ежегодно в течение четырех лет по 19529 экз. Величина общих эксплуатационных затрат, необходимых для проведения восстановительных мероприятий путем выпуска личинок щуки, составит 156231 рубль 38 копеек. Расчет стоимости реализации любого вышеуказанного мероприятия является ориентировочным и определяется на основании договора (сметы) ее исполнения подрядчиком.
С учетом этого для восстановления прогнозируемого вреда необходимо провести компенсационные мероприятия по восстановлению водных биоресурсов.
Непринятие мер ответчиком по проведению компенсационных мероприятий повлечет негативное воздействие на окружающую среду, на водные объекты, водные биологические ресурсы.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности по проведению компенсационных мероприятий по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты Республики Саха (Якутия) в соответствии с рассчитанными объемами по заключению о согласовании деятельности по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» № 01-04-962/Т от 02 марта 2021 года Восточно-Сибирского территориального управления Росрыболовства.
Тот факт, что государственным казенным учреждением «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» на основании государственного контракта обязанность по проведению компенсационных мероприятий возложена на ___ не освобождает государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» от указанной обязанности, поскольку ответственным лицом за проведение указанных мероприятий по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» является именно ответчик.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права и интересы граждан на благоприятные условия жизни, окружающую среду.
Учитывая вышеизложенное, требования Якутского природоохранного прокурора о возложении обязанности на ответчика выполнить компенсационные мероприятия по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты являются обоснованными.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на ответчика в силу закона возложена обязанность по выполнению компенсационных мероприятия по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, указанный срок для проведения мероприятий по выполнению компенсационных мероприятий по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты суд считает установить в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» принять в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, путем проведения компенсационных мероприятий по выпуску водных биологических ресурсов в водные объекты Республики Саха (Якутия) в соответствии с рассчитанными объемами по заключению о согласовании деятельности по проекту «Берегозащитные укрепления на р. Лена у п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса» № 01-04-962/Т от 02 марта 2021 года Восточно-Сибирского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Идентификаторы сторон:
Государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» ОГРН ___
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий: п/п Е.В. Захарова
Копия верна:
Судья Е.В. Захарова
Секретарь М.Ю.Турнина
Решение изготовлено в окончательной форме: 08 декабря 2023 года.