Дело №30-2-296/3023
УИД 76RS0015-01-2022-003106-16
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 12 сентября 2023 года
Судья Ярославского областного суда Бисерова О.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 на решение судьи Ленинского районного суда города Ярославля от 07 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Акционерного общества «Ярославльводоканал» Лещенко Валерия Николаевича,
установил:
07.12.2022 заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в отношении генерального директора Акционерного общества (АО) «Ярославльводоканал» Лещенко В.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Лещенко В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Из постановления следует: АО «Ярославльводоканал» эксплуатирует опасный производственный объект – «Склад хлора № 1», регистрационный номер А18-00665-0001, II класс опасности. Органом Ростехнадзорра в период с 9 по 22 ноября 2022 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации указанного объекта, в ходе которой выявлены нарушения статей 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «а» пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 года № 1365, что выразилось в непрохождении аттестации в области промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора руководителем АО «Ярославльводоканал» - генеральным директором Лещенко В.Н.
Указанное бездействие Лещенко В.Н. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В адрес Лещенко В.Н. заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Ростехнадзора внесено также представление от 07.12.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение одного месяца со дня получения представления.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 07.07.2023 постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора № 10.2-Пс/0154-212-78пл-2022 от 07.12.2022 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменено в виду отсутствия состава административного правонарушения. Также отменено представление об устранении причин и условий, об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 07.12.2022.
Должностным лицом, вынесшим постановление, на указанное решение судьи районного суда подана жалоба, в которой заявитель просит отменить решение. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению судьей районного суда норм материального права, несоответствию выводов, изложенных в решении судьи, обстоятельствам дела.
В судебном заседании защитник Лещенко В.Н. по доверенности Маханов В.С. против удовлетворения жалобы возражал.
О месте и времени судебного заседания уведомлялся заместитель начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО3, в судебное заседание не явилась.
Заслушав защитника, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ работники опасного производственного объекта обязаны, в частности, соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Согласно статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации. Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 (далее – Положение об аттестации в области промышленной безопасности), аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», проходят работники следующих категорий: а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации).
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, формируемыми, в том числе, территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – территориальные аттестационные комиссии) (пп. «б» п. 2 Положения).
В силу пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности в территориальных аттестационных комиссиях проходят первичную и периодическую аттестацию: а) члены аттестационных комиссий организаций и иные указанные в подпунктах «а», «б» и «е» пункта 2 настоящего Положения работники (за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства); б) указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения работники (за исключением работников организаций, обеспечивающих безопасность государства) - в случаях, если в организациях не сформированы аттестационные комиссии организаций.
Материалами дела подтверждается, что с 09.11.2022 по 22.11.2022, на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 27.10.2022 № Р-212-78-рш проведена плановая выездная проверка АО «Ярославльводоканал» в области промышленной безопасности, на опасном производственном объекте: «Склад хлора №1», регистрационный № A18-00665-0001, II класс опасности.
Согласно акту плановой выездной проверки № 10.2-212-78пл-А/0047-2022 от 22.11.2022, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I. II и III классов опасности, а именно: руководитель (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица) генеральный директор АО «Ярославльводоканал» Лещенко В.Н. прошел аттестацию в области промышленной безопасности (область аттестации - А1) в комиссии организации, а не в территориальной комиссии Ростехнадзора, чем нарушены: статьи 9, 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункт «а» пункта 5 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.
22.11.2022 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора АО «Ярославльводоканал» Лещенко В.Н.
07.12.2022 дело об административном правонарушении рассмотрено, заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора ФИО3 вынесено постановление о назначении административного наказания.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях генерального директора АО «Ярославльводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При этом исходил из того, что в АО «Ярославльводоканал» имеется должность технического директора, которая отнесена к категории руководителей; технический директор осуществляет руководство системой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; соответствующие доказательства того, что генеральный директор осуществляет производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов, в материалах дела отсутствуют; действующее законодательство не содержит положений, обязывающих руководителя проходить аттестацию, если в организации имеется специальный работник, осуществляющий производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов.
Оснований не согласиться с изложенными в решении судьи выводами не имеется, данные выводы судьи соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, которые оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, а также нормам материального права.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 определены категории работников, в том числе руководители организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности: работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты; работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности; работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
Таким образом, если генеральный директор организации осуществляет какие-либо из перечисленных функций, он должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.
В рассматриваемом случае в штате организации имеется должность технического директора. Технический директор относится к категории руководителей (пункт 1.1 должностной инструкции технического директора).
Согласно пункту 2.3 должностной инструкции технического директора, утвержденной генеральным директором АО «Ярославльводоканал» 13.12.2019, технический директор осуществляет руководство производственными подразделениями водопроводных и канализационных сетей и сооружений, очистных сооружений канализации, диспетчерской службой, службой охраны труда, промышленной безопасности, гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, отделами главного технолога, главного механика, главного энергетика.
В материалы дела представлено Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «Ярославльводоканал», утвержденное 05.02.2021, согласно пункту 2.2 которого общее руководство системой промышленного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности осуществляет технический директор.
При этом соответствующие доказательства того, что генеральный директор осуществляет производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов, в материалы дела не представлены.
С учетом приведенных выше норм права, а также установленных по делу фактических обстоятельств, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии в данном случае в действиях генерального директора АО «Ярославльводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и наличии в связи с этим оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением Центрального управления Ростехнадзора от 01.12.2022 № 10.2-Пс/0153-212-78пл-2022 АО «Ярославльводоканал» также было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ. При этом обществу вменялись аналогичные нарушения, что и генеральному директору АО «Ярославльводоканал» Лещенко В.Н. Постановлением арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.06.2023 по делу №А82-20407 указанное постановление Центрального управления Ростехнадзора признано незаконным. Данное обстоятельство также принято судьей районного суда во внимание.
Изложенные в жалобе доводы о неверном применении судом норм материального права выводов судьи районного суда не опровергают и основанием к отмене обжалуемого решения не являются.
Из содержания части 1 статьи 30.7 КоАП РФ следует, что судья не имеет полномочий на принятие решения, которым отменялось бы обжалуемое решение судьи, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Единственное основание для поворота к худшему предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, а именно: в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания. В данном случае, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оснований, не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 07 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Акционерного общества «Ярославльводоканал» Лещенко Валерия Николаевича оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано непосредственно во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.И.Бисерова