66RS0001-01-2022-009278-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Серов 03 июля 2023 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при помощнике судьи Красильниковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-704/2023 по иску Осипова Виктора Петровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным,
с участием представителя ответчика Писаниной Н.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
Осипов В.П. обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, назначении страховой пенсии с 11.02.2022.
В обосновании требований указал, что в январе 2022 года обратился в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с достижением установленного законом возраста выхода на пенсию. Решением в назначении пенсии Осипову Виктору Петровичу было отказано в связи с недостаточным количеством ИПК, необходимым для назначении пенсии, и истцу было рекомендовано обратиться за назначением социальной пенсии по старости не ранее 11.08.1930 года, т.е. через 8 лет. Не согласившись с принятым решением, в адрес ответчика, было направлено заявление с просьбой пересмотреть принятое решение. 05 мая 2022 года за номером №0-7964,7972-16-01/8883-22 ответчиком в адрес истца был предоставлен ответ, который содержал частичный расчет. С представленным расчетом Осипов В.П. не согласен, в связи с неполнотой и применением пониженных коэффициентов. Согласно расчету, представленному ответчиком от 05.05. 2022 расчетный размер пенсии рассчитан с применением коэффициента заработной платы 0,729, исчисленной исходя из 48 месяцев, а учтенных как за 60 месяцев. Стаж валоризации исчислен с применением пониженного коэффициента без учета полного стажа до 01.01.1991 года. Просит признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области Осипову Виктору Петровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения №; возложить обязанность на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области назначить страховую пенсию по старости Осипову Виктору Петровичу, 11.08.1960 года рождения с 11.02.2022 года; взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 09.12.2022 года гражданское дело по иску Осипова Виктора Петровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, назначении страховой пенсии по старости передано по территориальной подсудности в Серовский районный суд Свердловской области, в связи с тем, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Указанное выше определение вступило в законную силу.
Гражданское дело поступило в Серовский районный суд 24.01.2023 года.
Определением от 24.01.2023 произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В судебное заседание истец Осипов В.П. не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ведерникова О.В. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила дополнительные пояснения, в которых просила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя. В судебном заседании поясняла, что недостаточность ИПК для назначения пении была вызвана исключительно ненадлежащими действиями или бездействиями государственного учреждение. У истца фактически отсутствует возможность предоставления доказательства размера получаемого дохода. Ответчик имел возможность учесть заработок истца за периоды предшествующие работе либо последующие, по которым имеются сведения о доходе, однако не произвел расчет таким образом. Истец не может нести ответственность за халатное отношение к хранению документации государственных учреждений, данное обстоятельство не может исключать его право на получение государственной пенсии при достижении установленного возраста им выработке определённого стажа работы. Считает, что Пенсионный фонд мог принять к расчету имеющие данные о заработной плате за ближайшие периоды, согласно представленному ранее расчету - учет заработной платы истца за 60 месяцев, однако не учел, что привело к недостатку ИПК для назначения пенсии. Представленные данные о заработной плате Осипова В.В. указывают на получение им заработной платы в размере средней заработной платы по стране, с учетом принципа обязательности труда, гарантированной оплаты труда в СССР, Осипов В.В. не мог не получать заработную плату и числится как трудоустроенный.
Представитель ответчика Писанина Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, на доводах, изложенных в письменном отзыве настаивала. Дополнительно пояснила, что у истца недостаточная величина индивидуального пенсионного коэффициента, доказательств в сторону увеличения коэффициента не представлено.
Суд, заслушав представителя ответчика, изучив письменные пояснения представителя истца, оценив доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон), вступившим в силу с 1 января 2015 года
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В силу ст. 35 "Переходные положения" Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (п. 1). Пунктом 2 этой статьи предусмотрено ежегодное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (п. 3).
Пенсионный возраст, необходимый для установления страховой пенсии по старости в соответствующем году, установлен в Приложении к Федеральному закону "О страховых пенсиях".
В ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, пунктах 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, при переходе к новому правовому регулированию в области пенсионного обеспечения граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Из смысла части 1 статьи 8, частей 1, 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что для назначения страховой пенсии по старости необходима совокупность условий: достижение определенного возраста, наличие страхового стажа требуемой продолжительности и наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Отсутствие одного из названных условий влечет отказ в назначении страховой пенсии по старости.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 7 пункта 3 статьи 30 указанного выше Закона, при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В судебном заседании установлено, что Осипов В.П. обратился 13.01.2022 с заявлением в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Свердловской области о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12. 2013 года №400 - ФЗ.
Решением начальника отдела установления пенсий № 17 ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Свердловской области от 01.02.2022г № 27151/22 истцу отказано в назначении данной страховой пенсии.
Согласно указанному решению, Осипов В.П., 11.08.1960 года рождения, в возрасте 61 года 6 месяцев имеет страхового стажа 17 лет 01 месяц 18 дней, величину индивидуального пенсионного коэффициента - 17,607.
Согласно трудовой книжке Осипова В.П. трудовая деятельность осуществлялась с 19.07.1977 г. по 17.10.1997 г. с учетом службы в армии, что также подтверждается представленным расчетом ответчика.
Как установлено в судебном заседании наиболее выгодным вариантом исчисления размера страховой пенсии по старости Осипова В.П. является оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ с учетом периода военной службы по призыву с 18.10.1978 г. по 21.10.1980 г. (2 года 4 дня) с применением коэффициента 1,8 за каждый полный год такого периода в порядке, предусмотренном частями 12-14 статьи 15 Закона № 400-ФЗ.
Суд соглашается с расчетом величины индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитанного ответчиком с учетом пропорционального соотношения пенсии, размер которой определен в соответствии с законодательством Российской Федерации, к стажу заявителя, определенного по состоянию на 01.01.2002 года равным 17,607, из которых: 13,987 за стаж + 3,62, зачисленных за период военной службы по призыву.
Общий трудовой стаж для оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ составил - 15 л. 01 мес. 14 дн. (17.01.18 - 02.00.04)., стажевой коэффициент (далее - СК) - 0,55%; стаж для валоризации до 01.01.1991 - Юл. 03 мес. 25 дн. (12.03.29-02.00.04).
Отношение по заработной плате (ЗР/ЗП) за период с 01.02.1983 по 30.11.1988 составляет 0,729. Страховые взносы после 01.01.2002 на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - 0,00 руб., ИПК за период с 01.01.2015 по 11.02.2022 равен нулю, так как страховые взносы за этот период отсутствуют.
Расчетный размер пенсии на 01.01.2002 определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ по формуле: РП = СК * ЗР / ЗП * СЗП.
Расчетный размер пенсии (РП) на 01.01.2002 составил = 0,55 х 0,729 х 1671=669,99
руб.
Пенсионный капитал на 01.01.2002 определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 173-ФЗ: ПК = (РП - БЧ) х Т.
(669,99 - 450) х 228 = 50157,72 х (181,466666/ 300) = 50157,72 х 0,6048889 = 30339,85
руб.
Пенсионный капитал составил 30339 руб. 85 коп., где:
450 руб. - БЧ - базовая часть трудовой пенсии на 01.01.2002г.,
228 мес. - Т - ожидаемый период выплаты пенсии,
181,466666 мес. - имеющееся количество месяцев общего стажа на 01.01,2002г.,
300 мес. - требуемое количество месяцев общего стажа для мужчин.
С учетом коэффициентов индексации с 01.01.2002 по 31.12.2014 пенсионный капитал на дату назначения составил = 170352 руб. 69 коп.
Сумма валоризации (составляющая пенсионного капитала за «советский» стаж до 1991- пункт 1 статьи 30.1 Закона № 173-ФЗ):
х 0,2 (10% + 10% за 10 лет стажа до 1991г.) = 34070,54 руб.
Сумма страховых взносов с 01.01.2002 по 31.12.2014 = 0,00 руб.
Итого пенсионный капитал до 2015 года составил:
+ 34070,54 = 204423,23 руб.
ИПК до 2015 года = 204423,23 / 228 / 64,10 = 13,987, где -228 мес. - ожидаемый период выплаты пенсии в 2015 году,
-64,10 руб. - стоимость одного пенсионного коэффициента на 01.01.2015.
ИПК за период военной службы по призыву - 3,62 (коэф. 1,8 за 02 г. 04 дн.)
Итого ИПК = 13,987 + 3,62 = 17,607
Следовательно, индивидуальный пенсионный коэффициент истца менее требуемой по закону величины индивидуального пенсионного коэффициента 23,4, а именно 17,607.
В связи с чем, право на страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ на дату обращения у Осипова В.П. отсутствует по причине отсутствия права на ее назначение, поскольку ИПК истца меньше допустимого минимума (имеющаяся величина ИПК 17,607, при требуемой величине ИПК - 23,4).
Право на страховую пенсию по старости для мужчин, родившихся в 1960 году, возникает в возрасте 61 лет 6 месяцев при соблюдении требований к продолжительности страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21, установленных в 2021 году. При этом на день достижения Осиповым В.П. возраста 61 года 06 месяцев величина индивидуального пенсионного коэффициента должна быть не менее 23,4, данное обстоятельство не позволяет реализовать право на страховую пенсию по возрасту.
Доводы представителя истца о том, что Пенсионный орган мог взять для расчета средний месячной заработок за периоды предшествующие работе либо последующие, по которым имеются сведения о доходе суд не может принять во внимание т.к. они противоречат требованиям закона абзацу 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Судом были приняты меры по установлению заработной платы в отсутствующие периоды, однако поиски результатов не дали. Предметом рассмотрения является законность принятого решения Пенсионным органом, а не бездействие работодателя, которое по мнению представителя истца повлекло нарушение пенсионных прав истца. В судебном заседании нарушений закона со стороны Пенсионного органа судом не уставнолено.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения страховой пенсии по старости и признания решения пенсионного органа об отказе в назначении такой пенсии незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.07.2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░