Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-349/2024 от 08.04.2024

Дело № 21-349/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск                                                  17 мая 2024 года

Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу Исакова В.В. на постановление начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска № 9 от 18 января 2024 года и решение судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № 1 (г.Хабаровск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу Исакова В.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска №9 от 18 января 2024 года начальник жилищно-коммунальной службы № 1 (г.Хабаровск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (далее по тексту ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО, Учреждение) Исаков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2024 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Исаков В.В. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить как незаконные, необоснованные, дело направить на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.

Исаков В.В. извещенный о времени и месте слушания дела, в суд не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании защитник Зарецкая Д.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнила, что Исаков В.В. был приглашен должностным лицом для опроса на 18 января 2024 года к 11 час. 00 мин. Приехал к назначенному времени, после чего уехал и при составлении протокола не присутствовал, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ ему разъяснены не были, в протоколе об административном правонарушении он не расписывался, надлежащим образом о его составлении извещен не был. Похабова А.А. является сотрудником юридического лица, доверенности на представление интересов Исакова В.В. ей не выдавалось, ходатайства о допуске ее в качестве защитника Исаков В.В. не заявлял.

Должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 полагала решение судьи районного суда законным и обоснованным. 10 января 2024 года в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 КоАП РФ, для опроса был приглашен руководитель Учреждения на 18 января 2024 года к 11 час. 00 мин. Исаков В.В. вместе с представителем ФИО2 явились в назначенное время, Исакову В.В. бы устно разъяснены права, расписка о разъяснении прав с Исакова В.В. не бралась. Исаков В.В. был устно уведомлен о том, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении. С 11 часов до 15 час. 30 мин. сотрудником военного комиссариата формировались документы. Исаков В.В. при составлении протокола не присутствовал, ушел, оставил Похабову А.А. Доверенности на представление интересов Исакова В.В. у нее не было, письменного и устного ходатайства о допуске ее в качестве защитника Исаков В.В. не заявлял. Исаков В.В. пояснил, что ФИО2 является представителем Учреждения. На рассмотрении дела Исаков В.В. не присутствовал, присутствовала ФИО2 она была уведомлена о рассмотрении настоящего дела. В отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО протокол об административном правонарушении и постановление не выносились.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника и должностного лица административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 21.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 (далее - Положение о воинском учете).

Согласно пункту 32 Положения о воинском учете в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в учетных документах, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, направляют в течение 5 дней со дня принятия (поступления) или увольнения (отчисления) граждан с работы (из образовательных организаций) в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, в том числе не подтвержденным регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления либо возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций);

Как усматривается из материалов дела, начальник ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО Исаков В.В. постановлением начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска от 18 января 2024 года привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.21.4 КоАП РФ, за несвоевременное представление 09 января 2024 года в военный комиссариат Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска сведений о принятии на работу в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО с 04 декабря 2023 года гражданина Кротова А.В., подлежащего воинскому учету.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление должностного лица административного органа, судья районного суда мотивировал свои выводы наличием в деле достаточных доказательств вины начальника ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО Исакова В.В. в инкриминируемом административном правонарушении и отсутствием допущенных в ходе производства по делу существенных процессуальных нарушений.

    Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона (часть 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 названного Кодекса в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Исходя из положений статьи 25.15 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Основным условием правомерности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее извещение этого лица о времени и месте совершения указанного процессуального действия, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, установленные статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени составления протокола.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 18 января 2024 года на листе дела № 18, настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 КоАП РФ, возбуждено в отношении Исакова В.В. – начальника ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО. Извещений о составлении протокола об административном правонарушении 18 января 2024 года в 15 часов 30 минут в отношении Исакова В.В. материалы дела не содержат.

Из содержания протокола по делу об административном правонарушении следует, что он был составлен 18 января 2024 года в 15 часов 30 минут в отсутствие должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - начальника ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО Исакова В.В.

В материалах дела имеется определение должностного лица административного органа ФИО1 от 10 января 2024 года о возбуждено дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 КоАП Ф, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. Согласно указанному определению руководитель Учреждения вызывался для дачи объяснений на 18 января 2024 года к 11 час. 00 мин. (л.д. 23).

Сведений о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Исакова В.В. и необходимости его явки на составление протокола об административном правонарушении именно в отношении Исакова В.В. данное определение не содержит.

Из пояснений должностного лица административного органа ФИО1. следует, что Исаков В.В. явился в военный комиссариат к 11 час. 00 мин. 18 января 2024 года, ему были разъяснены права, устно уведомлен о том, что в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении, после чего он ушел, оставив ведущего инженера Учреждения ФИО2 в качестве представителя Учреждения. Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица был составлен 18 января 2024 года в 15 часов 30 минут в отсутствие Исакова В.В. Копия протокола была вручена ведущему инженеру Учреждения ФИО2 Доверенности на представление интересов Исакова В.В. в качестве его защитника у ФИО2 не было, ни письменного, ни устного ходатайства о допуске ФИО2 в качестве защитника Исаков В.В. не заявлял.

Иные данные, которые могли бы свидетельствовать о том, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, – Исаков В.В. извещался о составлении протокола по делу об административном правонарушении на 18 января 2024 года 15 час. 30 мин. в материалах дела отсутствуют.

В настоящем судебном заседании защитник Зарецкая Д.А. оспаривает правомерность привлечения Исакова В.В. к административной ответственности дважды за совершение одного деяния, заявляя, в том числе и о том, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие при том, что он не был извещен о месте и времени его составления, копия протокола ему вручена не была, постановление о назначении наказания вынесено в отсутствии Исакова В.В. без надлежащего уведомления. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Таким образом, извещение, которое позволило в разумный срок узнать о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по данному делу в адрес Исакова В.В. должностным лицом не направлялось.

При таких обстоятельствах следует считать, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 КоАП РФ, в отношении начальника ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО Исакова В.В. составлен в его отсутствие с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса.

Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.

Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Изложенное было оставлено без внимания при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа, а впоследствии и судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие по делу допустимых доказательств порождает неустранимые сомнения в виновности привлеченного к административной ответственности лица.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством, подлежащим исключению из числа доказательств, тогда как должностное лицо при вынесении постановления и судья районного суда при вынесении решения по жалобе заявителя пришли к выводу о том, что нарушений требований закона при составлении протокола об административном правонарушении допущено не было, положив его в основу оспариваемых актов.

В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему протокол.

Признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу влечет недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Кроме этого, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Между тем в материалах дела отсутствуют данные, которые могли бы свидетельствовать о выполнении должностным лицом военного комиссариата указанных требований КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела.

Согласно материалам дела, дело в отношении начальника ЖКС №1 (г.Хабаровск) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по ВВО Исакова В.В. рассмотрено 18 января 2024 года в 16 часов 00 минут в его отсутствие. Доказательств надлежащего извещения Исакова В.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется. Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, что является существенным нарушением процессуальных требований.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов военного комиссариата Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска № 9 от 18 января 2024 года и решение судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника жилищно-коммунальной службы № 1 (г.Хабаровск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу Исакова В.В. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу.

Судья Хабаровского краевого суда                          

21-349/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Исаков Владилен Валерьевич
Другие
Зарецкая Д.А.
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Савватеева Александра Алексеевна
Дело на сайте суда
kraevoy--hbr.sudrf.ru
08.04.2024Материалы переданы в производство судье
17.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.05.2024Дело оформлено
23.05.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее