Дело № 2-4487/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северодвинск 11 декабря 2019 года
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Дружинина И.А.,
при секретаре Савицкой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда города Северодвинска гражданское дело по иску Опякина Дмитрия Сергеевича к акционерному обществу «Орелпродукт» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Опякин Д.С. в лице представителя по доверенности Дворецкого Ю.В. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Орелпродукт» (далее – АО «Орелпродукт») о взыскании компенсации морального вреда (л.д. 3).
В обоснование требований указано, что истец приобрел произведенный ответчиком товар – консервы «Говядина тушеная», в жестяной банке, массой нетто 338 грамм, под названием «Главпродукт». При вскрытии одной из банок истец обнаружил, что в ее содержимом недостаточно мяса.
В связи с этим, истец полагает, что приобретенные им консервы, произведенные ответчиком, являются некачественным товаром. Указанными действиями ответчика нарушены права истца как потребителя и ему причинен моральный вред. Учитывая изложенное, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000рублей (л.д. 3).
Истец Опякин Д.С. в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика по доверенности Бушуев А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 8, 10 Закона Российской Федерации №2300-1 от 07 февраля 1992 года «Озащите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе в отношении продуктов питания, сведения о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 3.1, 3.4 и 3.5 ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии №401-ст от 29.12.2003, изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям. Информация о пищевых продуктах должна содержать, в том числе, состав продукта. Перед списком ингредиентов должен быть заголовок «Состав». Перечень ингредиентов приводят для всех пищевых продуктов, за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента. Ингредиенты перечисляют в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления пищевого продукта.
Из материалов дела следует и судом в ходе рассмотрения дела установлено, что истец приобрел продукт питания, содержащийся в жестяных банках – консервы «Говядина тушеная», высший сорт, массой нетто 338 грамм, под названием «Главпродукт».
Заявляя требования о компенсации морального вреда, истец полагал, что ответчиком нарушены его права как потребителя, поскольку им приобретен произведенный ответчиком товар, который является товаром ненадлежащего качества и сообщена недостоверная информация о составе приобретенного продукта.
В силу требований части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Для установления обстоятельств, свидетельствующих о том, соответствует ли состав приобретенного истцом продукта составу, указанному на этикетке, нанесенной на упаковку указанного продукта (жестяную банку), соответствует ли состав данного продукта установленным законодательством обязательным требованиям к данной категории пищевых продуктов, судом, по ходатайству представителя ответчика, назначена судебная товароведческая экспертиза, производство которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске»).
Согласно заключению эксперта № 03-03-03/51 от 15 ноября 2019 года, подготовленному экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске», продукция, представленная для исследования представителем истца: консервы мясные кусковые стерилизованные, «Говядина тушеная высший сорт», т.м. «Главпродукт Гарантия качества», изготовитель АО «Орелпродукт», масса нетто 338 грамм, не соответствует ГОСТ 32125-2013 «Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия» по следующим показателям: массовая доля белка, мяса и жира.
Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку указанное заключение соответствует требованиям статьи25Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперты, давшие заключение, имеют соответствующее образование, длительный стаж экспертной работы, предупреждены об уголовной ответственности по статье307Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не имели какой-либо личной заинтересованности в исходе дела. Исследование проведено с использованием специального оборудования, выводы экспертов мотивированы, непротиворечивы.
Назначенная судом товароведческая экспертиза проведена ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Также судом учитывается, что ответчик не оспаривал результаты судебной экспертизы, доводов опровергающих выводы эксперта не привел, о проведении повторной экспертизы не ходатайствовал.
При таких обстоятельствах, экспертное заключение 03-03-03/51 от 15 ноября 2019 года, подготовленное экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске», сомнений у суда не вызывает, признается отвечающим требованиям относимости, допустимости и согласно статье67ГПКРФ принимается судом как доказательство, подтверждающее факт продажи истцу товара ненадлежащего качества.
Доказательств, опровергающих доводы истца и результаты судебной экспертизы, суду не представлено.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ и вопреки разъяснениям пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» ответчиком не опровергнуто то обстоятельство, что исследованию была подвергнута банка с мясными консервами, изготовленными ответчиком и приобретенная истцом в розничной сети.
При таком положении, учитывая результаты проведенной по делу судебной товароведческой экспертизы, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены права истца как потребителя на приобретение товара, качество которого соответствует установленным в соответствии с законодательством обязательным требованиям, а также на информацию о товаре, установленные статьями 4, 8, 10 Закона о защите прав потребителей.
На основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно пункту 45 постановления Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку ответчиком нарушено законодательство о защите прав потребителей и нарушены права истца как потребителя, что выразилось в продаже истцу товара ненадлежащего качества и предоставлении ему недостоверной информации о товаре, и доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины в данном нарушении, ответчиком в суд не представлено, требования истца о взыскании компенсации морального вреда основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая характер и степень нравственных страданий истца, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, в соответствии со статьями 151, 1100 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суд определяет подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца сумму компенсации морального вреда в размере 300 рублей.
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. При этом согласно пункту 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 года № 17 указанный штраф взыскивается в пользу потребителя.
Доказательств злоупотребления истцом своими правами (пункт1 статьи10ГКРФ), в том числе доказательств наличия у истца исключительного намерения причинить вред другому лицу (ответчику), противоправной цели действий истца или иного заведомо недобросовестного его поведения, а равно доказательств того, что в результате умышленных действий истца ответчик был лишен возможности надлежащим образом исполнить свои обязательства, в суд не представлено. Судом наличия в рассматриваемом деле подобных обстоятельств не установлено. Учитывая изложенное, исключительных обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности суммы штрафа последствиям нарушения ответчиком обязательства, судом не установлено. При таких обстоятельствах, оснований для отказа во взыскании штрафа или уменьшения его размера суд не усматривает.
В связи с этим, суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом, т.е. в размере 150рублей (300 - 50%).
Также в материалах дела содержится заявление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» об оплате проведенной, в рамках настоящего гражданского дела, судебной товароведческой экспертизы.
Из положений статей 94, 98 ГПК РФ следует, что при удовлетворении исковых требований расходы на проведение экспертизы, не оплаченной ранее стороной, ходатайствовавшей о назначении экспертизы, возмещаются стороной не в пользу которой принято решение.
Судебная экспертиза по настоящему делу назначена по ходатайству представителя истца, однако истцом не оплачена, что подтверждается заявлением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске». Доказательств оплаты судебной экспертизы истцом не предоставлено.
Расходы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» на проведение судебной экспертизы составили 10680 рублей, что подтверждается счетом на оплату.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, расходы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» на проведение экспертизы в указанном размере подлежат возмещению за счет ответчика, поэтому суд взыскивает с него в пользу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» расходы на проведение судебной экспертизы по настоящему гражданскому делу в размере 10 680 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Опякина Дмитрия Сергеевича к акционерному обществу «Орелпродукт» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в пользу Опякина Дмитрия Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 300 рублей, штраф в размере 150 рублей, всего взыскать – 450 (Четыреста пятьдесят) рублей.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в пользу филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в городе Северодвинске» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 10680 (Десять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей.
Взыскать с акционерного общества «Орелпродукт» в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.А. Дружинин
Мотивированное решение по делу изготовлено 18 декабря 2019 года.