Дело № 2-5079/2023
УИД 22RS0068-01-2023-005425-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Щиголевой Ю.В.,
при секретаре Хомяковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании решения комиссии медико-социальной экспертизы Алтайского края признан ребенком-инвалидом на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой об установлении инвалидности. У ФИО1 с рождения выявлено заболевание опорно-двигательной системы, а именно: <данные изъяты> В связи с наличием вышеперечисленных заболеваний ФИО1 лишен возможности самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, и на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР), ему показаны технические средства реабилитации, с помощью которых он сможет облегчить свою жизнедеятельность: <данные изъяты>. Также ФИО1 нуждается в постоянном уходе, данный уход осуществляет его мама – ФИО4, оформленная в установленном действующим законодательством РФ порядке в пенсионных органах. ФИО1 необходимо систематически посещать лечебные учреждения с целью наблюдения за состоянием его здоровья, проходить физиопроцедуры, а также иные медицинские манипуляции, направленные на улучшение его состояния здоровья. Прохождение указанных процедур и манипуляций возможно только в г. Барнауле, поскольку наиболее квалифицированные специалисты и необходимые аппараты территориально расположены именно в черте города; районы Алтайского края по большей мере ограничены в разнообразии специалистов и проведении процедур, что лишает ФИО1 возможности получать квалифицированную медицинскую помощь систематически. Помимо ФИО1, у ФИО4 имеются другие дети – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые проживают с ней совместно. На основании приказа КЖКХ г. Барнаула № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени ФИО4 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей не предоставлено жилое помещение.
По таким основаниям заявлены требования о возложении обязанности на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обеспечить жилым помещением ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действующую в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; заключить договор социального найма вне очереди с ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1
В судебном заседании представитель истца ФИО11 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика КЖКХ г. Барнаула ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дополнительно пояснила, что при постановке истца на учет в <данные изъяты> году проверялась только нуждаемость в жилом помещении, по данной очереди субъектам предоставлялись субсидии. Жилье предоставляется по нормам ЖК РФ только малоимущим гражданам в порядке очереди. Жилое помещение истца не признавалось непригодным для проживания инвалида.
Представитель третьего лица администрации г. Барнаула ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. До судебного заседания представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что до ДД.ММ.ГГГГ истец не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, с соответствующим заявлением обратилась в <данные изъяты> году, юридически значимыми обстоятельствами является факт отнесения истца как к категории малоимущих граждан, так и объективная нуждаемость в жилом помещении. Поскольку доказательства, подтверждающие признание истца малоимущей, в материалах дела не представлены, следовательно, оснований для возложения обязанности по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке на органы местного самоуправления не имеется. В связи с чем наличие одного лишь факта заболевания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки по обеспечению семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями лишь в том случае, если претендующие на меры социальной поддержки семьи признаны малоимущими в порядке очередности постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Истец ФИО4, представитель третьего лица администрации Железнодорожного района г. Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми ФИО4, что подтверждается свидетельствами о рождении, фактически проживают в доме по адресу: .....
Справкой серии МСЭ-<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО1 установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид» на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписок из медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных КГБУЗ «Краевой психоневрологический детский санаторий. Отделение Неврологическое», ФИО1 имеет диагноз: <данные изъяты>.
Заболевание с кодом <данные изъяты> не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.
С целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО4 обратилась к ответчику.
Приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4, проживающая по адресу: ...., в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона «ОО социальной защите инвалидов» принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи из четырех человек: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (заявитель); ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь); ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) (обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №), среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Кроме этого, приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № молодая семья ФИО4, составом семьи из четырех человек: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (заявитель); ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь); ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын); ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) признана нуждающейся в жилом помещении (обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 №294).
Приказом КЖКХ г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО4 и члены ее семьи: дочь ФИО2, сын ФИО3, сын ФИО1, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях КЖКХ г. Барнаула среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (в общей долевой собственности заявителя и членов ее семьи (по <данные изъяты> доли у каждого собственника) находится жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: ....; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дочь заявителя ФИО2 являлась собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: ..... Обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляла более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 №294. Заявитель принята на учет нуждающихся в жилых помещениях без соблюдения общий требований жилищного законодательства, с заявлением о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и документами, подтверждающими размер дохода и стоимость принадлежащего имущества, в орган местного самоуправления не обращалась, решение о признании малоимущей органом местного самоуправления не принималось), иные документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не представлены. ФИО4 исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодой семьи, в связи с превышением заявителем допустимого возраста для участия в программах по улучшению жилищных условий молодых семей.
Оценивая доводы истца о предоставлении её сыну ФИО9 жилого помещения на условиях социального найма, суд учитывает следующее.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ), вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку ЖК РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Таким образом, в качестве двух первичных юридических фактов, входящих в основание правоотношения по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма, входят нуждаемость лица в жилом помещении и его малоимущность. При этом критерий малоимущности может быть исключен лишь в том случае, когда об этом прямо указано в законе, устанавливающем дополнительные гарантии для лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Между тем, в установленном порядке для принятии на учет в качестве малоимущей истица не обращалась, в установленном порядке малоимущей не признавалась.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в суде.
При изложенных обстоятельствах, условия для реализации положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ о внеочередном предоставлении семье истца жилого помещения по договору социального найма отсутствуют.
Кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела ФИО4 снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, среди молодых семей в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Также Конституционный Суд РФ в этом определении указал, что сама по себе статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Жилищный кодекс РФ в качестве условий для предоставления жилья по договору социального найма определяет нуждаемость и наличие статуса малоимущего. Следовательно, для того, чтобы гражданин, не относящийся к числу малоимущих, но нуждающийся в предоставлении жилого помещения был обеспечен жильем, эта обязанность государства должна быть закреплена в нормативном правовом акте согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ.
Между тем, такой специальный правовой акт в отношении инвалидов отсутствует. В связи с чем, ссылка истца на положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в качестве основания обеспечения истца жилым помещением несостоятельна.
При изложенных обстоятельствах, учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства, принимая во внимание, что истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении среди малоимущих, суд не находит оснований для удовлетворения требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и возложении на ответчика обязанности по заключению договора социального найма с истцом.
В связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.В. Щиголева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>