Дело № 2-4736/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-005306-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Васильева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Усинска в интересах Греховой ... к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Усинска в интересах Греховой В.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании затрат, понесенных на приобретение лекарственного препарата «Анастрозол» в размере 2144 руб., указывая в обоснование, что в связи с имеющимся у истца заболеванием она подлежала обеспечению данным лекарственным препаратам бесплатно, рецепт предъявлен в аптечную сеть, однако своевременно им обеспечена не была, понесла расходы на приобретение за счет собственных средств, чем нарушено ее конституционное право на охрану здоровья, причинен моральный вред.
Истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Прокурор требования уточнила, просит взыскать расходы, понесенные истцом на приобретение 1 упаковки лекарственного препарата в размере 1072 руб.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Заслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Грехова В.Р. является инвалидом ... и имеет право на льготное лекарственное обеспечение согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в соответствии с которым инвалиды подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации.
В связи с имеющимися у истца заболеваниями ей выписан 20.12.2021 льготный рецепт серии ... на бесплатное обеспечение за счет средств федерального бюджета лекарственным препаратом «Анастрозол», 1 мг. № 30 в количестве 1 упаковки.
Рецепт предъявлен в аптеку 21.12.2021, поставлен на отсроченное обслуживание, истец обеспечен данным препаратом 02.02.2022.
В связи с отсутствием в аптечной сети лекарственного препарата и нахождением рецепта от 20.12.2021 на отсроченном обслуживании, в целях непрерывного и бесперебойного приема лекарственных препаратов истец самостоятельно приобрела 25.01.2022 лекарственный препарат «Анастрозол», 1 мг. № 30 в количестве 2 упаковки, стоимостью 1072 руб., на общую сумму 2144 руб. (1072х2).
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). В состав предоставляемого набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Из приведенных выше положений закона следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, страдающих заболеваниями, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета лекарственными средствами и изделиями по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми предусмотрено, что для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: исполняет функции организатора по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, в том числе государственные программы Республики Коми, а также территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования (п. п. 6 п. 9), исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству (п. п. 33 п. 9 Положения).
Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с пунктом 12 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1093н, отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание, что истец не была обеспечена лекарственным препаратом «Анастрозол» в количестве 1 упаковки по льготному рецепту в предусмотренные законом сроки, что свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, приобрела лекарственный препарат за счет собственных средств, в соответствии со статьями 12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации, денежные средства в размере 1072 руб., затраченные на лекарственный препарат согласно количеству, указанному в рецепте, подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Принимая во внимание, что лекарственным препаратом истец не была обеспечена в предусмотренные законом сроков, то есть гарантированное государством право на своевременное медицинское обеспечение истца нарушено, учитывая, что неоказание бесплатной гарантированной государством помощи вызывает у истца чувство несправедливости, страха, переживаний и опасений за состояние своего здоровья, отсутствие лекарств может поставить жизнь и здоровье истца в опасность, осложнить течение ее заболевания, истец вынуждена была тратить и без того небольшую пенсию, ограничивая себя в других жизненно важных потребностях. Учитывая длительность допущенного нарушения, а также его причины - длительность проведения конкурентных способов закупки, обязательность которых предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, суд в соответствии с положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации находит необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Греховой ... 1072 руб. в счет возмещения затрат, понесенных на приобретение лекарственного препарата, компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца.
Судья Т.А.Попова
Дело № 2-4736/2022
УИД: 11RS0001-01-2022-005306-51
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,
при секретаре Казаковой Е.Н.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Васильева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2022 года гражданское дело по иску прокурора г.Усинска в интересах Греховой Валентины Ремовны к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда
у с т а н о в и л :
Прокурор г.Усинска в интересах Греховой В.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании затрат, понесенных на приобретение двух упаковок лекарственного препарата «Анастрозол» в размере 2144 руб., указывая в обоснование, что в связи с имеющимся у истца заболеванием она подлежала обеспечению данным лекарственным препаратам бесплатно, рецепт предъявлен в аптечную сеть, однако своевременно им обеспечена не была, понесла расходы на приобретение за счет собственных средств, чем нарушено ее конституционное право на охрану здоровья, причинен моральный вред.
Истец, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
От прокурора и истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части возмещения стоимости одной упаковки лекарственного препарата на сумму 1072 руб., мотивированное тем, что истцу был выписан льготный рецепт на одну упаковку препарата, соответственно она нуждалась в приобретении одной упаковки, а не двух, как было заявлено в иске.
В силу статьи 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
Согласно статье 173 ГПК РФ при отказе истца от иска и принятия его судом, производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии со статьей 221 ГПК РФ при прекращении производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд считает, что отказ от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь статьями 39, 173, 220, 221 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
1. Принять отказ Прокурора г.Усинска и Греховой Валентины Ремовны от исковых требований к Министерству здравоохранения Республики Коми взыскании расходов на приобретение одной упаковки лекарственного препарата «Анастрозол» в размере 1072 руб.
2. Производство по делу в этой части прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 15 дней.
Судья Т.А.Попова