Дело № 2-12/2023 (2-202/2022)
24RS0020-01-2022-000265-68
2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2023 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тимофеевой С.С.,
при секретаре Черкасовой А.А.,
представителя истца Нелюбиной Е.Е. – Абубакирова Д.М.,
ответчиков Приступа А.Н., Приступа А.М.,
представителем ответчика Администрации Идринского района Красноярского края Лахаева В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нелюбиной Екатерины Евгеньевны, действующей через представителя Абубакирова Дмитрия Мадиновича, к Администрации Идринского района Красноярского края, Приступе Алле Николаевне о признании муниципального контракта № 03193001707190000090001 от 17.07.2019 ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции,
УСТАНОВИЛ:
Нелюбина Е.Е., действующая через представителя Абубакирова Д.М., обратилась в суд с иском к Администрации Идринского района Красноярского края, Приступе Алле Николаевне о признании муниципального контракта № 03193001707190000090001 от 17.07.2019 ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции, мотивируя требования тем, что решением Идринского районного суда от 23.10.2017 удовлетворен иск прокурора Идринского района о возложении на ответчика обязанности предоставить Нелюбиной Е.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Во исполнение указанного решения, администрацией района в соответствии с муниципальным контрактом от 17.07.2019 № 03193001707190000090001 у Приступы А.Н. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А. Согласно муниципальному контракту, помещение пригодно для проживания, не требует ремонта, соответствует всем противопожарным, санитарным, строительным правилам и нормам. После принятия жилого дома в муниципальную собственность, жилое помещение передано в пользование Нелюбиной Е.Е. по договору найма жилого помещения от 08.08.2019 № 12. Непосредственно после получения истцом дома и наступления холодов выяснилось, что дом не сохраняет тепло, в нем невозможно жить, в связи с чем были поданы обращения в администрацию района, прокурору района, прокурору субъекта, генеральному прокурору РФ. В дальнейшем прокурором Идринского района было подано исковое заявление в суд о возложении на ответчика обязанности по устранению недостатков помещения. В рамках указанного спора была проведена судебная строительно-техническая экспертиза, в ходе которой установлено, что дом является самовольной постройкой, непригоден для проживания, имел существенные недостатки на момент заключения муниципального контракта. С учетом изложенного, просит признать муниципальный контракт № 03193001707190000090001 от 17.07.2019 ничтожной сделкой, применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Приступа А.М., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерство образования Красноярского края, прокурора Идринского района Красноярского края, Администрация Идринского сельсовета Идринского района Красноярского края, индивидуальный предприниматель Лысенко А.Г.
Представитель истца Нелюбиной Е.Е. – Абубакиров Д.М. требования иска поддержал, суду пояснил, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было предоставлено Нелюбиной Е.Е. в рамках оказания государственных социальных услуг детям-сиротам, помещение приобретено адресно, выделялись денежные средства для сироты, приобретение адресно исключает приобретение в последующем иного жилого помещения, до расторжения муниципального контракта сирота не вправе претендовать на иное помещение. Данное помещение представляет угрозу жизни-здоровью, что установлено строительно-технической экспертизой. Кроме того, оно является самовольной постройкой и в силу ст. 222 ГК РФ нарушает права лица, которое в нем проживает. Помещение имеет иные технические характеристики, чем указано в техническом паспорте, установлены нарушения противопожарных, санитарно-эпидемиологических и строительных норм. Неоднократно Нелюбина Е.Е. и ее представитель обращались с заявлениями в разные органы, в том числе в Генеральную и краевую прокуратуру, по вопросу защиты прав, нарушенных предоставлением жилого дома в состоянии, не пригодном для проживания, а именно помещение не способно удерживать тепло, толщина стен, пола и потолков не соответствует нормам. Первое обращение Нелюбина сделала через два месяца, после фактического заселения, после наступления холодов. 23 марта 2022 Красноярским краевым судом вынесено решение по административному иску о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Администрации Идринского района в пользу Нелюбиной Е.Е. в размере 150 000 рублей, Пятым апелляционным судом решение Красноярского краевого суда оставлено без изменения. Курагинским районным судом вынесено решение от 06.07.2022 года о возложении обязанности провести ремонт жилого помещения, предоставленного по договору специализированного найма, вступившим в законную силу 12.10.2022 года, оставленным без изменения Красноярским краевым судом, которым установлено, что вышеуказанное помещение имеет недостатки, которые возникли до момента приобретения, то есть до заключения муниципального контракта. При заключении муниципального контракта экспертиза качества данного помещения не проводилась, его пригодность для проживания данной категории лиц, как детей-сирот не проверялась, требования нормативных актов игнорировались. Право Нелюбиной Е.Е. на жилище нарушено, которое не соответствует соответствующим параметрам, имеет значительные нарушения, непригодно для проживания, угрожает жизни и здоровью.
Представитель ответчика Администрации Идринского района Красноярского края Лахаев В.Н. с требованиями не согласен, поскольку жилом дом в момент заключения муниципального контракта находился в надлежащем техническом состоянии, недостатки возникли вследствие неисполнения нанимателем обязанностей по содержанию жилого помещения, жилое помещение не поддерживалось в надлежащем состоянии, в нем систематически не проживали и не отапливали. Наниматель обязан самостоятельно и за свой счет производить текущий ремонт. Нелюбина Е.Е. обращалась в Администрацию района с жалобой на этот дом, в краевую и генеральную прокуратуру, которая проводила проверку и был дан ответ, что процедура торгов и закупочных процедур не нарушена. После обращения Нелюбиной Е.Е., которая сообщила, что в доме прохладно, Администрацией Идринского района была модернизирована, заменена система отопления. Площадь жилого помещения после реконструкции не меньше установленных норм по правоустанавливающим документам, что не является нарушением, которое устраняется путем переоформления технического паспорта. После заключения муниципального контракта, жилое помещение передано Нелюбиной Е.Е. по договору специализированного найма. Согласно заключениям специалиста строительного надзора и жилищного контроля, который выезжал с 2020 по 2022 год, претензии только по отсутствии отмостки, иные замечания не выявлены, плесень и трещины возникли от того, что дом не отапливался. Стороной оспариваемого контракта Нелюбина Е.Е. не является. Жилье из маневренного фонда на период ремонта Нелюбиной Е.Е. не предоставлено.
Ответчики Приступа А.Н., Приступа А.М. исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований, пояснили, что в 2013 году данный жилой дом приобретался для сына и его семьи. До момента продажи жилой дом находился пригодным для проживания, сделан косметический ремонт, перестелены полы, переварено отопление, изменена планировка. Данный объект не обладает ни одним признаком самовольной постройки. Реконструкция жилого дома производилась как ими, так и предыдущими собственниками, разрешения для объекта индивидуально-жилищного строительства не требуется. Объект зарегистрирован в установленном законном порядке, стоит на учете в ЕГРН. Перед заключением муниципального контракта приезжала комиссия от Администрации Идринского района, которая посмотрев дом, приняли его. О том, что Приступа А.Н. является недобросовестной стороной гражданско-правовых отношений, не соответствует действительности, поскольку документы в Администрацию были все предоставлены, толщина стен, отсутствие отмостки не скрывалось. Полагают, что данной сделкой, права Нелюбиной Е.Е. не нарушаются, жилое помещение предоставлено по договору социального найма, который Администрация ей предлагала расторгнуть и предоставить иное помещение для проживания.
От ответчика поступило возражение на исковое заявление, в котором он указывает, что объект индивидуального жилищного строительства не является самовольной постройкой, поскольку расположен на земельном участке с категорией земель: земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании пп..1 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ оформление разрешения на строительство и реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства не требуется. Нелюбина Е.Е. не является стороной (участником) муниципального контракта № 0319001707190000090001 от 17.07.2019 года, условия которого не могут нарушать прав истца, является ненадлежащим истцом при оспаривании условий и порядка заключения указанного контракта.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов края наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населённого пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьёй 17 Закона края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "О защите прав ребёнка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В силу ст. 3 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 г. N 9-4225 органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: а) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; б) получают субвенции из краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий.
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки работ по строительству жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам социального найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям. Оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено п.23 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом (п. 24 ст. 17 указанного закона).
В соответствии с ч. 2, ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
В соответствии с п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ, регулирующей недействительность сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 этой же статьи).
Из материалов дела следует, что Нелюбина Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отнесена к категории детей-сирот.
11 августа 2019 года между Администрацией Идринского района и Министерством образования Красноярского края заключено соглашение № 27, согласно которому в 2019 году необходимо обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, в том числе, ФИО20 (после заключения брака Нелюбина) Е.Е., на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями Министерством получателю (ответчику) предоставлена субвенция в размере 2 151 100 руб.
Между Администрацией Идринского района Красноярского края района и Приступа А.Н. в лице индивидуального предпринимателя Лысенко А.Г., действующего на основании доверенности, был заключен муниципальный контракт от 17.07.2019 № 03193001707190000090001, на приобретение жилого помещения площадью 56,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>А, и земельного участка с кадастровым номером № площадью 949 кв.м по адресу: <адрес>А, общей стоимостью 880 000 руб. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края, для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Техническому заданию на приобретение жилого помещения, являющемуся приложением № 2 к муниципальному контракту, следует, что жилое помещение соответствует санитарным и техническим требованиям, благоустроенно применительно к условиям населенного пункта, в наличии электроснабжение, местная система отопления; жилое помещение отремонтировано: исправное состояние окон, дверей, отсутствуют повреждения полов, в наличии защитно-отделочные покрытия стен и потолков, полы имеют гладкое напольное покрытие; система отопления, водоснабжения, водоотведения находятся в исправном состоянии и соответствуют проекту; электропроводка в исправном состоянии, соответствует требованиям санитарной и противопожарной безопасности; жилое помещение отвечает санитарным, противопожарным и техническим правилам и нормам, установленным в РФ; жилое помещение не содержит недостатки или дефекты, препятствующие его использованию для проживания, имеет косметический ремонт, создающий условия для проживания в жилом помещении без проведения дополнительных мероприятий по его ремонту.
На основании акта приема-передачи жилого помещения от 17.07.2019, подписанного Администрацией Идринского района и ИП Лысенко А.Г., действующего в интересах Приступа А.Н., поставщик передал, а заказчик принял в муниципальную собственность в соответствии с условиями контракта жилое помещение по адресу: <адрес>А. Заказчик удовлетворен качественным состоянием жилого помещения, осмотрел его до подписания настоящего акта, каких-либо дефектов и недостатков не обнаружил.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости следует, что правообладателем жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>А, является муниципальное образование Идринский район.
После принятия жилого дома в муниципальную собственность, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, на основании договора № 17 от 08.08.2019 найма жилого помещения передано во владение и пользование Нелюбиной Е.Е., срок действия договора 5 лет.
Курагинским районным судом Красноярского края 06.07.2022 принято решение об удовлетворении исковых требований прокурора Идринского района, действующего в интересах Нелюбиной Е.Е. На Администрацию Идринского района возложена обязанность провести ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 12.10.2022 решение Курагинского районного суда оставлено без изменения.
В рамках вышеприведенного решения проведена судебная строительно-техническая экспертиза, согласно заключению ООО «Экспертиза недвижимости» № в результате экспертного исследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, произведена реконструкция жилого дома (выполнена пристройка в деревянном исполнении) с перепланировкой существующей части дома в кирпичном исполнении. Жилой дом находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Имеются устранимые (значительные и малозначительные) дефекты (недостатки) жилого дома: жилом дом не соответствует по отдельным параметрам основным, предъявленным к объектам индивидуального жилищного строительства, строительства нормам и правилам, требованиям технической и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим нормам.
В результате экспертного исследования установлено наличие следующих требований пожарной безопасности. В устройстве системы отопления: 1) на дымовой трубе отсутствует зонт и искроуловитель, металлические обделки пол периметру дымовой трубы на кровле; 2) не соответствует высота дымовой трубы нормативным требованиям; 3) не соответствует размер разделки и отступов у печи и дымовых каналов. В устройстве электроснабжения- электропроводка в чердачном помещении выполнена с нарушениями норм ПЭУ без применения стальных труб. На путях эвакуации: при выходе из дома на улицу имеется перепад между верхом крыльца и входом (порог двери)-24 см, который требуется убрать. В содержании чердачного помещения:- чердачное помещение захламлено строительным мусором, не убран толь после возведения шиферной кровли. Требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях на объекте исследования могут быть обеспечены при условии устройства вентиляции санузла, утепления вентиляционной шахты в области чердачного пространства и выноса вентиляционной шахты выше кровли шахты. Требование безопасности для пользователей зданиями и сооружениями может быть обеспечено при условии обеспечения безопасности при передвижении путем переустройства крылец в соответствии нормативными требованиями. Требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду могут быть обеспечены при условии устройства водонепроницаемого днища выгреба, препятствующего загрязнению почвы сточными водами. Требования энергетической эффективности зданий и сооружений могут быть обеспечены при условии соблюдения требований тепловой защиты жилого дома: выполнения утепления стен, цокольного и чердачного перекрытия в соответствии с теплотехническими расчетами.
В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>А, в настоящее время (19 мая 2021 года) имеются нарушения установленных санитарно-эпидемиологических пожарных и технических правил, которые имелись на 17.07.2019 года: 1)фундамент, отмостка: отсутствует отмостка по периметру здания; 2) стены: наружные стены основной части жилого дома имеют дефекты-на значительной площади наружной отделки кирпичных стен (побелки фасадов) отслоение, отпадание и разрушение окрасочного слоя, локальные разрушения штукатурного слоя; не предусмотрены защитные мероприятия стен в цокольной части; отметка нижних венцов стен из бруса пристройки расположены в уровне существующей отметки грунта, что привело к замачиванию бруса и деструкции древесины на глубину 1,5см; локальное промерзание стен в плоскости стен; нарушение требований тепловой защиты здания; 3) цокольное перекрытие, полы: вдоль стены оп оси «а» (наружная кирпичная стена) в цокольном пространстве на земле наличие грибковых образований, нарушение требований тепловой защиты, выбоины в полу котельной; 4) чердачное перекрытие: разложение гранул шлака, утрата теплотехнических параметров; промерзание; нарушение требований тепловой защиты зданий; 5) крыша, кровля: стропильная крыша выполнена без демонтажа ранее выполненной мягкой рубероидной кровли; чердачное пространство захламлено строительным мусором; замшелость крыши; локальные протечки кровли (коньковая доска частично повреждена, трещины, выбоины в кровле); не облицованы фронтоны крыши деревянной пристройки; дымовая труба в области чердачного пространства практически не оштукатурена; отсутствует металлическое обрамление вокруг дымовой трубы на кровле; отсутствует искроуловитель на дымоходом; высота дымовой трубы не соответствует требованиям нормы; размер разделки не соответствуют нормативному требованию; не изолирован электрический кабель в соответствии с ПУЭ; 6) оконные заполнения: трещины с раскрытием менее 1 мм в сопряжениях оконного блока с подоконной доской и откосами; 7) внутренняя отделка: на всем протяжении в угловых сопряжениях наружных стен между собой и стен с чердачным и цокольным перекрытиями (отставание обоев от стен, наличие плесени, черных пятен в местах промерзания). Котельная –трещины в =штукатурном слое дымохода, отсутствия защитной отделки деревянных стен.; 8) инженерное обеспечение. Отопление: радиаторы установлены с нарушением нормативных требований: установлены непосредственно на пол в связи недостаточной высотой от пола до подоконной доски, радиаторы не окрашены в кирпичной части здания, отслоение окраски на радиаторах в санузле. Водоотведение: отсутствует днище в выгребе. Вентиляция: выпуск вентиляционной трубы выходит в чердачное пространство, труба не утеплена, отсутствует вентиляция санузла. Электроснабжение: эл. кабель на чердачном пространстве. 9) пути эвакуации при пожаре, обеспечение безопасной \эксплуатации: перепад между отметкой верха крыльца и порогом входа в котельную 18 см, между отметкой пола в котельной и порогом- 30см, внутри котельной перепад пола 22 см, ширина крыльца 93 см при ширине двери 105 см; перепад между отметкой верха крыльца и порохом входа в здание по оси «А»- 24 см, ширина крыльца-53 см при ширине двери-0,92 см. Указанные выше недостатки возможно устранить в ходе проведения текущего ремонта и являются несущественными и устранимыми. Для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил, а также иных требований законодательства и нормативах актов, и приведение исследуемого жилого дома, находящегося в ограниченно-работоспособном техническом состоянии в работоспособное техническое необходимо выполнить следующие виды работ: отмостку по периметру здания; ремонт кладки и гидроизоляции кирпичных стен, расположенных ниже планировочной отметки грунта; ремонт разрушенного участка нижнего венца и антисептирование двух нижних венцов деревянных стен; утепление стен с последующей облицовкой стен; предусмотреть защитную облицовку стен в области цоколя; утепление цокольного и чердачного перекрытий с последующим выполнением чистового покрытия пола; санитарную обработку с просушкой участков стен, поврежденных плесенью и грибковыми образованиями, последующие отделочные работы; локальный ремонт кровли и конькового элемента; облицовку фронтонов крыши деревянной пристройки; оштукатурить дымовую трубу в области чердачного пространства; выполнить металлическое обрамление (обделку) по периметру дымовой трубы по кровле; установить искроуловитель; увеличить размер разделок трубы до нормативного с применением несгораемых материалов; увеличить высоту трубы в соответствии с нормативными требованиями; поместить электрокабель в стальную трубу или несгораемую (трудно сгораемую) оболочку; предусмотреть организованный водосток (установить желоба, водосточные трубы) либо увеличить выпуск карниза до 500 мм; термостойкое защитно-декоративное покрытие приборов отопления (радиаторов); бетонирование днища выгреба; вентиляционную шахту (трубу) утеплить в области чердачного пространства и вывести на 1 м выше кровли; реконструкцию крылец входа в здание в соответствии с нормативными требованиями. Теплотехнические характеристики жилого дома не соответствуют техническим регламентам и иным обязательным строительным нормам. Жилой дом может быть пригоден для проживания при условии выполнения ремонтно-восстановительных работ. Жилой дом, создает угрозу жизни и здоровья граждан по отдельным параметрам, при условии устранения которых, условие безопасного пребывания в нем людей будет обеспечено.
Установлено, что нарушения (дефекты), указанные в ведомости дефектов (Приложение № 5 заключения экспертов), могли иметь место на 17.07.2019 г.
Представленное заключение, по мнению суда, является обоснованным, мотивированным, составленным в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оснований сомневаться в компетентности экспертного учреждения и членов экспертной комиссии, их выводах не имеется. Доводы представителя ответчика о несогласии с выводами экспертом объективно ничем не подтверждены, и являются лишь отражением позиции по делу, ходатайств о назначении повторной экспертизы суду не заявлено.
Согласно письменных пояснений экспертов все недостатки (дефекты) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, следует устранить в кратчайшие сроки во избежание дальнейшего развития дефектов и ухудшения технического состояния жилого дома (перехода отдельных значительных дефектов здания, характеризующих техническое состояние несущих конструкций как ограниченно-работоспособное, в критическое характеризующие техническое состояние несущих конструкций как аварийное). Эксперт отмечает, что необходимость в указанных ремонтных работ возникла не в процессе эксплуатации истцом (нанимателем) жилого помещения, а в связи с несоответствием (по отдельным параметрам) жилого дома нормативным требованиям при его передачи нанимателю (истцу). Следующие виды работ, подлежат выполнению ответчиком в связи с предоставлением истцу (нанимателю) объекта недвижимости с недопустимыми недостатками: 1)устройство отмостки по периметру здания; 2) ремонт кладки и гидроизоляции кирпичных стен, расположенных ниже планировочной отметки грунта; 3) ремонт разрушенного участка нижнего венца и антисептирование двух нижних венцов деревянных стен; 4) утепление стен; 5) предусмотреть защитную облицовку (либо иные защитные мероприятия) стен в области цоколя; 6) утепление цокольного и чердачного перекрытий с последующим выполнением чистового покрытия пола; 7) санитарную обработку с просушкой участков стен, поврежденных плесенью и грибковыми образованиями, последующие отделочные работы; 8) локальный ремонт кровли и конькового элемента; 9) облицовку фронтов крыши деревянной постройки (для защиты от атмосферных осадков конструкции чердачного перекрытия, фактически- выход на крышу); 10) оштукатурить дымовую трубу в области чердачного пространства; 11) выполнить металлическое обрамление (обделку) по периметру дымовой трубы на кровле; 12) установить искроуловитель; 13) увеличить размер разделок дымовой трубы до нормативного с применением несгораемых материалов; 14) увеличить высоту трубы в соответствии с нормативными требованиями; 15) поместить электрокабель в стальную трубу или несгораемую (трудносгораемую) оболочку; 16) предусмотреть организованный водосток (установить желоба, водосточные трубы) либо увеличить выпуск карниза до 500 мм; 17) термостойкое защитно- декоративное покрытие приборов отопления (радиаторов); 18) бетонирование днища выгреба; 19) вентиляционную шахту (трубу) утеплить в области чердачного пространства и вывести на 1 м выше кровли; 20) предусмотреть вентиляцию санузла; 21) ремонт ( с реконструкцией) крылец входов в здание в соответствии с нормативными требованиями. Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пунктах 1-6,19 относятся к работам, выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (СП 64.13330.2017, СП 50, Пособия с СП 60.133330.2016). Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пункте 7 относятся к работам, выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (СанПиН 2.1.3684-21). Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пунктах 8-16, относятся к работам выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (СП 17.13330.2017; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, Постановления Росстроя РФ №170 «Правила и нормы эксплуатации и содержания жилого фонда»). Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пунктах 17 и 2,1 относятся к работам выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (Федерального закона от 30.12.2009г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пункте 18, относятся к работам, выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, увт. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, СанПин 2.1.3684-21). Ремонтно-строительные работы, предусмотренные в пункте 20. Относятся к работам выполнение которых требуется в результате нарушения нормативно-технических требований нормативных документов обязательного применения (СанПин 2.1.3684-21). Эксперт отмечает, что понятие «текущий ремонт» не следует путать с понятием «текущий ремонт», указанным в договоре социального найма, проведении которого возложено непосредственно на нанимателя жилого помещения.
Согласно письменных пояснений экспертов от 01.02.2022 года следует следующие виды работ: 1) локальный ремонт кровли (замена отдельных а/ц листов), конькового элемента и ребер скатов, установка дополнительных креплений узловых сопряжений элементов строительной системы; 2) кирпичная облицовка дымовой трубы с оштукатуриванием в области чердачного пространства (либо облицовка несгораемыми теплоизоляционными и ветровлагозащитными материалами); 3) ремонт металлического обрамления (обделка) по периметру дымовой трубы на кровле. Установить искрогаситель; 4) изоляция несгораемыми материалами участков между дымовой трубой и деревянными элементами стропильной системы; 5) установка оконных сливов и наружной облицовки (обналички) оконных проемов, подлежат обязательному выполнению в связи с недопустимыми недостатками. Во избежание возникновения пожара ремонтные работы, предусмотренные в п.п. 2,3,4 следует отнести также к обязательным ремонтным работам. Во избежание возникновения и развития деструкции деревянных наружных стен, что может привести к снижению их несущей способности, работы предусмотренные в п.5, следует также отнести к обязательным ремонтным работам.
В силу п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что приобретенное в муниципальную собственность по муниципальному контракту жилое помещение являлось непригодным для проживания на момент его приобретения, то есть контракт был заключен с нарушением требований закона. В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ приобретенное жилое помещение должно было являться пригодным для постоянного проживания гражданина, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что: а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару.
Указанные законодателем положения также отражены в п. 4.2.1 муниципального контракта, заключенного между Администрацией Идринского района и ИП Лысенко А.Г., действующего в интересах Приступы А.Н., согласно которому заказчик обязан осуществить приемку и провести экспертизу жилого помещения на предмет соответствия условиям контракта Экспертиза жилого помещения может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации, выбор которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Из вышеизложенного следует, что представители заказчика (администрации Идринского района) не вправе были подписывать акт приема-передачи жилого дома, не удостоверившись в соответствии характеристик приобретаемого жилого помещения требованиям технического задания, предусмотренного муниципальным контрактом, в том числе его санитарного технического состояния, соответствия строительным и противопожарным нормам и правилам, системы отопления, электроснабжения. Отсутствие заключения экспертизы исключало возможность приобретения жилого дома в муниципальную собственность и перечисления денежных средств продавцу (поставщику).
Как установлено материалами дела, постановлением Администрации Идринского района от 12.10.2015 № 419-п создана комиссия по предварительному осмотру жилого помещения, приобретаемого для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальную собственность муниципального образования Идринский район (с последующими внесениями изменений в указанное постановление, в том числе, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п). Состав комиссии: ФИО8 – председатель комиссии, ФИО9 –начальник отдела планирования и экономического развития администрации района, заместитель председателя комиссии, ФИО10 – ведущий специалист опеки и попечительства администрации района, секретарь комиссии, члены комиссии: ФИО11 – ведущий специалист опеки и попечительства администрации района, ФИО12 – инженер отдела планирования и экономического развития администрации района, ФИО13 – главный специалист отдела по вопросам строительства, архитектуры, коммунального хозяйства, энергетики и связи администрации района.
14 июня 2019 года комиссией от муниципального заказчика – Администрации Идринского района в составе: ФИО8, ФИО14 (по согласованию), ФИО15 (по согласованию), ФИО16 (по согласованию) в присутствии представителя от продавца ФИО2, произведен осмотр жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, о чем составлен акт, согласно которому жилое помещение соответствует установленным санитарным и техническим требованиям, общего технического состояния квартир, приобретаемых для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальную собственность муниципального образования Идринский район.
При этом, в нарушение ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст.ст. 12, 56 ГПК РФ Администрацией Идринского района не представлено суду доказательств того, что члены комиссии обладали познаниями в части требований, действующих в сфере градостроительства, предъявляемых к жилым помещениям. Кроме того, то обстоятельство, что сотрудники администрации района визуально осмотрели жилой дом и пришли к выводу о его соответствии техническим характеристикам объекта, не позволяет выявить все нарушения приобретаемого помещения, в силу чего данный акт и действия комиссии по осмотру дома, нельзя расценивать как проведения экспертизы силами заказчика. При этом, в положении о комиссии по предварительному осмотру предусмотрено право комиссии привлекать для сложных вопросов специалистов соответствующего профиля. Таким образом, при совершении действий по приобретению жилого помещения в муниципальную собственность в нарушение положений ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ со стороны ответчика администрации района не была проведена экспертиза жилого помещения, то есть у ответчика отсутствуют доказательства приобретения пригодного для проживания жилого помещения на 17.07.2019.
Суд приходит к выводу о том, что осмотр жилого помещения лицами, не имеющими специального образования и познаний в области строительства, без проведения каких-либо измерений и исследований, установление технических характеристик объекта, не позволяет выявить все нарушения приобретаемого дома, в силу чего данный акт и действия комиссии по осмотру дома, нельзя расценивать как проведение экспертизы силами заказчика.
Ответчик Приступа А.М. поставил вопрос о злоупотреблении правом Нелюбиной Е.Е. и ее недобросовестного поведения, в виду того, что на протяжении 3 лет признавала действительность сделки во всем гражданском обороте, требовала произвести ремонт, улучшить условия, но ее действия не были направлены.. Администрацией Идринского района ей предлагали расторгнуть договор социального найма, однако до истечении исковой давности 2 месяца она обратилась с иском о расторжении муниципального контракта.
Довод ответчика Приступа А.М. относительно недобросовестности и злоупотребления правом со стороны истца Нелюбиной Е.Е., суд установил, что Нелюбина Е.Е. неоднократно обращалась в соответствующие органы по вопросу защиты ее прав, нарушенных предоставлением жилого дома в состоянии непригодном для проживания. Впервые Нелюбина Е.Е. обратилась в Администрацию Идринского района менее, чем через два месяца, после фактического предоставления жилого помещения и с наступлением холодов. Решением Курагинского районного суда Красноярского края от 06 июля 2022 года установлено, что жилое помещение изначально предоставлено с нарушением санитарным и техническим нормам, после чего установленный судом факт о непригодности жилого помещения, дал основания Нелюбиной Е.Е. обратилась в суд с иском о расторжении муниципального контракта.
Обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не могла считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления жилого помещения, не соответствующего требованиям законодательства (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020). Так, предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства.
Согласно подпункту 2 пункта 3.1 статьи 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Действия Нелюбиной Е.Е. не носят характер недобросовестного поведения, поскольку последняя не пыталась совершить недобросовестные действия после его подписания.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что при заключении спорного муниципального контракта по приобретению жилого помещения положения норм указанных выше законов со стороны ответчика Администрации Идринского района были нарушены. В связи с чем, суд приходит к выводу подлежащими удовлетворению исковых требований Нелюбиной Е.Е. о признании муниципального контракта № 03193001707190000090001 от 17.07.2019 ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции.
Суд также учитывает то, что предметом закупки являлся социально значимый объект – жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку заключение спорного вышеуказанного контракта лишает права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения соответствующего требованиям федерального и регионального законодательства, а именно, быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нелюбиной Екатерины Евгеньевны к Администрации Идринского района Красноярского края, Приступе Алле Николаевне о признании муниципального контракта № 03193001707190000090001 от 17.07.2019 ничтожной сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции, удовлетворить.
Признать недействительным муниципальный контракт от 17.07.2019 № 03193001707190000090001 на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключенный между Администрацией Идринского района Красноярского края и Приступа Аллой Николаевной (<данные изъяты>).
Применить последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение.
Прекратить право муниципальной собственности муниципального образования Идринский район Красноярского края на жилой дом, общей площадью 56,5 кв.м с кадастровым номером №, и земельный участок, общей площадью 949 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>А.
Признать за Приступа Аллой Николаевной (<данные изъяты>) право собственности на жилой дом, общей площадью 56,5 кв.м с кадастровым номером №, и земельный участок, общей площадью 949 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>А.
Взыскать с Приступа Аллы Николаевны (<данные изъяты>) в пользу муниципального образования Идринский район Красноярского края денежные средства в сумме 880 000 (Восемьсот восемьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.С. Тимофеева
Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2023 года.
Верно
Судья С.С. Тимофеева