УИД 86RS0014-01-2023-000987-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2023 г. г. Урай
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Бегининой О.А.,
при секретаре Гайнетдиновой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-717/2023 по иску Ткаченко Виктории Владимировны к Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО - Югре о взыскании невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных и компенсации морального вреда,
установил:
Истец Ткаченко В.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав тем, что на основании приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № она была принята на должность заместителя начальника аналитического отдела, в дальнейшем назначена на должность <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО-Югре. Приказом УФНС России по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № Ткаченко В.В. освобождена от занимаемой должности и уволена с ДД.ММ.ГГГГ. В период трудовой деятельности помимо прочих выплат истцу ответчиком производилось начисление сумм из средств системы материального стимулирования, которые выплачивались в период с апреля 2019 по апрель 2023. Ответчик, производя расчет при выплате отпускных, компенсации при увольнении, не учитывал данную выплату, как входящую в состав денежного содержания государственных служащих. В связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ при расчете отпускных, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, недоплатил причитающиеся к получению истцом денежных средств, исходя из размера среднемесячного заработка истца с учетом средств системы материального стимулирования. Представив расчеты за спорные периоды и, ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», разъяснительное письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №, истец полагает, что выплаты СМС являются составной частью денежного содержания государственных гражданских служащих и должны учитываться при расчете среднего заработка. Настаивая на том, что ответчиком нарушены трудовые права истца, просит также взыскать компенсацию морального вреда.
Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО – Югре сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 48 474,97 рубля, а также соответствующую сумму процентов в размере 26417,26 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8760,84 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 4488,90 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18723,95 рубля, а также соответствующую сумму процентов в размере 8769,04 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 63363,76 рубля, а также соответствующую сумму процентов в размере 27259,09 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11165,65 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 4144,31 рубля; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 40546,42 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 10075,79 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 79961,07 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 13827,94 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8106,53 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 911,98 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27021,77 рубль, а также соответствующую сумму процентов в размере 2999,42 рублей; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32779,54 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 1491,47 рубль; сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3892,72 рубля, а также соответствующую сумму процентов в размере 29,20 рублей; сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7300,70 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 3 703,52 рубля; сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 42429,48 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 15875,71 рублей; сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58390,80 рублей, а также соответствующую сумму процентов в размере 165,44 рублей, всего 571077,27 рублей; взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО – Югре в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей; стоимость расходов, связанных с подачей искового заявления, в размере 7000 рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу от ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступили в суд возражения на иск, в которых указали, что с заявленными требованиями не согласны. Считают, что расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и расчет оплаты среднедневного денежного содержания Ткаченко В.В. был произведен надлежащим образом в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Особенности правового регулирования гражданской службы указывают на то, что за гражданским служащим в период нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске сохраняется денежное содержание, а не средний заработок. Суммы дополнительного материального стимулирования не должны учитываться при расчете вышеуказанных выплат ввиду того, что они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Довод истца о необходимости применения в данном случае разъяснений Министерства финансов Российской Федерации является несостоятельным, так как данное письмо не является нормативным актом и не зарегистрировано в установленном законом порядке. Также инспекция считает, что истцом по ряду заявленных выплат пропущен срок на обращение в суд, указанный в ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истцу стало известно о нарушении его права из расчетных листов и размера выплаченных денежных средств в 2020,2021, 2022, но с иском она обратилась только в августе 2023, то есть по истечении одного года с момента предполагаемого нарушения прав истца и только после расторжения контракта по инициативе истца. Исковые требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату причитающихся денежных средств и компенсации морального вреда, являются производными от исковых требований о взыскании денежных средств в период отпуска, в связи с чем, удовлетворению не подлежат. Просили исковые требования Ткаченко В.В. оставить без удовлетворения.
Истцом, с учетом заявленного ответчиком ходатайства о пропуске срока исковой давности, представлено ходатайство о восстановлении срока, в котором указала, что расчетные листки, содержат сведения об общей сумме начисленных отпускных, но при этом не содержат сведений о порядке расчета данной суммы. С целью проверки правильности начисления сумм отпускных она обратилась к ответчику с запросом о предоставлении расчетов отпускных за 2020-2023. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком предоставлены расчеты отпускных, в том числе компенсаций, в которых, в отличие от расчетных листков, содержится информация о включении сумм премий и средств материального стимулирования в расчет среднедневного заработка. Именно после получения указанных расчетов отпускных истцу стало известно о нарушении ее прав, после чего в августе 2023 обратилась в суд за защитой нарушенных прав. Таким образом, в период прохождения гражданской службы истец не была осведомлена о том, что средства материального стимулирования не будут учитываться при определении денежного содержания, узнала об этом лишь в момент увольнения. Просит восстановить срок, предусмотренный ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, полагала, что срок на обращение в суд ею не пропущен, поскольку о своем нарушенном праве ей стало известно лишь после прекращения трудовых отношений.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО – Югре Пасичный К.Р. настаивал на доводах, изложенных в письменных возражениях, просил в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности материалы дела, представленные доказательства приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № Ткаченко В.В. была принята на должность <данные изъяты>, в дальнейшем на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность <данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО-Югре. Приказом УФНС России по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № Ткаченко В.В. освобождена от занимаемой должности и уволена ДД.ММ.ГГГГ с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего (п.3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Материалами дела установлено, что в период прохождения государственной гражданской службы Ткаченко В.В. были выплачены суммы из средств системы материального стимулирования: в апреле 2019 в размере 241557,45 рублей; в июле 2019 в размере 160495,16 рублей; в сентябре 2019 в размере 180517,66 рублей; в декабре 2019 в размере 156961,52 рубль; в апреле 2020 в размере 137227,79 рублей; в июле 2020 в размере 93419,69 рублей; в сентябре 2020 в размере 125776,47 рублей; в декабре 2020 в размере 206377,50 рублей; в апреле 2021 в размере 232760,65 рублей; в июле 2021 в размере 177708,69 рублей; в сентябре 2021 в размере 168321,90 рубль; в декабре 2021 в размере 301759,91 рублей; в апреле 2022 в размере 243217,25 рублей; в мае 2022 в размере 45000 рублей; в июне 2022 в размере 178844,79 рубля; в октябре 2022 в размере 181263,66 рубля; в декабре 2022 в размере 274963,18 рубля; в апреле 2023 в размере 40258,82 рублей.
За период работы истцу был предоставлен очередной отпуск и начислены отпускные в следующих периодах и суммах:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 30 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в августе 2020 в размере 119 761,8 руб.;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 6 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в ноябре 2020 в размере 22981,26 руб.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 10 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в апреле 2021 в размере 29485,80 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 30 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в августе 2021 в размере 106589,1 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 5 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в декабре 2021 в размере 18489,45 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 16 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в апреле 2022 в размере 67616,48 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 30 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в августе 2022 в размере 122 929,50 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 3 календарных дня (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в декабре 2022 в размере 13257,96 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 10 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в декабре 2022 в размере 44 193,20 рубля.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 16 календарных дней (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в апреле 2023 в размере 99 960 рублей.
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 3 календарных дня (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), отпускные начислены в июле 2023 в размере 17074,77 рублей.
Также истцу производились выплаты компенсации за неиспользованный отпуск: на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № произведено начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 5 календарных дней в декабре 2020 в сумме 19 151,05 руб.; на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № произведено начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 19 календарных дней в декабре 2021 в сумме 70259,915 рублей; на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № произведено начисление и выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней в июле 2023 в сумме 260405,10 рублей.
При обращении в суд истец полагает, что произведенные выплаты рассчитаны без учета средств материального стимулирования, что привело к снижению произведенного расчета.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
В соответствии с ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п. 8 Правил).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что выплаты средств материального стимулирования относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и должны учитываться при выплате компенсации, как за неиспользованный отпуск, так и при оплате отпускных.
Данный вывод подтверждается и письмом Минфина РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7», для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы).
Ссылку истца на указанное в письме разъяснение суд признает законной и обоснованной, так как в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
Ответчиком до принятия решения судом в письменных возражениях на иск заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В силу п.4 ч.1 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
На основании ч. 10 ст.46 Закона № 79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
В силу ст.69 Закона № 79-ФЗ, индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
В соответствии с ч.1 ст.70 Закона № 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров: 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров (ч.17 ст.70 Закона № 79-ФЗ).
На основании ч.2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно ч.5 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч.1-3 и 4, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено, что денежное содержание за период службы в Межрайонной ИФНС России № 2 по ХМАО – Югре с апреля 2019 начислялось и выплачивалось истцу ежемесячно, за периоды нахождения в отпусках денежное содержание начислялось и выплачивалось с учетом производимых работодателем расчетов отпускных, при этом все составные части заработной платы и суммы отпускных отражались в расчетных листках.
Таким образом, истец при надлежащей заботе об осуществлении и защите своих прав не лишена была возможности еще до начала ежегодного оплачиваемого отпуска обратиться к представителю нанимателя за получением разъяснений о порядке расчета сумм денежного содержания на период такого отпуска.
С учетом приведенных нормативных положений и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом пропущен срок на обращение в суд за разрешением индивидуального служебного спора по произведенным выплатам к ежегодному оплачиваемому отпуску, которые истец считает неполными, данный срок начинал течь не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска, тогда как обращение в суд имело место ДД.ММ.ГГГГ, то есть истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям о взыскании сумм денежного содержания на период ежегодных оплачиваемых отпусков по июль 2023 (с ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
Позиция истца об исчислении срока на обращение в суд со дня увольнения из налогового органа, когда она узнала о неполной выплате спорных сумм денежного содержания, признается судом ошибочной, поскольку такая позиция противоречим приведенным выше нормам материального.
В силу абз.3 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» истечение срока обращения в суд за защитой нарушенного права без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Оснований для удовлетворения ходатайства и восстановления срока суд не усматривает, поскольку истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено достоверных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин которые объективно препятствовали работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Таким образом, к данным правоотношениям подлежит применению срок исковой давности, по заявленным требованиям истец узнала о нарушении своего права с момента, в связи с чем истец может просить взыскать недоплаченные ей суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая данные обстоятельства, в пользу истца подлежит взысканию доплата денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении.
В пользу истца с ответчика подлежит взыскать: сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8106,53 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27021,77 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 32779,54 руб.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3892,72 руб., всего в размере 71800,56 руб.; сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58390,80 рублей.
Указанные суммы суд взыскивает на основании произведенного истцом расчета, который проверен и признан судом верным.
Ответчик, оспаривая право истца на указанные доплаты, контррасчет не представил, его позиция построена на ошибочном толковании норм материального права и не признания обязанности учета выплат средств материального стимулирования в системе оплаты труда государственных служащих.
В соответствии с положением ст.236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Истцом представлен расчет процентов за несвоевременную выплату отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении, с учетом применения судом срока исковой давности, общая сумма составила 5597,51 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Суд приходит к выводу, что требования истца о компенсации морального вреда подлежат полному удовлетворению в размере 15 000 руб., что соответствует обстоятельствам и объёму нарушенного права.
В соответствии с п. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
ДД.ММ.ГГГГ между Ткаченко В.В. и Ница Т.Н. был заключен договор об оказании юридических услуг, которым предусмотрено составление иска о взыскании невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск. Оплата по договору подтверждается Приложением 1 и копией чека на 7 000 руб. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Ткаченко Виктории Владимировны к Межрайонной ИФНС России №2 по ХМАО - Югре о взыскании невыплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, отпускных и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №2 по ХМАО – Югре в пользу Ткаченко Виктории Владимировны сумму невыплаченных отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 71800,56 руб., сумму невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58390,80 рублей, проценты в размере 5597,51 руб., компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 7000 руб.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб, через Урайский городской суд.
Председательствующий судья О.А. Бегинина
Решение суда в окончательной форме принято 23.10.2023.