Решение по делу № 2-2856/2017 ~ М-3044/2017 от 05.10.2017

Дело № 2-2856/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 30 ноября 2017 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе

судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Алексейкиной О.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора города Саранска Республики Мордовия Мещеряковой И. М.,

истца Карташова И. Ю.,

представителя истца Марьина С. Т., действующего на основании заявления от 15 сентября 2017 г.,

ответчика Министерства финансов Российской Федерации,

представителя ответчика Назаровой Н. В., действующей на основании доверенности 09-19-07/6391 от 29 июня 2017 г.,

ответчика Федеральной службы исполнения наказаний,

представителя ответчика Аверкиной И. В., действующей на основании доверенности 13 АА 0315700 от 22 апреля 2016 г.,

ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»,

представителя ответчика Абузовой М. Н., действующей на основании доверенности 13 АА 0316402 от 02 сентября 2016 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, в лице представителя Аверкиной И. В., действующей на основании доверенности 12 октября 2017 г. №14/ТО/17-17,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», в лице представителя Ивановой Е. Н., действующей на основании доверенности №13 от 03 ноября 2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташова И. Ю. Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о компенсации морального вреда,

установил:

Карташов И.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что 24 марта 2017 г. в больнице №2 Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту ФКУЗ «МСЧ №13 ФСИН») ему была проведена операция, поставлен диагноз: <данные изъяты>. 14 июня 2017 г. в указанном учреждении здравоохранения ему была проведена операция, поставлен диагноз: <данные изъяты>.

28 августа 2017 г. истец был водворен в ШИЗО на пять суток и помещен в камеру, где также содержался другой осужденный.

Кроме того истец указывает, что администрация Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» отказывает в диет питании, необходимом ему по состоянию здоровья, <данные изъяты>, он лишен возможности надлежащим образом обрабатывать <данные изъяты> по причине невозможности посещать баню по мере необходимости и отсутствия горячей воды камерах ШИЗО.

Истец указывает, что вследствие указанных действий администрации исправительного учреждения, он подвергся пыткам, насилию, жестокому и унижающее человеческое достоинство обращению, нарушено его право на охрану здоровья, в связи с чем, по мнению истца, он имеет право на компенсацию морального вреда за счет средств казны Российской Федерации.

Основывая свои требования на вышеизложенном, истец просит суд:

- взыскать с Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.

Определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 06 октября 2017 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН), Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия»).

В судебном заседании истец Карташов И.Ю., представитель истца Марьин С.Т. исковые требования поддержали по заявленным основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации Назарова Н.В. против удовлетворения исковых требований возразила, указав, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по данному спору. Гражданско-правовую ответственность за деятельность должностных лиц и учреждений, входящих в систему исполнения наказания, несет главный распорядитель бюджетных средств, каковым, в силу бюджетного законодательства, является ФСИН. По этим основаниям просила в иске к Министерству финансов Российской Федерации отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФСИН Аверкина И.В. против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, где, в частности, указывает, что нарушения прав и свобод осужденного Карташова И.Ю., при отбывании им наказания в ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия», администрацией учреждения допущено не было. За нарушение установленного порядка отбывания наказания истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор, при этом медицинских противопоказаний для помещения в штрафной изолятор и раздельного содержания с другими осужденными, у Карташова И.Ю. не имелось. В указанный период истцу были созданы условия, и он имел возможность для соблюдения правил личной гигиены, в том числе, в условиях приватности. Представитель ответчика указывает, что на администрации исправительного учреждения не лежит обязанность обеспечивать истца Карташова И.Ю. <данные изъяты>, поскольку такая обязанность возникает только при признании гражданина инвалидом и включении технических средств в его Программу реабилитации, при том, что Карташов И.Ю. инвалидом не признан. Что касается режима питания осужденных, то его нормы определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. №205, при этом истцу Карташову И.Ю. медицинского заключения для назначения диетического питания (питания с повышенными нормами) не выдавалось, показаний для назначения такого питания у него, в настоящее время, не имеется. Доказательств того, что находясь в камере ШИЗО в период с 28 августа 2017 г. по 02 сентября 2017 г. истец подвергался пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, стороной истца не представлено, как не представлено доказательств моральных и нравственных страданий. По этим основаниям просила в иске к ФСИН отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» Абузова М.Н., против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенным представителем ответчика ФСИН, просила в иске к ответчику ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» о компенсации морального вреда истцу Карташову И.Ю. отказать, поскольку не представлено доказательств причинения истцу моральных и нравственных страданий действиями сотрудников исправительного учреждения и причинения ему моральных и нравственных страданий.

В судебном заседании представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту УФСИН по Республике Мордовия) Аверкина И.В., Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее по тексту ФКУЗ «МСЧ №13 ФСИН) Иванова Е.Н. против удовлетворения исковых требований возразили, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав истца, представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, свидетеля, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. (далее - Конвенция), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г.) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя вреда. Обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда.

Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав.

Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам и принадлежат человеку от рождения.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения

При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда

Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий

При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела

Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства

В силу приведенных выше положений материального права судом при определении размера компенсации морального вреда должна быть также принята во внимание степень вины причинителя вреда

Исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда приведен в статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В этом перечне не названы случаи компенсации морального вреда, причиненного нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы

Следовательно, при определении размера компенсации морального вреда, причиненного нарушением названных условий, суд принимает во внимание степень вины причинителя вреда, то есть принятие соответствующим органом (учреждением) всех возможных и зависящих от него мер по соблюдению надлежащих условий отбывания наказания в виде лишения свободы (в частности, в целях обеспечения приватности санитарно-гигиенических процедур).

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный суд в своих определениях Конституция Российской Федерации, относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"), наделила федерального законодателя полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части первой статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.

Устанавливая в рамках этих полномочий в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные, в том числе, особыми условиями исполнения или отбывания соответствующего вида наказания.

Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В статье 10 УИК Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В статье 99 УИК Российской Федерации отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, государство взяло на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Вместе с тем, согласно статье 11 УИК Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3)

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4)

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.

Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что в случае очевидного отклонения действий участников гражданского оборота от добросовестного поведения, в том числе путем совершения действий, искусственно приведших к предъявлению иска, суд обязан дать надлежащую правовую оценку таким действиям и при необходимости вынести этот вопрос на обсуждение сторон.

При рассмотрении дела установлено, что осужденный Карташов И.Ю. прибыл в ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» для дальнейшего отбывания наказания 23 ноября 2016. В период отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждении содержится в отряде № 36 здания «Барак №3». Данное здание 1963 года постройки. В отряде содержится 69 осужденных. Общая площадь отряда составляет 262,5 кв. м., жилая площадь составляет 146,9 кв.м., при норме 2 кв. м. на одного осужденного приходится 2,1 кв. м.

Из сообщения заместителя начальника ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» ФИО2 следует, что в спальных секциях температурный режим поддерживается, согласно установленных норм в летний и зимней период времени, необходимым инвентарем и мебелью обеспечены в полном объеме в соответствии с приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС», в том числе тумбочками и табуретами. В общежитии производятся текущие ремонты по побелке и покраске. Каждый осужденный обеспечен индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями. В отряде оборудована комната приема пищи, имеется комната для сушки верхней одежды и обуви. Количество кранов и посадочных мест в туалетах соответствует нормам положености, согласно требованиям приказа Минюста России от 02 июня 2003г. №130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Минюста России (Сп-17-02 Минюста России) кранов 7 шт., при условии, что 1 кран на 15 человек, соответственно на 105 человек, 6 посадочных мест, при норме 1 посадочное место на 15 человек, соответственно на 90 человек, при фактической численности в отряде 69 человек.

Согласно требованиям пунктов 8, 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (и действовавшими на момент прибытия пунктов 7, 8 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03 ноября 2005 г. № 205) (далее - Правила) после обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. В карантинном отделении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, распорядком дня исправительного учреждения, проходят инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении. Кроме того, осужденные информируются о применении в исправительном учреждении аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия.

В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ. Нарушение, в частности, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений влечет применение к лицам, допустившими такие нарушения, мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 115 УИК Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что истец Карташов И.Ю. с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, по прибытию в учреждение, ознакомлен, однако от подписи отказался, что подтверждается имеющимся в материалах дела акте.

Как следует из медицинских документов, заполненных на имя Карташова И.Ю., 21 марта 2017г. в 16 час. 20 мин. он совершил акт членовредительства. <данные изъяты> Принято решение: наблюдение за пациентом до осмотра врача хирурга в связи с отсутствием угрозы для жизни пациента.

22 марта 2017 г. в 17.10 мин. совершил акт членовредительства. Осмотрен врачом хирургом в медицинской части. Инородное тело пациент удалил самостоятельно. <данные изъяты> Больной госпитализирован в филиал «Больница №2». С 22 марта 2017 г. по 14 апреля 2017г. находился на лечении в филиале «Больница №2» <данные изъяты> С 14 июня 2017 г. по 18 августа 2017 г. находился на стационарном лечении в филиале «Больница №2» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России <данные изъяты>

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с УИК Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее по тексту Правила), приказом Минздравсоцразвития и Минюста России от 17 октября 2015 г. № 640/190 «О порядке оказания медицинской помощи лицам отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее по тексту Порядок).

Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В соответствии с частью 6 статьи 12 УИК Российской Федерации, пунктами 1, 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Частями 1, 2 статьи 101 УИК Российской Федерации предусмотрено, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В ИУ осуществляется медицинское обследование и наблюдение осужденных с целью профилактики у них заболеваний; диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124 Правил).

Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации.

В силу пункта 53 Порядка, в каждом отряде ИУ начальником отряда ведется журнал предварительной записи на амбулаторный прием. Журнал предварительной записи перед началом амбулаторного приема передается в медицинскую часть. Прием без записи в журнале проводится только в экстренных случаях.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2016 N 659 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Мордовия» на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" устанавливается срок ожидания медицинской помощи в случаях приема врачами-специалистами при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме - не более 14 рабочих дней с момента обращения в медицинскую организацию.

Как следует из содержания пояснений Карташова И.Ю., он записывался на амбулаторный прием к врачу в журнал предварительной записи. Данная запись Карташова И.Ю. в Журнале предварительной записи имеется от 21 октября 2017 г. Записей истца о необходимости обследования врачом-хирургом <данные изъяты> в Журнале предварительной записи не имеется.

Не имеется соответствующих записей о жалобах истца <данные изъяты> на имя Карташова И.Ю., исследованных в судебных заседаниях.

Доказательств нуждаемости Карташова И.Ю. в экстренном обезболивании и госпитализации в дни предварительной записи на прием в материалах дела не содержится, стороной истца суду не представлено.

О проведении судебно-медицинской экспертизы для определения наличия или отсутствия оснований для медицинского вмешательства, степени тяжести вреда, причиненного здоровью истца ни Карташов И.Ю., ни его представитель перед судом не ходатайствовали. При этом, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна представить доказательства, на которых она основывает свои требования и возражения, что истцом и его представителем сделано не было.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, прием, осмотр истца, медицинская помощь, врачами осуществлен в установленном законом порядке и сроки.

Доводы истца о нарушении его прав на получение медицинской помощи, о ненадлежащей организации в исправительном учреждении медицинской помощи не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Из медицинской документации истца Карташова И.Ю. усматривается, что после проведения 23 марта 2017г. операции – <данные изъяты>, истцу рекомендовано при выписке: ограничить физические нагрузки на 2-3 мес., <данные изъяты>.

<данные изъяты>

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11.1 вышепоименованного Федерального закона, решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов TCP определяется уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время применяется Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 09 декабря 2014 г. № 998н, пунктом 21 которого предусмотрена выдача калоприемников только инвалидам.

Согласно пункту 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. N 240 (ред. от 07 марта 2016 г.), TCP за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечиваются только инвалиды из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

При рассмотрении дела установлено, что истец инвалидом не является, следовательно, обеспечение его калоприемниками за счет федерального бюджета ни законом, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

По этим основаниям суд отклоняет довод истца о наличии у администрации исправительного учреждения обязанности по обеспечению его ТСР, к которым относится калоприемник.

Более того, при рассмотрении дела установлено, что указанными средствами реабилитации истец Карташов И.Ю. был обеспечен, что подтверждается записями в его медицинской карте <данные изъяты>.

<данные изъяты>

Не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и довод стороны истца об отказе администрации в организации ему диет-питания.

Так, питание осужденных к лишению свободы в учреждениях, подведомственных УФСИН по Республике Мордовия, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 (ред. от 29 мая 2015 г.) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 г. №696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее Порядок организации питания).

Согласно пунктов 150,151 Порядка организации питания при поступлении больного осужденного, подозреваемого и обвиняемого в лечебное учреждение УИС лечебное питание назначается дежурным врачом. Назначенная диета вносится в историю болезни и одновременно в сводный заказ на всех поступивших больных, который направляется на столовую (пищеблок) в установленное время. Больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен.

Приказом Минюста России от 26 февраля 2016 г. N 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» установлены повышенные нормы питания для осужденных беременных женщин, кормящих матерей, несовершеннолетних, осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, а также больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. К группе больных осужденных отнесена категория, в том числе, больные, находящиеся на амбулаторном лечении по поводу язвенной болезни, злокачественных новообразований, дистрофии, авитаминоза, анемии, сахарного диабета (Приложение №5). Приложением № 7 установлено, что больным, находящимся на амбулаторном лечении, страдающим желудочно-кишечными заболеваниями и нуждающимся в диетическом питании (по заключению врача), продукты по установленным нормам питания выдаются с частичной заменой.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено, что истцу Карташову И.Ю. медицинское заключение для назначения диетического питания (питания с повышенными нормами) медицинскими работниками ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН не выдавалось, поскольку показаний для назначения такого питания и предусмотренных законодательством оснований, у осужденного Карташова И.Ю. не имелось.

В силу статьи 10 УИК Российской Федерации, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В статье 99 этого же Кодекса отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 (ред. от 29 мая 2015 г.) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждены минимальные нормы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы.

Согласно справке заместителя начальника ФКУ ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия, осужденному Карташову И.Ю. ежемесячно выдаются требуемые туалетные принадлежности для осуществления гигиенических мероприятий.

В соответствии со статьей 11 УИК Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ. Нарушение, в частности, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений влечет применение к лицам, допустившими такие нарушения, мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Положениями пункта "в" части 1 статьи 115 УИК Российской Федерации также предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания может применяться такая мера взыскания как водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

Согласно части 7 статьи 117 УИК Российской Федерации в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а также осужденные, являющиеся инвалидами I группы.

В соответствии с частью 4 статьи 117 УИК Российской Федерации водворение осужденных в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Согласно пункту 14 Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденного приказом Минюста России от 09 августа 2011г. № 282 (далее - Порядок проведения медицинского осмотра), основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части).

В соответствии с пунктом 46 Правил в личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией ИУ, а по остальной части территории ИУ - только в сопровождении администрации ИУ.

Из материалов дела усматривается, 26 августа 2017 г. истец Карташов И.Ю. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что без разрешения администрации ИУ вышел за пределы изолированного участка жилой зоны отряда №3, в адрес сотрудников администрации ИУ выражался нецензурными и жаргонными словами, чем нарушил требования пунктов 16,17 Правил.

Постановлением начальника ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» от 28 августа 2017 г. Карташов И.Ю. за нарушение установленного порядка отбывания наказания был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор (далее-ШИЗО) на 5 суток без вывода на работу.

Из материалов дела усматривается, что перед водворением в ШИЗО, после проведения медицинского осмотра Карташова И.Ю., фельдшер здравпункта филиала «Медицинская часть №10» ФКУЗ МСЧ-13 ФИО3 дал медицинское заключение, что на момент осмотра, то есть 28 августа 2017 г. осужденный Карташов И.Ю., по состоянию здоровья, может содержаться в штрафном изоляторе».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что истец законно и обоснованно был водворен в ШИЗО, поскольку он совершил дисциплинарный проступок и не подпадает под категории осужденных, которые не могут быть водворены в ШИЗО.

Не может служить основанием для признания действий администрации исправительного учреждения довод стороны истца о том, что при имеющемся у него заболевании, он был помещен в ШИЗО вместе с другим осужденным.

Так, статья 80 УИК Российской Федерации устанавливает требования к раздельному содержанию осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, в частности в исправительных учреждениях, раздельно содержатся осужденные к лишению свободы мужчины и женщины, несовершеннолетние и взрослые; лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы; осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

Согласно копии камерной карточки, в период с 28 августа 2017 г. по 02 сентября 2017 г. истец Карташов И.Ю. содержался в двухместной камере №17 ШИЗО ИК-4 совместно с осужденным ФИО1

Вместе с тем, обстоятельств, являющихся основанием для раздельного содержания осужденных, предусмотренных статьей 80 УИК Российской Федерации, и медицинских противопоказаний для их совместного содержания судом не установлено.

Судом проверялся довод стороны истца об отсутствии в ШИЗО условий для осуществления гигиенических процедур, условий для ухода за стомой, в том числе в условиях приватности и не нашел своего подтверждения.

Согласно пункту 5 Примечания к Приложению 1 (Номенклатура и сроки эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС), утвержденному приказом ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512, - камеры штрафного изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 метр и умывальник).

Согласно Приложения №2 (Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы), утвержденному ФСИН России от 27 июля 2006 г. № 512, - в камере штрафного (дисциплинарного) изолятора размещается: откидная металлическая кровать с деревянным покрытием - 1 шт. на человека, стол для приема пищи -1 шт., тумба для сидения - 1шт. на чел., умывальник (рукомойник) 1 шт. на камеру.

Согласно справке заместителя начальника ФКУ «ИК №4 УФСИН по Республике Мордовия» в камеру №17 ШИЗО, где отбывал дисциплинарное взыскание истец Карташов И.Ю. в период с 28 августа 2017 г. по 02 сентября 2017 г., подведено централизованное холодное водоснабжение, установлены раковины с подводкой холодного водоснабжения, помимо этого каждая камера оборудована баком для питьевой воды, прокипячённая вода для питья ежедневно доставляется из столовой в термосах. Канализация централизованная, в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и СИЗО УИС», установлены унитазы. Приватность соблюдается. Санитарно-техническое оборудование в камерах в рабочем состоянии. Помывка осужденных содержащихся в ШИЗО, ПКТ осуществляется в душевых, в соответствие с графиком утвержденным начальником учреждения 2-а раза в неделю (среда, суббота). Данные графики вывешены во всех отрядах, банно-прачечном блоке, дежурной части, на посту СВН и в ШИЗО, ПКТ. В душевых ШИЗО, ПКТ имеется отдельное помещение для раздевания. Санитарное состояние душевых удовлетворительное. Горячая вода поступает из котельной банно-прачечного комплекса ИК-4. Резиновые коврики имеются, замачиваются в дезинфицирующем растворе в промаркированной емкости.

Доказательств обратного, суду не представлено

Указанные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что в период отбывания дисциплинарного взыскания в ШИЗО в период с 28 августа 2017 г. по 02 сентября 2017 г., истцу были созданы условия, и он имел возможность для соблюдения правил личной гигиены, в том числе и для обработки колостомы.

Таким образом, пребывание истца в камере ШИЗО не может свидетельствовать о наличии препятствий в соблюдении истцом правил личной гигиены и причинять ему физические и нравственные страдания.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Феде-рации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодека Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Однако исполняться такие решения должны именно финансовыми органами, что отражено в пунктах 1, 3, 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы (которым является УФСИН России по Республике Мордовия);

3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (которым и является ФСИН России).

Согласно организационно-правовой форме, ФКУ «ИК №4 УФСИН России по Республике Мордовия» является казенным учреждением, исполняющим наказание в виде лишения свободы

Территориальным органом уголовно-исполнительной системы на территории Республики Мордовия является УФСИН России по Республике Мордовия.

Федеральным органом уголовно-исполнительной системы является Федеральная служба исполнения наказаний.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Учитывая изложенное, суд считает Министерство финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком по данному спору и отказывает истцу в иске к указанному ответчику по этим основаниям.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, стороной истца не представлено доказательств причинения ему физических и нравственных страданий незаконными действиями (бездействиями), ФКУ «ИК №4 УФСИН России по Республике Мордовия», ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия и их должностных лиц.

Истцом Карташовым И.Ю. также не представлено доказательств того, что он, находясь в камере ШИЗО с 28 августа 2017 г. по 02 сентября 2017 г., подвергался пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, не представлено доказательств моральных и нравственных страданий.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что истцу не были причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания, у суда отсутствуют юридические и фактические основания для возложения на ответчиков ФКУ «ИК №4 УФСИН России по Республике Мордовия», ФСИН России, УФСИН России по Республике Мордовия гражданско-правовой ответственности по компенсации истцу Карташову И.Ю. морального вреда.

Кроме того, суд принимает во внимание, что возникновению обстоятельств, которые, по утверждению истца, причинили ему физические и нравственные страдания и усугубили его пребывание в исправительном учреждении – наличие колостомы и ограниченные возможности по уходу за ней в условиях лишения свободы, послужили действия самого истца по причинению себе телесных повреждений, то есть членовредительство.

Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд отказывает истцу Карташову И.Ю. в удовлетворении его исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о компенсации морального вреда, в полном объеме.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, понесенные им расходы, возмещению ответчиком не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

исковые требования Карташова И. Ю. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

    

Судья Ленинского районного

суда г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

Мотивированное решение принято 05 декабря 2017 г.

Судья - О.Н. Ионова

2-2856/2017 ~ М-3044/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карташов Игорь Юрьевич
Прокурор Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия И.И. Галишников
Ответчики
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия
Федеральная служба исполнения наказаний России
Другие
Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 13 Федеральной службы исполнения наказаний».
Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия
Марьин Сергей Трофимович
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска
Судья
Ионова Ольга Николаевна
05.10.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2017[И] Передача материалов судье
06.10.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
23.10.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2017[И] Судебное заседание
30.11.2017[И] Судебное заседание
05.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2018[И] Дело оформлено
30.01.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее