22RS0016-01-2023-000002-68
№ 12-2/2023
Р Е Ш Е Н И Е
01 марта 2023 года с. Волчиха
Судья Волчихинского районного суда Алтайского края Присяжных Ж.М.., при секретаре Клипа В.Г.
представителя администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Масленниковой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности главы администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края Верещагиной Ю.А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Ворониной Е.А. от 30.11.2022г. по делу об административном правонарушении в отношении администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнутой административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-АП, составленному судебным-приставом исполнителем отделения судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому края Цайслер Л.А., администрация Волчихинского сельсовета не исполнила повторно после привлечения ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ требование исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ в срок до 14.10. 2022 г., обязывающего администрацию обеспечить соблюдение требований законодательства в части обеспечения освещения в темное время суток на территории <адрес>: по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, <адрес> от <адрес> до <адрес>, ул. <адрес> полностью, <адрес> полностью, <адрес> ВОВ от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Ворониной Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо- администрация Волчихинского сельсовета <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
По делу вынесено вышеназванное постановление, не согласившись с которым исполняющий обязанности главы администрация Волчихинского сельсовета Волчихинского района Верещагина Ю.А. обратилась в суд с жалобой. В обоснование жалобы указывает, что с указанным постановлением ОСП не согласны. Считает его необоснованным и подлежащим отмене, указывают, что решение суда частично исполнено, а именно обеспечено освещение в темное время суток на территории <адрес> от <адрес> до <адрес> октября от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> (согласно похозяйственного учета на территории <адрес> отсутствует), <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, мероприятия направленные на исполнение решения суда продолжены. Срок установленный судебным приставом-исполнителем в требовании до ДД.ММ.ГГГГ недостаточен для исполнения решения суда в полном объеме. О ходе работ по исполнению решения суда сообщалось судебному приставу-исполнителю в пояснительных записках. Кроме того указывает, что, администрацией Волчихинского сельсовета заключены договоры с ПАО «Россети Сибири» на выполнение проектных и изыскательных работ от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения был до ДД.ММ.ГГГГ исполнен) также в спорный период- ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт АО Алтайэнергосбыт по поставке товаров (срок поставки был до ДД.ММ.ГГГГ исполнен в полном объеме) Считает, что бездействия со стороны администрации Волчихинского сельсовета нет. Также указывают, что наказание в виде административного штрафа приведет к невозможности исполнения решения суда, т.к. суммы штрафов являются значительными для бюджета муниципального образования Волчихинский сельсовет. Более того, о рассмотрении административного дела ДД.ММ.ГГГГ когда было вынесено постановление они не были извещены, так как в протоколе у них была назначена дата рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ с 10-00 час, который и был вручен лично Верещагиной Ю.А., а об отложении рассмотрения их никто не уведомил. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения старшего судебного пристава ОСП Волчихинского района Ворониной Е.А. в отношении администрации Волчихинского сельсовета отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании зам. главы администрации Волчихинского сельсовета Вочихинского района Масленникова М.Н. жалобу поддержала в полном объеме, просила её удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить, в виду того, что со стороны администрации Волчихинского сельсовета бездействие по исполнению решения суда по освещению улиц с. Волчиха не имеется, срок который устанавливает судебный пристав в своем требовании не более месяца, что несопоставимо для выполнения такого объема работы. ОСП уже неоднократно более 7 раз привлекает администрацию по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ. А в данном случае и имеется еще и процессуальное нарушение вызвали на рассмотрения на ДД.ММ.ГГГГ, а фактически рассмотрели ДД.ММ.ГГГГ, об отложении их никто не предупреждал.
Представитель ОСП Волчихинского района Врио начальника отделения судебных приставов Волчихинского района Марченко Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляла.
Выслушав представителя администрации Волчихинского сельсовета Масленникову М.Н., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела и исполнительного производства, решением Волчихинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-313/2020 на администрацию Волчихинского сельсовета <адрес>, возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства в части обеспечения освещения в темное время суток на территории <адрес>: по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, <адрес> от <адрес> до <адрес>, ул. <адрес> полностью, <адрес> полностью, <адрес> ВОВ от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
На основании выданного судом исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серия ФС №, судебным-приставом ОСП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года возбуждено исполнительное производство №-ИП.
В рамках исполнительного производства, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ года
постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Ввиду неисполнения требований от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного документа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, который был установлен судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, ДД.ММ.ГГГГ администрация Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен штраф- 30 000 рублей, который согласно платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией оплачен.
ДД.ММ.ГГГГ требованием судебного пристава-исполнителя должнику установлен новый срок исполнения обязательств - до ДД.ММ.ГГГГ данное требование вручено должнику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается
штампом входящей регистрации администрации Волчихинского сельсовета.
В установленный срок требования в полном объеме не выполнены, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен протокол об
административном правонарушении в отношении администрации Волчихинского сельсовета по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, а ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление о привлечении административной ответственности предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из вышеизложенного, а также представленных материалов исполнительного производства следует, что срок для исполнения требований, вынесенных судебным приставом в рамках исполнительного производства за нарушение которого администрация Волчихинского сельсовета была неоднократно привлечена к административной ответственности, был установлен в пределах чуть больше месячного срока, таким образом, должник располагал сроком около 30-34 дней для исполнения решения суда в полном объеме. Принимая во внимание объем работы, которую необходимо выполнить для исполнения требований исполнительного документа и ее характер – обеспечить освещение в темное время суток на территории <адрес>: по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, <адрес> полностью, <адрес> ВОВ от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, усматривается, что предоставленный судебным приставом-исполнителем срок не являлся разумным и достаточным для исполнения требований исполнительного документа.
Более того, согласно пояснения представителя администрации Масленниковой М.Н. на момент вынесения требования от ДД.ММ.ГГГГ и до вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волчихинского сельсовета, были приняты меры по исполнению решения суда, относительно которых в материалы исполнительного производства представлены договоры с ПАО «Россети Сибири» на выполнение проектных и изыскательных работ от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения был до ДД.ММ.ГГГГ исполнен) также в спорный период- ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт АО Алтайэнергосбыт по поставке товаров (срок поставки был до ДД.ММ.ГГГГ исполнен в полном объеме). Далее также ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт с АО Алтайэнергосбыт на поставку электро оборудования, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ООО «РЭД» по услугам монтажа уличного освещения ( срок- в течение 2 месяцев с момента подписания).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для привлечения к административной ответственности является неисполнение должником требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа. Причем предполагается, что такой срок должен соответствовать характеру исполнительного производства и быть достаточным, для реального исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. При рассмотрении дела надлежит
установить, что юридическое лицо имело возможность исполнить требования
исполнительного документа в предоставленный для этого срок, однако не предприняло надлежащих мер к этому.
В данном случае из материалов дела следует, что в вину администрации
Волчихинского сельсовета <адрес> вменяется неисполнение требований неимущественного характера - обеспечить на уличное освещение на территории <адрес>, а именно: по <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> полностью, <адрес> от <адрес> до <адрес>, ул. <адрес> полностью, <адрес> полностью, <адрес> ВОВ от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, в срок с ДД.ММ.ГГГГ (дата получения требования о
назначении нового срока для исполнения) по ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеются доказательства принятия всех зависящих от должника мер по исполнению требований исполнительного документа и невозможности их исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку неоднократно установленный судебным приставом-исполнителем срок - чуть свыше одного месяца, без учёта времени, необходимого для вступления в законную силу предыдущего
постановления о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1, 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлся явно недостаточным для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В совокупности с тем, что судебным приставом-исполнителем предоставлен недостаточный срок для выполнения решения суда в полном объеме, с учетом того, что администрация Волчихинского сельсовета бюджетная организация, для реализации исполнения решения суда необходимо заключение соответствующих контрактов на поставку электрооборудования, и обеспечение работ по монтажу электрооборудования, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие иных механизмов, побуждающих должника к совершению действий, направленных на исполнение судебного решения, помимо привлечения к административной ответственности, не свидетельствует о возможности произвольного привлечения к такой ответственности без учета конкретных обстоятельств, связанных с существом исполнительного производства. В данном случае лицом, вынесшим обжалуемое постановление, не указано какие реальные действия, по его мнению, с учетом требований закона, мог и должен был дополнительно принять должник, однако не сделал этого, вследствие чего требования неимущественного характера не исполнены в полном объёме в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.11. 2022 года.
Более того, как усматривается из протокола об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волчихинского сельсовета Волчихинского района было совершено правонарушение предусмотренное ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ. Согласно данного протокола при его составлении присутствовала представитель юридического лица и.о главы Верещагина Ю.А., которое было под роспись разъяснено судебным приставом-исполнителем Цайслер Л.А. о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится в 10-00 час. ДД.ММ.ГГГГ, однако само постановление страшим судебным приставом Ворониной Е.А. вынесено ДД.ММ.ГГГГ годом, сведений об извещении представителя администрации об отложении рассмотрения дела в материалах не имеется, что в судебном заседании также подтвердила Масленникова М.Н.
По правилам ч. ч. 1, 2 ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица для целей административной ответственности являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ содержится специальное правило о том, что дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, реализуя право на защиту этого юридического лица, гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Таким образом, право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, как основной принцип института административной ответственности направлено на обеспечение справедливого и правильного установления всех обстоятельств предполагаемого административного правонарушения в состязательной форме в целях реализации задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В нарушение указанных правовых норм, должностное лицо ОСП Волчихинского района, старший судебный пристав Воронина Е.А. не предприняла никаких действий по надлежащему извещению представителя юридического лица о новом времени и месте рассмотрения дела и, не отложив его рассмотрение, приняла оспариваемое Постановление.
При таких обстоятельствах привлекаемое к административной ответственности лицо нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Указанное процессуальное нарушение является существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этого недостатка отсутствует.
В силу, п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобное нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения-старшего судебного пристава ОСП Волчихинского района Ворониной ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Волчихинского сельсовета Волчихинского района Алтайского края прекратить в связи с отсутствием в деянии состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ж.М. Присяжных