Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2335/2020 ~ М-1614/2020 от 18.05.2020

Дело № 2-2335/2020
УИД 44RS0001-01-2020-002529-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2020 года

Свердловский районный суд г.Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района Костромской области в интересах Ч.М.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чухломского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, просил суд обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать обеспечение Ч.М.А., <дата> года рождения, тест-полосками для определения и содержания глюкозы в крови и иглами по медицинским показаниям не менее 60 штук ежемесячно.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Чухломского района в деятельности областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Чухломская центральная районной больница» (далее - ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ») проведена проверка по обращению Ч.М.А. по вопросу ненадлежащего обеспечения медицинскими изделиями. В ходе проверки установлено, что Ч.М.А., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ»» с диагнозом .... Согласно показаниям лечащего врача А.Н.К. потребность Ч.М.А. в изделиях медицинского назначения составляет не менее 2 тест-полоскок и 2 игл в сутки. В <дата> ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на иглы инсулиновые и тест-полоски к глюкометрам для обеспечения льготных категорий граждан в 2020 году, на общую сумму .... Однако в <дата> Ч.М.А. иглами инсулиновыми и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови не обеспечивалась. Установлено, что обязанность по направлению в департамент здравоохранения <адрес> соответствующей заявки для обеспечения льготных категорий граждан иглами инсулиновыми и тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ» была выполнена, однако департаментом здравоохранения Костромской области Ч.М.А. необходимыми медицинскими изделиями в 2020 году не обеспечивалась. Прокурором района <дата> в адрес главного врача ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ» внесено представление об исключении фактов непредосталения рецептов на получение изделий медицинского назначения льготной категории граждан, в том числе Ч.М.А. По результатам рассмотрения представления нарушения законодательства не устранены.

В ходе рассмотрения дела прокурор Чухломского района Костромской области исковые требования уточнил, просил обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Ч.М.А., <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови и иглами по медицинским показаниям в необходимом объеме.

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы на основании поручения прокурора Чухловского района Костромской области Густова О.П. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание Ч.М.А. не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области на основании доверенности Хотулева Л.В. исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 23.12.2019 № 511-а бесплатными полосками обеспечиваются только дети до 18 лет.

Выслушав лиц, участвующих в дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ч.М.А., <дата> года рождения, состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ» с диагнозом ...

Согласно выписке из истории болезни Ч.М.А..., составленной ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ».», Ч.М.А. установлен диагноз ...

Лечащим врачом Ч.М.А. рекомендован самоконтроль, т.е. измерение уровня глюкозы в крови: два раза в день.

Из материалов дела следует также, что ОГБУЗ «Чухломская ЦРБ» в августе 2019 году в Департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обозначенные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения на 2020 год, в которой указана реальная потребность, в том числе, и тест-полосками к глюкометру Сателлит плюс и иглами инсулиновыми, являющиеся медицинскими изделиями. Однако, указанными медицинскими изделиями Ч.М.А. в <дата> бесплатно обеспечена не была.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004г. № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому диабет входит в Перечень социально значимых заболеваний.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.

Аналогичное постановление № 511-а в части гарантий на 2020-2022г.г. издано Администрацией Костромской области 23.12.2019.

В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а) программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.

В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».

Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, инсулиновыми шприцами и иглами к ним, средствами диагностики.

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что бесплатному обеспечению тест-полосками подлежат только граждане до 18 лет, является несостоятельным.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру и инсулиновых игл не только детей, но и взрослых, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом.

В связи с изложенным, ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тестами для определения глюкозы в крови не отвечает требованиям закона.

При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Чухломского района Костромской области удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Ч.М.А., <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови и иглами по медицинским показаниям в необходимом количестве.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.

Судья И.В. Шувалова

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020г.

2-2335/2020 ~ М-1614/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чухломского района
Ответчики
Чаловская Мария Александровна
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Чухломская центральная районная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Шувалова Ирина Викторовна
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Дело оформлено
03.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее