Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1026/2024 ~ М-495/2024 от 12.03.2024

№ 2-1026/2024

УИД 21RS0022-01-2024-001066-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2024 года                                                                         город Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Ксенофонтова И.Г., при секретаре судебного заседания Захаровой М.С., с участием помощника прокурора г. Новочебоксарск Васильевой О.В., представителя ответчика МБОУ «СОШ » города Новочебоксарска ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних обучающихся к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «СОШ » города Новочебоксарска Чувашской Республики об обязании осуществить закупку спортивного инвентаря,

установил:

Заместитель прокурора г.Новочебоксарск Чувашской Республики Ягудин В.Н. с учётом уточнений, обратился в суд в интересах несовершеннолетних обучающихся с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «СОШ » города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - СОШ ), мотивируя тем, что в ходе проверки прокуратурой г.Новочебоксарска исполнения законодательства по вопросам материально-технического оснащения кабинетов физической культуры установлено отсутствие в достаточном количестве спортивного инвентаря - лыж, лыжных ботинок, лыжных палок. Ссылаясь на ст.ст. 8,26,28,35 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в РФ) просит обязать осуществить закупку спортивного инвентаря согласно расчёту потребности, а именно: лыжи в количестве 162 пары, лыжные палки - 162 пары, лыжные ботинки - 162 пары, крепления для беговых лыж - 162 пары в течение 9 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Помощник прокурора г. Новочебоксарск Васильева О.В. в судебном заседании требования иска поддержала и просила удовлетворить.

Ответчик в лице директора МБОУ «СОШ » города Новочебоксарска Пайкова И.А. не возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора, с иском согласился, сообщив о том, что при надлежащем финансировании, спортивный инвентарь в требуемом количестве будет закуплен.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - администрация г.Новочебоксарска Чувашской Республики, Отдел образования и финансовый отдел администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство Финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор, действуя в соответствии с требованиями закона, обратился в суд в связи с нарушением законодательства об охране и укрепления здоровья несовершеннолетних, недостаточной обеспеченностью спортивным инвентарем в общеобразовательном учреждении, чем ущемляются права несовершеннолетних неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, на занятие физической культурой и спортом.

В ст.12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрены: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу п.13 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 Закона об образовании в РФ, п.3 ст.9 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 №50 «Об образовании в Чувашской Республике» (далее - Закон об образовании в Чувашии) к полномочиям органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственное управление в сфере образования, относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Чувашской Республики.

Согласно п.1 ч.1 ст.9 Закона об образовании в РФ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов.

В силу ч.1 ст.12 Закона об образовании в Чувашии финансовое обеспечение реализации образовательных программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов на основе нормативов, указанных в п.4 ст.8 настоящего Закона, и нормативных затрат на реализацию образовательных программ, устанавливаемых органами исполнительной власти Чувашской Республики, в ведении которых находятся государственные образовательные организации Чувашской Республики, в отношении муниципальных образовательных организаций - органами местного самоуправления, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия образовательного учреждения, субъекта РФ и органа местного самоуправления законодательно разделены: к полномочиям субъекта Российской Федерации относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а к полномочиям органов местного самоуправления - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация.

Согласно п.п.2.1, 2.3 Правил расчетов нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на одного обучающегося (утв. Постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.12.2013 №536) нормативы в расчете на одного обучающегося в год являются расчетной величиной затрат в стоимостном измерении на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на одного обучающегося в год. Финансовое обеспечение государственных гарантий включает расходы на оплату труда и расходы на обеспечение образовательного процесса.

В соответствии с п.23 Федерального образовательного Стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413, финансовые условия реализации основной образовательной программы должны, в частности: обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного среднего общего образования; обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании в РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.

В п.24 указанного Стандарта установлено, что организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации основной образовательной программе, должна обеспечить необходимые для образовательной деятельности обучающихся административной и хозяйственной деятельности, в частности: спортивные залы, спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем).

С учётом требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, закрепленных Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать возможность физического развития, систематических занятий физической культурой и спортом, участия в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях.

Согласно ч.1, п.2 ч.2 ст.28 ФЗ от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре» образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физкультурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физкультурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности. Организация физического воспитания и образования в образовательных организациях включает в себя создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся.

Как следует из материалов дела, прокуратурой во исполнение поручения прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя прокурора г.Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности СОШ .

По результатам надзорных мероприятий установлено, что в СОШ нет в наличии достаточного количества спортивного инвентаря для проведения занятий по предмету «физическая культура» в соответствии с рабочими учебными программами исходя из потребностей школы, в том числе лыж и аксессуаров к ним.

По итогам проверки прокурором в адрес ответчика СОШ было направлено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований законодательства об образовании.

Из письма директора СОШ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что необходимо закупить лыжи в количестве 162 пары, лыжные палки - 162 пары, лыжные ботинки - 162 пары, крепления для беговых лыж - 162 пары.

В силу ст. 41 Закона об образовании в РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Согласно п.3.4.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28) для выполнения рабочих программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы, бассейны), расположенные за пределами собственной территории общеобразовательной организации, оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест, предназначенных для занятий спортом и физической культурой.

Неполное исполнение СОШ своих обязанностей по организации учебного процесса по предмету «физическая культура» ввиду отсутствия необходимого инвентаря нарушает права неопределенного круга лиц - учащихся на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.

В силу ч.ч.1 и 1.1 ст.101 Закона об образовании в РФ организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется указанными организациями в соответствии с уставными целями. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, также вправе осуществлять указанную деятельность за счет собственных средств этих организаций, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность, от физических и (или) юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Из Устава СОШ следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для реализации конституционного права граждан РФ на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Новочебоксарск Чувашской Республики. Полномочия учредителя и собственника имущества учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация город Новочебоксарск.

Ответчик СОШ возражений против удовлетворения иска не заявил и не представил доказательств невозможности самостоятельного приобретения спортивного инвентаря, указанного прокурором в иске.

При таких обстоятельствах суд, разрешая спор в пределах заявленных требований к СОШ , приходит к выводу об их обоснованности и наличии оснований для удовлетворения.

В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предлагаемый прокурором срок исполнения решения суда - в течение 9 месяцев после вступления решения в законную силу суд с учётом времени обращения прокурора в суд и рассмотрения иска считает разумным и достаточным.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования заместителя прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики удовлетворить, обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ » города Новочебоксарска Чувашской Республики в течение 9 месяцев после вступления решения в законную силу осуществить закупку спортивного инвентаря, а именно: лыжи в количестве 162 пары, лыжные палки - 162 пары, лыжные ботинки - 162 пары, крепления для беговых лыж - 162 пары.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.

          

          Судья                                         Ксенофонтов И.Г.             

2-1026/2024 ~ М-495/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора г. Новочебоксарск
Ответчики
МБОУ "СОШ № 16"
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
Судья
Ксенофонтов И.Г.
Дело на сайте суда
novocheboksarsky--chv.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
02.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее