Решение
именем Российской Федерации
№2-421/2020
УИД 53RS0015-01-2020-000540-12
13 августа 2020 года г. Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Навойчик М.Н.,
при секретаре Лаптевой С.Б.,
с участием представителя истца - прокурора Солецкого района Новгородской области Кабеева И.А.,
представителя ответчика муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 г. Сольцы» Перекрестовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №6 г. Сольцы» об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №6 г. Сольцы» (далее - МАДОУ «Детский сад №6 г. Сольцы») об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации, указав в обоснование иска, что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка исполнения МАДОУ «Детский сад №6 г. Сольцы» законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности. В ходе проверки установлено, что согласно паспорту безопасности учреждению присвоена 3 категория опасности, однако здание образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Фактически физическая охрана учреждения обеспечивается вахтерами и сторожами. Непринятие мер по обеспечению охраны здания учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в здании, не позволяет обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, создают угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, работников учреждения, а также иных граждан, посещающих учреждение. Просит обязать МАДОУ «Детский сад №6 г. Сольцы», расположенное по адресу: Новгородская область, г. Сольцы-2, ул. Авиаторов д.13, в срок до 01 декабря 2020 года обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца прокурора Солецкого района Кабеев И.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад №6 г. Сольцы» Перекрестова Е.В. не возражает против удовлетворения исковых требований, пояснив, что, действительно, в соответствии с требованиями закона учреждение должно быть обеспечено охраной, но для финансирования образовательного учреждения необходимы большие денежные средства. Она предпринимает активные меры, обращаясь в различные охранные организации, а также обратилась с ходатайством к учредителю- администрацию Солецкого муниципального района о выделении денежных средств.
Представитель третьего лица администрации Солецкого муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МАДОУ «Детский сад №6» является образовательной организацией, осуществляющей свою деятельность на основании Устава, утвержденного постановлением администрации Солецкого муниципального района №897 от 28 мая 2015 года.
Согласно паспорту безопасности МАДОУ «Детский сад №6», утвержденному заведующим МАДОУ «Детский сад №6» 24 декабря 2019 года, названному образовательному учреждению присвоена 3 категория опасности объекта.
В ходе проведенной прокуратурой Солецкого района проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности установлено, что здание образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охран.
Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 августа 2019 г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с подп. «б» п. 25 указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения, а, следовательно, должно быть обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении и заключен соответствующий договор.
Не обеспеченность охраны здания образовательной организации, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, в нем пребывающих, поскольку не обеспечивает постоянный контроль и предупреждение террористических актов на территории учреждения, способствует совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Проанализировав положения вышеприведенных норм закона, а также фактические обстоятельства данного дела, суд, с учетом соблюдения интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, а также принимая во внимание финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 01 декабря 2020 года.
На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №6 г. Сольцы» об обязании обеспечить охрану здания образовательной организации удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Сольцы», расположенное по адресу: Новгородская область, г. Сольцы-2, ул. Авиаторов д.13, в срок до 01 декабря 2020 года обеспечить охрану здания образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Солецкий районный суд Новгородской области в течение месяца, начиная с 14 августа 2020 года со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.Н. Навойчик