№ 2-65/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2023 года г. Нариманов
Наримановский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Успановой Г.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Искалиевой В.Х.,
с участием истицы Костюриной Н.Ю.,
представителя ответчика Автухова К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Наримановского районного суда Астраханской области, по адресу: Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов ул. Волжская, 2 гражданское дело № 2-65/2023 по иску Костюриной Нэли Юрьевны к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет уплаченных сумм за электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Костюрина Н.Ю. обратилась к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет уплаченных сумм за электроэнергию.
В обоснование своих требований истица указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, отнесенному к категории сельских поселений. Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах применяется понижающий коэффициент 0,7, однако за потребленную электроэнергию она оплачивала по городскому тарифу.
За период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года ею оплачено: 17 декабря 2019 года – 3 508 рублей 55 копеек, 18 сентября 2020 года – 11 135 рублей, 25 ноября 2020 года – 6 513 рублей, 18 января 2021 года – 9 611 рублей 35 копеек, 22 апреля 2021 года – 7 765 рублей 50 копеек, 8 июля 2021 года – 4 559 рублей 50 копеек, 24 декабря 2021 года – 5 449 рублей 50 копеек, итого оплачено 48 452 рубля 40 копеек. Поскольку с учетом понижающего коэффициента должна была оплатить 33 979 рублей 68 копеек, переплата составила 14 472 рубля 72 копейки.
В июле 2022 года при проверке счетчика электроэнергии специалист уведомил о неправильной оплате за электроэнергию, в связи с чем 12 сентября 2022 года она обратилась с заявлением в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о перерасчете оплаченных услуг за период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года, однако согласно их ответу переплата составила 2 825 рублей 06 копеек, в связи с этим перерасчет произведен только с последнего платежа в размере 5 449 рублей 50 копеек, при этом в ответе не указано, какими нормативными документами подтверждается данный расчет и почему перерасчет не произведен за запрашиваемый период в пределах срока исковой давности.
Поскольку неправомерный отказ в удовлетворении требования о перерасчете платы за коммунальные услуги нарушает её право как потребителя на получение информации о правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, а также о наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя коммунальной услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (пени), истица просила признать действия ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», выразившиеся в уклонении от полного перерасчета за оплаченные услуги за электроэнергию незаконными, обязать ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» зачесть переплаченную сумму в размере 14 472 рубля 72 копейки в счет оплаты будущих периодов.
Истица Костюрина Н.Ю. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила в счет оплаты будущих периодов зачесть переплаченную сумму в размере 12 036 рублей, исковые требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Автухов К.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за электрическую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ № от 6 мая 2011 года.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию размеры тарифов (цен) на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены.
Согласно части 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.
В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода действия указанных предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствии с измененными предельными уровнями и приводят свои ранее принятые решения об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней цен (тарифов) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, а также населению, проживающему в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 21 ноября 2018 года № 36 установлены понижающие коэффициенты к тарифам на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению.
Пунктом 1 указанного Постановления определено установить с 1 января 2019 года понижающий коэффициент 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения Астраханской области, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.
Постановлениями службы по тарифам Астраханской области от 19 декабря 2018 года № 123 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Астраханской области на 2019 год», от 11 декабря 2019 № 131 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Астраханской области на 2020 год», от 16 декабря 2020 года № 130 «О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Астраханской области на 2021 год» определены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Астраханской области согласно приложению к настоящему Постановлению.
Из Приложений к вышеуказанным Постановлениям следует, что для населения, проживающего в сельских населенных пунктах и приравненных к ним (с учетом НДС) установлены одноставочные тарифы: с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 3,39 (пункт 3.1); с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 3,51 (пункт 3.1); с 1 января 2021 года 31 декабря 2021 года в размере 3,63 (пункт 3.1).
В судебном заседании установлено, что истица Костюрина Н.Ю. является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Платежи за потребленную электроэнергию Костюриной Н.Э., зарегистрированной и проживающей по вышеуказанному адресу произведены на основании договора энергоснабжения (лицевой счет №).
12 сентября 2022 года истица обратилась с заявлением ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о перерасчете оплаченных услуг за период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года.
На указанное заявление, 22 сентября 2022 года ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» дан ответ о том, что по показаниям счетчика 49460, предоставленным 10 сентября 2022 года задолженность за потребленную электроэнергию отсутствуют, перерасчет с учетом понижающего коэффициента 0,7 выполнен в программном комплексе.
При разрешении исковых требований по существу, судом установлено, что начисление задолженности за период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года производилось абоненту Костюриной Н.Ю. в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлениями службы по тарифам Астраханской области от 19 декабря 2018 года №; от 11 декабря 2019 №; от 16 декабря 2020 года № (с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 3,39; с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 3,51, с 1 января 2021 года 31 декабря 2021 года в размере 3,63).
Примененные за указанные период тарифы отражены в лицевой карте потребителя.
Как следует из пояснений представителя ответчика Автухова К.Ю., перерасчет произведен до июля 2019 года, оспариваемый период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года корректировке (перерасчету) не подвергся.
Таким образом, судом установлено, что в период с декабря 2019 года по декабрь 2021 года платежи за потребленную электроэнергию абонентом Костюриной Н.Ю. осуществлялись в соответствии с тарифами, установленными Службой по тарифам Астраханской области с учетом понижающего коэффициента 0,7 для населения в Астраханской области, проживающего в сельских населенных пунктах.
Расчет истицы, согласно которой переплата произведенных сумм за электроэнергию составляет 12 036 рублей, суд находит неверным, поскольку как следует из лицевой карты потребителя, платежи истицей осуществлялись по тарифам, установленным для населения, проживающего в сельских населенных пунктах.
Учитывая, что платежей, переплаченных истицей за электроэнергию, материалы дела не содержат, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет уплаченных сумм за электроэнергию в счет будущих платежей, а также оснований для признания незаконными действий ответчика, суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования истицы не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костюриной Нэли Юрьевны к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет уплаченных сумм за электроэнергию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в апелляционном порядке через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Г.Т. Успанова
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2023 года
Судья Г.Т. Успанова