Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 03 апреля 2023 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шашковой Е.Н., с участием:
представителя истца Администрации Южского муниципального района Ивановской области – ФИО7, действующей по доверенности,
помощника прокурора Южского района ФИО4,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Южского муниципального района Ивановской области к начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11, и Управлению ФССП России по Ивановской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Южского муниципального района Ивановской области обратилась в Палехский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к начальнику отделения - старшему судебному приставу ОСП по Южскому Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11 об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, наложенного постановлением старшего судебного пристава ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Как следует из искового заявления, истец, являясь должником по вышеуказанному исполнительному производству, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Палехским районным судом Ивановской области по делу №, обязан предоставить ФИО6 благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору социального найма.
В обоснование исковых требований, руководствуясь положениями: ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст.239, п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, письмом Минфина РФ №08-04-06/3095 от 16.09.2014 года «О применении Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 года №22», ст. 8.3 Закона Ивановской области №7-ОЗ, п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, п.п. 1,2, ст. 401 ГК РФ, ст.ст. 112, 121 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», истцом указано, что администрацией Южского муниципального района, проводятся все необходимые и возможные в рамках предоставленных полномочий меры по исполнению решения суда, которые до настоящего времени результатов не принесли по обстоятельствам, от истца не зависящим.
Так, исполнение решения суда в силу ст. 8.3 Закона Ивановской области №7-ОЗ производится за счет средств, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций.
Распределение субвенций городским округам и муниципальным районам утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно закону Ивановской области от 19.12.2022 года №76-ОЗ, Южскому муниципальному району из средств областного бюджета на осуществление полномочий по приобретению жилых помещений, детям-сиротам и лицам, из числа указанной категории в <данные изъяты> году выделено <данные изъяты> рублей.
При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаются неисполненными <данные изъяты> решений Палехского районного суда об обязании к предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда, из которых <данные изъяты> решения ДД.ММ.ГГГГ года и <данные изъяты> решений ДД.ММ.ГГГГ года.
После доведения указанных лимитов, в 1 квартале ДД.ММ.ГГГГ года в рамках реализации полномочий по приобретению жилых помещений, через торговую площадку Росэлторго в сети интернет, путем размещения запроса, истцом заключено <данные изъяты> муниципальных контракта, в рамках которых, приобретено <данные изъяты> жилых помещения, для их последующего предоставления детям сиротам и лицам из их числа, на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Несмотря на указанные действия незначительный остаток бюджетных субвенций не позволяет истцу продолжить работу по приобретению жилых помещений.
Представитель истца ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что, все <данные изъяты> приобретенных за счет субвенций жилых помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ включены в состав муниципальной казны, из них одно по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено ФИО8 второе – по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено ФИО9. Следующие два помещения запланировано предоставить иным лицам, судебные решения в отношении которых состоялись ранее решения по предоставлению жилья ФИО10 С учетом утвержденного норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения и среднерыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по ФИО3 муниципальному району, на 1 кв. ДД.ММ.ГГГГ года, размер которых определен в <данные изъяты> кв.м., остаток денежных средств субвенций в <данные изъяты> рублей не позволяет истцу продолжить приобретение жилья. При этом иных свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, Южский район не имеет. В силу высокой дотационности бюджета не располагает должник и реальной возможностью для приобретения жилых помещений либо строительства жилого фонда. В данном случае единственным способом исполнения судебного решения является лишь приобретения жилых помещений за счет средств субвенций областного бюджета, что зависит не только от выделения денежных средств, но и наличия предложений на рынке жилья по установленным закупочным ценам.
Ответчик – и.о. начальника отделения старшего судебного пристава ОСП по Южскому. Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Согласно представленного заявления ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия в виду занятости по основному месту работы.
Представитель привлеченного к участию в деле соответчика - УФССП России по Ивановской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Прокурор Прокуратуры Южского района привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, являющегося взыскателем в исполнительном производстве, ФИО4 с учетом исследованных доказательств, не возражала удовлетворению исковых требований.
Заслушав представителя истца, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
как следует из материалов дела и установлено судом, решением Палехского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № Администрация Южского муниципального района обязана предоставить ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника - Администрации Южского муниципального района Ивановской области на основании исполнительного листа №, выданного Палехским районным судом по делу №.
Указанным постановлением старшего судебного пристава ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения копии настоящего постановления, которая согласно входящему штампу получена должником (истцом) ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства следует, что должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор, который в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера составляет <данные изъяты> рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непредотвратимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11, в производстве которой находится исполнительное производство №-ИП, ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации Южского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей, установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.
Копия указанного постановления вручена должнику, согласно отметке о входящей корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов исполнительного производства, и не отрицалось представителем истца в судебном заседании, каких-либо уведомлений о наличии препятствий к исполнению судебного решения с приложением подтверждающих документов, в установленный судебным приставом срок для его добровольного исполнения, должником в адрес судебного пристава не направлялось, с ходатайствами о приостановлении исполнительских действий, а также об отсрочке исполнения решения суда, должник также не обращался.
Заявляя требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора, правомерность принятого судебным приставом-исполнителем постановления истец не оспаривает.
В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Пунктами 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере <данные изъяты> рублей, с должника-организации - <данные изъяты> рублей (ч. 3 ст. 112).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.Применительно к вышеприведенному правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах компетенции на основании законодательства об исполнительном производстве, в рамках возбужденного исполнительного производства, по истечении установленного должнику срока для добровольного исполнения, поскольку в предоставленный законом срок должником не были исполнены требования исполнительного документа, и не представлены доказательства того, что нарушение срока исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд, в том числе, с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с положениями п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с п. 75 указанного выше Постановления Пленума ВС РФ, при применении положений п. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018) следует, что исполнительский сбор, установленный ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34, ст. 35, ст. 55 Конституции РФ не допустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению судом при рассмотрении соответствующих требований.
Разрешая исковые требования судом учитывается, что на основании п. п. 1, 2 ст. 8.1 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области" государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов.
В ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, расходные обязательства администрации Южского муниципального района Ивановской области, связанные с предоставлением жилья ФИО10 должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета Ивановской области, с другой - в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В соответствии с Законом Ивановской области от 19.12.2022 года №76-ОЗ "Об областном бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ году в бюджет Южского муниципального района распределены субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере <данные изъяты> рублей.
Во исполнение постановления Правительства Ивановской области от 20.05.2022 года №247-п «Об утверждении Порядка установления органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области показателей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по соответствующему городскому округу, муниципальному района Ивановской области», постановлением Администрацией Южского района от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 кв. ДД.ММ.ГГГГ года, для приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на территории Южского муниципального района, которая составила <данные изъяты> руб. за 1 кв.м.
На сайтах Единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет», и сайте Единой электронной торговой площадки, Администрацией Южского района в 1 квартале <данные изъяты> года размещено <данные изъяты> извещения о проведении электронного запроса котировок на приобретение жилых помещений, по результатам которых заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений: ДД.ММ.ГГГГ (на сумму <данные изъяты> руб.); от ДД.ММ.ГГГГ (на сумму <данные изъяты> руб.); от ДД.ММ.ГГГГ (на сумму <данные изъяты> руб.); от ДД.ММ.ГГГГ (на сумму <данные изъяты> руб.).
Таким образом, остаток доведенных субвенция составил <данные изъяты> рублей (что менее стоимости <данные изъяты> кв.м. жилого помещения).
Право муниципальной собственности на указанные жилые помещения зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается соответствующими выписками.
Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, приобретенные жилые помещения включены в состав муниципальной казны Южского муниципального района.
На основании договоров найма от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, два из приобретенных жилых помещений, предоставлены ФИО12 и ФИО8
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Южского муниципального района обратилась в Департамент социальной защиты населения Ивановской области рассмотрении вопроса дополнительного выделения денежных средств на приобретение следующих <данные изъяты> жилых помещений.
Таким образом, исполнение вышеуказанного решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, в том числе входящих в компетенцию органа местного самоуправления. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность, для предоставления ФИО10 жилого помещения, не может находиться вне процедуры исполнения решения.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, изложенные обстоятельства, учитывая, что на балансе Администрации Южского муниципального района свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, пригодных для предоставления по договору социального найма, не имеется, приобретение жилого помещения осуществляется за счет доведенных лимитов субвенций, специально предоставленных из бюджета Ивановской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, а также находится в зависимости от предложений на рынке жилья, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу, что в данном случае Администрацией Южского муниципального района предприняты и предпринимаются возможные меры для исполнения решения суда и предоставления жилого помещения ФИО10
Поскольку действия Администрации Южского муниципального района не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательства, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, в действиях истца не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства по предоставлению жилого помещения, на воспрепятствование действиям судебного пристава, отсутствует виновное неисполнение в установленный срок решения суда, что являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкции в виде взыскания исполнительского сбора, суд считает возможным освободить истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Администрации Южского муниципального района Ивановской области к начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11, и Управлению ФССП России по Ивановской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Администрацию Южского муниципального района Ивановской области от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Южскому, Палехскому и Пестяковскому районам УФССП России по Ивановской области ФИО11, «о взыскании исполнительского сбора по исполнительному документу неимущественного характера и установлении нового срока исполнения» от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Шашкова
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ