Дело № 2-589/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка 2 октября 2023 г.
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Мозговца П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Скляровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетическогог комплекса администрации Волгограда к Никитенко Сергею Владимировичуо о возложении обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного домового газового оборудования,
у с т а н о в и л:
департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетическогог комплекса администрации Волгограда (далее – департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда), в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда», обратился в суд с настоящим иском к Никитенко С.В., указав, что последний является нанимателем находящейся в собственности Волгоградской области квартиры <адрес> и, как его законный пользователь, несёт ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Однако, согласно информации, поступившей из инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в указанном жилом помещении ответчиком не заключён.
В связи с изложенным и в силу подложений пункта 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ просит суд обязать Никитенко С.В. – нанимателя квартры <адрес> в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: <адрес>, - в соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410.
Представитель истца департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие и направлении в его адрес копии принятого по нему судебного решения.
На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Никитенко С.В., извещённый о времени и месте рассмотрения дела по двум адресам, указанным в исковом заявлении – <адрес> (почтовый идетнтификатор 80090988069539), и по месту регистрации – <адрес> (почтовый идентификатор 80090988069546), в судебное заседание не явился. Согласно отчётам отслеживания отправления с с указанными почтовыми идентификаторами конверты с судебными извещениями о времени и месте рассмотрения дела, направленные в указанные адреса ответчика заказными письмами с уведомлениями о вручении, возвращены в суд, в связи с истечением срока их хранения в почтовом отделении (л. д. 52, 54, 58, 60-61, 62-63).
В соответствии с частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении и др.
Применительно к части 2 статьи 117 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чём свидетельствует его возврат по истечению срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Согласно статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (часть 1).
При этом суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (пункт 4).
На основании пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства следует, что участники гражданского процесса свободны в реализации предоставленных им процессуальных прав, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ответчик НтикитенкоС.В., не являясь по извещению в почтовое отделение за получением судебной корреспонденции, указанным образом распорядился своими процессуальными правами и, в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ, имеются основания для рассмотрения дела в её отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с договором найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 1634/2020 от 31 июля 2020 г. (далее - договор найма жилого помещения) Никитенко С.В. является нанимателем жилого помещения, находящегося в собственности Волгоградской области на основании государственной регистрации права от 19 июня 2020 г. № 34:34:070001:697334/210/2020-3, расположенного по адресу: Волгоград, <адрес>.
В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного в наём (пункт 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения (пункт 2 части 3 статы 67 ЖК РФ), поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт этого помещения (пункт 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ).
Поскольку техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, оно не может возлагаться на наймодателя.
Пунктом 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, пряямо предусмотрено, что именно пользователь, то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях, обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Подпунктами «и», «к» пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 (далее - Правила № 549), также определено, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учёта газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; а также надлежаще техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасной при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 (далее - Правила № 410), техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно подпункту «в» пункта 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении внутриквартирного газового оборудованя является собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Аналогичные требования включены и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства РФ от мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), в силу которых газоснабжение потребителя осуществляется при условии надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газовгого оборудования, которые должны осуществляться специализированной организации по соответствующим договорам, заключённым в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателе такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования (пункт 131 Правил № 354).
Из иложенного следует, что именно наниматель, как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несёт ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Согласно информации, поступившей из инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области за № 04-01-06- 04/1043) от 15 июня 2023 г., договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: <адрес>, не заключен.
Статьей 20 ЖК РФ и пунктом 89 Правил № 410 контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутри домового и внутриквартирного газового оборудования возложен на органы государственного жилищного надзора.
Законом Волгоградской области от 10 янвааря 2014 г. № 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда (за исключением муниципального жилищного фонда), а именно: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; жилым помещениям, их использованию и содержанию; использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27 июля 2022 г. № 70/1045 «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28 мая 2014 г. № 13/393 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администраций Волгограда», опубликованого в газете «Городские вести. Царицын – Сталинград - Волгоград» № 83 от 30 июля 2022 г., департамент жилищно-коммунального хозяйства й топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент) является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса; осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами; индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении, утверждённого распоряжением Департамента от августа 2022 г. № 125-р, Управление является функциональным структурным подразделением Департамента, уполномоченного осуществлять функции по муниципальному жилищному контролю, регионально, государственному жилищному контролю (надзору) и региональному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках переданных полномочий, в соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственношго жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
Газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со сторон человека. Отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц - пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц.
В связи с излодженным, суд соглашается с доводами истца и полагает заявленные им к ответчику вышеприведённые исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления по настоящему делу.
Согласно статье 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу положений главы 25.3 НК РФ суд не находит оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины или её снижения, в связи с чем, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с Никитенко С.В. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования – Дубовского муниципального района Волгоградской области государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░