Дело № 11-287/2023
Уникальный идентификатор дела 27MS0066-01-2023-004668-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Хабаровск 22 ноября 2023 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Львовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» к Беляловой Анастасии Владимировне о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты сумм полученного пособия по безработице с апелляционной жалобой истца краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» на заочное решение мирового судьи судебного участка № исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) по гражданскому делу №,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» (далее ЦЗН) обратилось в суд с иском к Беляловой А.В. о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде излишне полученного пособия по безработице.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Белялова А.В. обратилась в ЦЗН с целью содействия в поисках подходящей работы. В период действия на территории Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме путем заполнения заявления в электронной форме в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Белялова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве безработного с назначением пособия по безработице на 3 месяца в размере 5 400 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1800 рублей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о трудовой деятельности Беляловой А.В. до ДД.ММ.ГГГГ в ЦЗН отсутствовали.
В соответствии со сведениями, полученными ЦЗН из ПФР ДД.ММ.ГГГГ (портал «Работа в России»), ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена в УФПС <адрес>, таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность, однако о факте осуществления трудовой деятельности в ЦЗН не сообщила. После получения сведений о трудоустройстве ответчика, приказами ЦЗН ответчик была снята с регистрационного учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ и ей была прекращена выплата пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом сумма излишне выплаченного пособия составила 4 180,65 рублей.
Истец КГКУ «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» просил взыскать с Беляловой А.В. денежные средства в виде незаконно полученного пособия по безработице в размере 4 180,65 рублей.
Истец ЦЗН в судебное заседание суда первой инстанции своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял. В исковом заявлении содержится просьба истца о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчик Белялова А.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьями 167, 233 ГПК РФ мировой судья рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, их представителей в порядке заочного производства.
Заочным решением мирового судьи судебного участка № исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) по гражданскому делу № исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» к Беляловой А.В. о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты сумм полученного пособия по безработице оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с заочным решением от ДД.ММ.ГГГГ, истец краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» обратился в суд с апелляционной жалобой на решение.
Требования жалобы мотивированы следующим.
С заочным решением истец не согласен и считает его незаконным, необоснованным, полагает, что имеются основания для его отмены.
По мнению суда, КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> не было доказано, что ответчику было разъяснено о том, кто в силу статьи 2 Закона о занятости населения является занятым, и кроме того, КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> не доказано, что он уведомил ответчика о необходимости сообщения о трудоустройстве.
Суд полагает, что поскольку в форме заявления в электронной форме у ответчика была обязанность по сообщению достоверных сведений только при подаче заявления в электронном виде, то и сообщать об изменении обстоятельств, влияющих на выплату пособия по безработице Ответчик была не обязана.
На основании этого суд делает вывод, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Данные выводы суда не верны.
Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение - данный принцип был прямо закреплен в ст. 67.4 Конституции Российской Федерации - России 1978 года. В настоящее время в российском праве отсутствует специальная норма, прямо закрепляющая этот принцип, но его практическое значение сохраняется. Рассматриваемый принцип позволяет добиться равенства всех перед законом, неотвратимости ответственности и тем самым предупреждать совершение новых правонарушений.
Принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» базируется на следующих положениях:
- законы подлежат официальному опубликованию, и это обеспечивает доведение законов до сведения всех лиц;
- обязательность опубликованных законов для всех, равенство всех перед законом. Обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы, а значит, и знакомиться с ними возложена в равной мере на каждого гражданина России, а также на находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
- возможность получения квалифицированной юридической помощи, в том числе гражданином, заинтересованным в получении информации о содержании, толковании, применении законодательства.
Таким образом, у Ответчика Беляловой А.В. до обращения в КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> была возможность ознакомиться с Законом о занятости населения, в том числе с порядком и условиями признания граждан безработными, а также с тем, кому государство гарантирует выплату пособия по безработице (статья 28 Закона о занятости населения) самостоятельно.
Направив в КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> заявление в электронной форме о предоставлении государственной услуги, Ответчик понимала, что на дату обращения она относилась к категории безработных граждан, имеющих право на социальную поддержку, в виде выплаты пособия по безработице в связи с утратой работы и заработка.
Таким образом, Ответчик понимала, что в случае трудоустройства право на дальнейшее состояние на учете в КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> в качестве безработного и получение пособия по безработице, будет ею утрачено.
Обязанность по сообщению достоверных сведений при подаче заявления в электронном виде (предусмотренная формой заявления) не означает, что Ответчик при изменении указанных сведений (либо обстоятельств), безусловно влияющих на выплату (утрату выплаты) пособия по безработице, вправе умолчать о таких изменениях.
Как было указано в исковом заявлении, согласно Постановлению №, в целях поиска подходящей работы граждане обращались в государственные учреждения службы занятости населения с заявлениями в дистанционной форме.
Форма заявления утверждена Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 временных правил Постановления №), в связи с чем, у органов службы занятости отсутствовала возможность внесения в данную форму какой-либо дополнительной информации.
Кроме того, внесение в форму электронного заявления всех положений Закона о занятости населения является чрезмерным.
Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указал, что КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> должно было (согласно Постановлению №), направлять в ПФР запросы для выявления факта трудовой деятельности Ответчика.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6 статьи 31 Закона о занятости населения).
До ДД.ММ.ГГГГ (дата перерегистрации) информация о трудоустройстве Ответчика отсутствовала, на основании этого ей начислялось и перечислялось пособие по безработице.
В исковом заявлении КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> указано (с приложением информации поступившей из ПФР ДД.ММ.ГГГГ), что Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была трудоустроена в УФПС <адрес>, таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность.
Таким образом, КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес> узнал о трудоустройстве Ответчика только ДД.ММ.ГГГГ.
КГКУ ЦЗН <адрес> и <адрес>, после получения информации из ПФР ДД.ММ.ГГГГ о трудоустройстве Ответчика, пособие по безработице после ДД.ММ.ГГГГ не начислялось и не перечислялось.
Таким образом, все выводы суда основаны на неправильном токовании норм действующего законодательства в сфере занятости населения.
Вместе с тем, именно неправильное применение и толкование законодательства привело к принятию судом незаконного судебного акта.
Истец просит суд апелляционной инстанции отменить заочное решение мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца не явился, истец извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Белялова А.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции. Свою позицию по апелляционной жалобе не высказала.
В силу положений ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя истца-заявителя апелляционной жалобы, ответчика.
Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции полагает необходимым заочное решение мирового судьи судебного участка № исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) по гражданскому делу № по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» к Беляловой Анастасии Владимировне о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты сумм полученного пособия по безработице оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно статье 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Мировым судьей нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, в том числе безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Мировым судьей верно оценены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка.
Так мировым судьей установлено, что Белялова А.В. ДД.ММ.ГГГГ путем заполнения электронной формы, утвержденной Минтруда и соцзащиты РФ, обратилась с заявлением в ЦЗН о содействии в поиске работы.
Приказом Инспектора ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ Белялова А.В. признана безработным гражданином, ей назначено пособие по безработице на период 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующих размерах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5400 рублей; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1800 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках межведомственного взаимодействия в ЦЗН поступила информация о том, что Белялова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена в УФПС <адрес> оператором связи 1 класса, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ЦЗН вынесен приказ о снятии с регистрационного учета Беляловой А.В. в связи с признанием гражданина занятым. Одновременно с указанным приказом, инспектором ЦЗН ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ прекращении выплаты Беляловой А.В. пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ.
По запросу суда истцом предоставлены скрин-шоты электронной формы обращения, утвержденной Минтруда и соцзащиты РФ, которая подлежит заполнению гражданином при его регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных.
Так, из представленных скрин-шотов следует, что гражданин, желающий получить статус безработного в целях поиска подходящей работы заполняет данные о себе (ФИО, дата, место рождения, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, указывает пол); выбирает резюме, на основании которого центр занятости населения будет искать работу, либо создает резюме; указывает сведения по последнему месту работы; указывает свой социальный статус (гражданин предпенсионного возраста, инвалид, гражданин, относящийся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, гражданин, имеющий ребенка (детей) в возрасте до 18 лет); указывает адрес места жительства; указывает место оказания услуги (<адрес>); выбирает способ получения услуги; указывает способ связи (тел., адрес эл.почты); а затем проставляет «галочки» о том, что соискатель работы и статуса безработного уведомлен о необходимости предоставления достоверных сведений.
В частности, из представленного истцом скрин-шота электронной формы обращения, утвержденной Минтруда и соцзащиты РФ, следует, что гражданин, желающий получить статус безработного в целях поиска подходящей работы предупреждается о том, что он не относится к категории граждан, которые не могут быть безработным, а именно по возрасту (до 16 лет); получающим пенсию по старости или за выслугу лет, находящимся в местах лишения свободы или на исправительных работах, работающим по трудовому договору, выполняющим оплачиваемую работу или реализующим продукцию по договорам, являющимся индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом и самозанятым, проходящим военную или альтернативную гражданскую службу, обучающимся по очной форме обучения, занятым в подсобных промыслах, членом крестьянско-фермерского хозяйств, производственных кооперативов, артелей, учредителем организаций, кроме некоммерческих без права получения дохода от деятельности.
Далее такой гражданин предупреждается и дает свое согласие на обработку персональных данных в целях принятия решения по обращению и предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе направления данного обращения в государственный орган (государственное учреждение службы занятости населения или должностному лицу в компетенции которых входит решение поставленных в обращении вопросов), направления персональных данных потенциальному работодателю в целях подбора подходящей работы.
Затем гражданин, желающий получить статус безработного в целях поиска подходящей работы предупреждается, что в случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в его заявлении, ЦЗН может отказать в постановке на регистрационный учет в качестве безработного.
И наконец, гражданин, желающий получить статус безработного в целях поиска подходящей работы предупреждается, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе при предоставлении недостоверных сведений) ЦЗН имеет право взыскать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке, а последующие материалы будут переданы в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовного дела.
Иных ссылок на предупреждение и уведомление о том, как следует поступать гражданину, обратившемуся в ЦЗН в целях поиска подходящей работы, и поставленному на учет в качестве безработного, в том числе в случае последующего трудоустройства, а также о последствиях неуведомления, электронная форма не имеет. Также электронная форма не имеет сведений о сроках уведомления.
Таким образом, из анализа представленной по запросу суда формы, которую заполняет гражданин, желающий получить статус безработного в целях поиска подходящей работы, в том числе Белялова А.В., следует, что ответчик, вопреки доводам истца, не предупреждался о наличии у него обязанности по уведомлению Центра занятости об отнесении его к категории занятых лиц (не позднее 3 рабочих дней с даты изменений) (п. 18(1) Временных правил).
Представленная электронная форма имеет ссылки лишь на предупреждение о необходимости предоставления достоверных сведений, а также последствий в случае обмана.
Как следует из материалов дела Белялова А.В. на законных основаниях была поставлена на учет в качестве безработной, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действительно занятым гражданином не являлась, что не оспаривается истцом. Сведений о том, что при заполнении электронной формы ДД.ММ.ГГГГ Белялова А.В. предоставила именно недостоверные о себе сведения, либо обманным путем получила пособие, не имеется. Обман предполагает сообщение заведомо ложных сведений. Доказательств того, что Белялова А.В. при постановке на учет в качестве безработного сообщила какие-то недостоверные, ложные о себе сведения, которые повлекли излишнюю выплату пособия, истцом не представлено.
Более того, не доказана истцом и дача ответчику разъяснений о том, кто в силу абз. 2 ст. 2 Закона № является занятым. Не разъяснялось Беляловой А.В. и то, каким образом она должна уведомить ЦЗН в случае трудоустройства.
Как следует из материалов дела, Белялова А.В. при заполнении формы указала все необходимые и достоверные о себе сведения, в связи с чем приказом уполномоченного лица ЦЗН от ДД.ММ.ГГГГ признан гражданином, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработной и ей назначено пособие.
Таким образом, доказательств наличия недобросовестности со стороны Беляловой А.В. при получении спорного пособия истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
Истцом не доказан тот факт, что он предупреждал ответчика о необходимости уведомления ЦЗН в случае трудоустройства, а также о последствиях такого неуведомления.
Более того, проставляя «галочку» в графе, где гражданин, обратившийся в ЦЗН, предупреждается и дает свое согласие на обработку персональных данных в целях принятия решения по обращению и предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе направления данного обращения в государственный орган (государственное учреждение службы занятости населения или должностному лицу в компетенции которых входит решение поставленных в обращении вопросов), представляется, что в случае самостоятельного трудоустройства безработного гражданина, такая информация будет направлена в соответствующие ведомства в порядке информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО3", содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения).
В силу п. 1 ст. 5 указанного Закона государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона о занятости населения (в редакции действовавшей на момент обращения Беляловой А.В.) предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 данного Закона (занятые граждане).
Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).
В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости населения выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (п. 3 Временных правил).
Пунктом 4 Временных правил было предусмотрено, что Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).
Для целей настоящих Временных правил условие о наличии 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, необходимое при определении размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), считается исполненным в случае, если на основании сведений, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, гражданин состоял в трудовых отношениях 6 или более месяцев в течение 12 месяцев, предшествовавших дате представления заявления в электронной форме, либо в случае представления гражданином центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом трудовой книжки (сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке) или документа, ее заменяющего, а также трудовых договоров и служебных контрактов, подтверждающих наличие 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы.
В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).
Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Работодатель по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений (п. 6 Временных правил).
Центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности (п. 17 Временных правил).
При таких обстоятельствах судом не установлено недобросовестности в действиях беляловой А.В., а выплаченные ей денежные средства возврату не подлежат.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заочное решение мирового судьи судебного участка № исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № судебного района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ (мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ) по гражданскому делу № по исковому заявлению краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» к Беляловой Анастасии Владимировне о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты сумм полученного пособия по безработице оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес> и <адрес>» оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.