Дело № 2-563/2022 г.
УИД 33RS0014-01-2022-000331-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2022 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи |
Петрухина М.В. |
при секретаре |
Шевцовой А.П., |
с участием прокурора Громовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Аристова В.А. к департаменту здравоохранения Владимирской области, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» об обязании обеспечить бесплатными лекарственными средствами,
установил:
Муромский городской прокурор, действующий в интересах Аристова В.А. обратился в суд с иском к ГБУЗ ВО "Муромская городская больница (номер)", Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» и просит:
- Обязать ГБУЗ ВО "Муромская городская больница №3" и Департамент здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Аристова В.А., (дата) рождения, в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом (данные изъяты) 160 мг. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, вплоть до момента отмены применения данного медицинского препарата. Решение в указанной части обратить к немедленному исполнению.
-Обязать ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» после получения разнарядок из Департамента здравоохранения Владимирской области финансирования закупки и обеспечения Аристова В.А., (дата) рождения, в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом (данные изъяты) 160 мг. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, вплоть до момента его отмены в порядке. Решение в указанной части обратить к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требований истец указал в иске, что проверкой установлено, что Аристов В.А состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» с диагнозом (данные изъяты). Является (данные изъяты). Имеет право на обеспечение лекарственными препаратами из средств регионального бюджета по имеющемуся заболеванию.
В соответствии с протоколом заседания (данные изъяты) ГБУЗ ВО «Областной клинический (данные изъяты)» от (дата) Аристову В.А. рекомендован лекарственный препарат (данные изъяты) 160 мг. в сутки.
(дата) ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» Аристову В.А. выписан рецепт на лекарственный препарат (данные изъяты) 160 мг.
С рецептом от (дата) Аристов В.А. обратился в ЗАО «Муром-Фармация» за получением вышеуказанного лекарственного препарата, в связи с отсутствием препарата в учреждении рецепт принят на отсроченное обслуживание.
На момент предъявления искового заявления Аристов В.А. необходимым лекарственным препаратом не обеспечен.
Данный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.
В результате ненадлежащей организации ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» обеспечения Аристова В.А. льготным лекарственным препаратом, а также несвоевременной закупкой лекарственного препарата (данные изъяты) ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» нарушены его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст.ст. 39, 41 Конституции РФ.
Определением суда от 03.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ЗАО «Муром-Фармация».
Определением суда от 25.03.2022 принят отказ Муромского городского прокурора от иска в части требований к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» об обязании обеспечить бесплатными лекарственными средствами, производство по делу в части требований к ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» прекращено.
Прокурор Громова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила удовлетворить.
Истец Аристов В.А. в судебном заседании (до объявления перерыва) исковые требования прокурора поддержал.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что предъявлены одинаковые требования об обеспечении лекарственными препаратами Аристова В.А., как к Департаменту, так и к ГБУЗ ВО «МГБ (номер)», хотя оба ответчика имеют разные полномочия и функции в системе льготного лекарственного обеспечения и действуют в соответствии с разными законодательными актами и требования должны предъявляться соответственно в соответствии с их полномочиями. Как следует из искового заявления в соответствии с протоколом заседания (данные изъяты) ГБУЗ ВО «Областной клинический (данные изъяты)» от (дата) Арисотову В.А. рекомендован лекарственный препарат МННН (данные изъяты) 160 мг, однако сведения о назначении данного лекарственного препарата врачебной комиссией ГБУЗ ВО «МБ (номер)» в исковом заявлении отсутствуют, при этом ГБУЗ ВО «МГБ (номер)» в письме от (дата) (номер) указывает, что заседание врачебной комиссии в отношении Аристова В.А., на котором определена его потребность в лекарственном препарате МНН « (данные изъяты) 160 мг» проведено (дата). Департамент, в целях своевременного обеспечения Аристова В.А. лекарственным препаратом МНН « (данные изъяты)», учитывая то обстоятельство, что закупка лекарственных препаратов, ввиду соблюдения процедуры закупки, носит длительный характер, разъяснил ГБУЗ ВО «МГБ (номер)», что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 ода, ГБУЗ ВО «МГБ (номер)» имеет возможность направить Аристова В.А. на госпитализацию в дневной стационар. В свою очередь, ГБУЗ ВО «МГБ (номер)» в сопроводительном письме от (дата) (номер) пояснила Департаменту, что в настоящее время планируется вызов Аристова В.А. для оформления направления на госпитализацию его в дневной стационар ЦАОП ГБУЗ ВО «Муромская ГБ (номер)». Считает, что в настоящее время обязательства Департамента по льготному лекарственному обеспечению выполнены, требования истца в отношении Департамента не подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на иск указал, что лекарственный препарат « (данные изъяты)» за истекший период с 2021 года закупался неоднократно (централизованно) и был поставлен в уполномоченные аптечные пункты ООО «Медилон-Фармимэкс», которое располагает информацией об отпущенных рецептах на имя Аристова В.А. Информации о потребности пациента Аристова В.А. лечебным учреждением ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» в указанных лекарственных препаратах по МНН, а так же протокола врачебной комиссии лечебного учреждения в адрес учреждения из Департамента здравоохранения ВО не поступало. Считает исковые требования в адрес учреждения не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как права и интересы Аристова В.А. со стороны учреждения нарушены не были.
Представитель третьего лица ЗАО «Муром-Фармация» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, вынесение решения оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 323 - ФЗ к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-03 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее - Закон № 120-03).
Статьей 13 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч.2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.
В силу п.3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Частью 1 ст. 57 Закона № 120-03 установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее по тексту также - Перечень), обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
Установлено, что Аристов В.А. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» с диагнозом (данные изъяты). Является (данные изъяты). Имеет право на обеспечение лекарственными препаратами из средств регионального бюджета по имеющемуся заболеванию.
В соответствии с протоколом заседания (данные изъяты) ГБУЗ ВО «Областной клинический (данные изъяты)» от (дата) Аристову В.А. рекомендован лекарственный препарат (данные изъяты) 160 мг в сутки.
(дата) ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» Аристову В.А. выписан рецепт на лекарственный препарат (данные изъяты) 160 мг.
С рецептом от (дата) Аристов В.А. обратился в ЗАО «Муром-Фармация» за получением вышеуказанного лекарственного препарата, в связи с отсутствием препарата в учреждении рецепт принят на отсроченное обслуживание.
На момент предъявления искового заявления Аристов В.А. необходимым лекарственным препаратом не обеспечен.
Данный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации области от 28.12.2020 № 891 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 года.
В разделе 1 Программы № 891 указано, что источники финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства обязательного медицинского страхования.
Приложением 4 к Программе (номер) утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входит препарат Энзалутамид.
Финансирования обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является департамент здравоохранения Владимирской области.
В силу п. 2 распоряжения департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 распределение ассигнований, начиная с 01.01.2021 утверждено ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» на предоставление субсидий на иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки. Таким образом, в период начиная с 2021 года осуществление закупок лекарственных средств в 2021 году производится централизованно ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области».
В результате ненадлежащей организации ГБУЗ ВО «Муромская городская больница (номер)» обеспечения Аристова В.А. льготным лекарственным препаратом, а также несвоевременной закупкой лекарственного препарата (данные изъяты) ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» нарушены его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст.ст. 39, 41 Конституции РФ.
Таким образом, необеспечение истца лекарственным препаратом влечет существенное нарушение его прав на получение медицинской помощи бесплатно, что противоречит проводимой Российской Федерацией политике в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при реализации национального проекта «Здравоохранение».
Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией РФ и федеральными законами социальных гарантий.
Таким образом, исковые требования Муромского городского прокурора об обязании Департамента здравоохранения Владимирской области принять меры к бесплатному обеспечению Аристова В.А., лекарственным препаратом (данные изъяты) 160 мг. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям, вплоть до момента отмены применения данного медицинского препарата и обязании ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» по осуществлению после получения от Департамента здравоохранения Владимирской области финансирования закупки и обеспечения Аристова В.А., (дата) рождения, в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом (данные изъяты) 160 мг. на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом её заболевания и назначения по медицинским показаниям, вплоть до момента его отмены в порядке, подлежат удовлетворению.
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
В соответствии со ст. 103 ГПК с ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб. в бюджет округа Мурома.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) 160 ░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., (░░░░) ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) 160 ░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░