Судья: Митина Е.А. гр. дело №33-3057/2019
(номер дела суда первой инстанции 2-4578/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда, в составе:
председательствующего – Евдокименко А.А.,
судей – Ромасловской И.М., Сафоновой Л.А.,
при секретаре – Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Майорова П.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 17 декабря 2018 года, которым постановлено:
«исковые требования Майорова П.В. к УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара оставить без удовлетворения»,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ромасловской И.М., пояснения истца Майорова П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы представителя УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара Митусовой О.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Майоров П.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара, в котором с учетом изменений в порядке ст.39 ГПК РФ, просил признать решения УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№ и от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе во включении в специальный стаж периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода обучения в Куйбышевском энергетическом техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконными; включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в Куйбышевском энергетическом техникуме с 1975 года по ДД.ММ.ГГГГ; включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работы в местности, приравненной к районам Крайнего севера; возложить на УПФ РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара обязанность о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, решениями Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара ему отказано в зачете в специальный стаж при назначении пенсии периодов службы в армии и периодов обучения в Куйбышевском энергетическом техникуме по специальности инженерная геодезия. Считает указанные решения Пенсионного фонда незаконными.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, истец Майоров П.В. обратился с апелляционной жалобой в которой просит решение Октябрьского районного суда г.Самары от 17.12.2018 года отменить и принять новое решение, указав, что оспариваемое решение является необоснованным и постановленным с нарушением норм материального права.
Заслушав участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Судом первой инстанции установлено, что решением Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №№ в специальный стаж Майорова П.В. по Списку 2 засчитаны следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве мастера участка на новом строительстве СМП №№ «УС №30»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве оператора по добыче нефти и газа в НГД «Жигулевскнефть» ПО «Куйбышевнефть» (5 лет 4 мес. 7 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочего 4 разряда отдела топографии в Ангарской комплексной изыскательской экспедиции (3 мес. 1 день); всего по Списку 2 с учетом суммирования периодов работы – 5 лет 7 месяцев 8 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Майоров П.В. вновь обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ №№ к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцу отказано во включении в специальный страховой стаж периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на том основании, что отсутствует документальное подтверждение службы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, поступления на работу в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности (после увольнения из армии); перерыва между увольнением с военной службы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях не более 3 месяцев.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцом также подавалось заявление в Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Октябрьском и Советском районах г.о. Самара о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Дополнением от ДД.ММ.ГГГГ №№ к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцу отказано во включении в его специальный страховой стаж периода обучения в техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием по достижении возраста 58 лет требуемого стажа работы – 6 лет 3 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда. Отмечено при этом, что должность «рабочий» Списком №2 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена, в связи с чем не представляется возможным приравнять период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период обучения приравнивается к работе, которая следовала за окончанием периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но поскольку должность «рабочий» Списком №2 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена, то приравнять период обучения в техникуме к работе в экспедициях, партиях, отрядах, непосредственно на полевых, геологоразведочных работах не представляется возможным.
В период прохождения истцом военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590.
Названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В подп.«к» п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года №590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп.«а» и «б» п.16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подп.«в» п.16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Майоров П.В. проходил обучение в Куйбышевском энергетическом техникуме.
После прохождения службы, согласно трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ он принят геодезическим работником 5 разряда на участок №1 СМП-712. С ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность мастера участка №1.
В соответствии с представленной в дело архивной справкой о трудовом стаже от ДД.ММ.ГГГГ строительно – монтажный поезд №712 являлся структурным подразделением ФГУП «Управление строительством №30». Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.06.1978 года №487-152 на трудящихся Управления распространены льготы местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.1978 года №487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в ЗАТО г.Межгорье, выполняющих госзаказ, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 года №561 «О строительстве Байкало – амурской магистрали». В свою очередь Постановление №561 устанавливало районный коэффициент 1.7 и распространяло условия оплаты труда и льготы, установленные для лиц, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Таким образом, само по себе ЗАТО не является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Льготы и районный коэффициент распространяются не в связи с географическим положением и климатическими условиями, а в связи с выполнением лицами определенной трудовой функции.
Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1995 года №687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО, были сохранены ранее предоставленные льготы.
Следовательно, гражданам, ранее работавшим на государственных предприятиях и учреждениях г.Межгорья, но проживающим в настоящее время за его пределами, не могут быть представлены льготы, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для отнесения периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Соответственно не имеется правовых оснований для удовлетворения требований истца о включении в его специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Включение в стаж периода обучения в техникумах предусмотрен подп.«и» п.109 данного Положения, но при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подп.«к» (абзац 2 п.109 Положения).
Как следует из материалов дела, работа истца в качестве геодезического работника 5 разряда на участок №1 СМП-712 и служба в составе Вооруженных Сил СССР следовали за периодом обучения истца в Куйбышевском энергетическом техникуме, а не предшествовали ему. Работа истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочего 4 разряда отдела топографии в Ангарской комплексной изыскательской экспедиции осуществлялась в период обучения в целях прохождения производственной практики и данные периоды уже учтен ответчиком в специальный стаж Майорова П.В.
Таким образом, установленные Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий требования в отношении спорных периодов обучения истца в Куйбышевском энергетическом техникуме не соблюдены.
В связи с изложенным выше оснований для включения указанного периода учебы в льготный стаж работы истца не имеется.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст.330 ГПК РФ, отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании вышеуказанного и, руководствуясь ст.ст.328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Самары от 17 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Майорова П.В.– без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: