Дело № 2-3940/2023 УИД 53RS0022-01-2023-003217-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Глумсковой В.Д.,
с участием истца Тимофеевой В.В., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области – Кондратюк Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тимофеевой ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Тимофеева В.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о включении периодов работы: с 18 июля 1994 года по 17 августа 1997 года в должности фельдшера скорой помощи Уторгшской больницы; с 02 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры стерилизационной Уторгшской больницы; с 25 ноября 2002 года по 06 марта 2004 года в должности палатной медицинской сестры; с 09 сентября 2004 года по 09 августа 2007 года в должности фельдшера; с 20 августа 2007 года по 01 июля 2015 года в должности заведующей-фельдшер; с 02 июля 2015 года по 30 сентября 2018 года, а также с 08 октября 2018 года по 02 декабря 2020 года и с 03 декабря 2020 года по 04 декабря 2020 года в должности медицинской палатной сестры в Солецком филиале «Противотуберкулезного санатория», с 05 декабря 2020года по 23 марта 2022 года в должности медицинской палатной сестры в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что 24 февраля 2022 года Тимофеева В.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 12 апреля 2023 года Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области отказал в установлении досрочной пенсии, в своем решении ответчик ссылается, что выписка из индивидуального лицевого счета Тимофеевой В.В. не содержит сведений о льготном характере работы.
Истец Тимофеева В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по мотивам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что оспаривает все решения Отделения (от 11 мая 2022 года, от 12 апреля 2023 года, от 12 апреля 2023 года) и имеет право на назначение пенсии, как медицинский работник. Истцу было разъяснено право уточнить исковые требования, от уточнения исковых требований истец отказалась.
Представитель ответчика Отделения Кондратюк Т.П. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее – Федеральный закон N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2023 году и в последующие годы достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию при разрешении вопроса о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, являются: дата возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, а также дата истечения срока отложения права на назначение пенсии.
Судом из письменных материалов дела установлено, что 24 марта 2022 года Тимофеева В.В. обратилась в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 52286/22 от 11 мая 2022 года Отделением принято решение об отказе в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Основанием для отказа послужило отсутствие необходимого стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях, предусмотренных «Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно начисляется страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665.
На дату обращения (24 марта 2022 года) специальный стаж Тимофеевой В.В. составил 24 года 01 месяц 05 дней, при требуемом стаже 25 лет.
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы:
- с 18 июля 1994 года по 17 августа 1997 года в должности фельдшера скорой помощи Уторгшской больницы;
- с 02 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской сестры стерилизационной Уторгшской больницы;
- с 25 ноября 2002 года по 06 марта 2004 года в должности палатной медицинской сестры;
- с 09 сентября 2004 года по 09 августа 2007 года в должности фельдшера;
- с 20 августа 2007 года по 01 июля 2015 года в должности заведующей-фельдшер;
- с 02 июля 2015 года по 30 сентября 2018 года, а также с 08 октября 2018 года по 02 декабря 2020 года и с 03 декабря 2020 года по 04 декабря 2020 года в должности медицинской палатной сестры в Солецком филиале «Противотуберкулезного санатория»;
- с 05 декабря 2020 года по 23 марта 2022 года в должности медицинской палатной сестры.
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены периоды работы:
- с 01 ноября 1990 года по 03 декабря 2000 года в должности медицинской сестры стерилизационной на 0,5 ставки;
- с 18 августа 1997 года по 01 сентября 1998 года отпуск по уходу за ребенком;
- с 04 декабря 2000 года по 30 сентября 2001 года отпуск по уходу за ребенком;
- с 01 октября 2001 года по 24 ноября 2002 года медицинская сестра стерилизационной на 0,5 ставки;
- с 07 марта 2004 года по 08 сентября 2004 года на 0,5 ставки;
- с 01 октября 2018 года по 07 октября 2018 года рабочая по текущему ремонту зданий.
Таким образом, периоды работы, которые заявлены истцом для включения, уже включены Отделением в ее стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения вышеуказанным решением Отделения, а потому правовых оснований для дополнительного их включения судом не имеется.
Как усматривается из искового заявления, требований о включении в специальный стаж периодов работы с 01 ноября 1990 года по 03 декабря 2000 года, с 18 августа 1997 года по 01 сентября 1998 года, с 04 декабря 2000 года по 30 сентября 2001 года, с 01 октября 2001 года по 24 ноября 2002 года, с 07 марта 2004 года по 08 сентября 2004 года, с 01 октября 2018 года по 07 октября 2018 года истец не заявляла.
Поскольку имеющийся у истца специальный стаж на дату подачи заявления (24 марта 2022 года) составлял менее необходимого, предусмотренного пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, оснований для назначения истцу страховой пенсии по старости не имелось.
Требуемый стаж выработан истцом 18 февраля 2023 года, но с учетом указанных в Приложении 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ положений, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникнет у истца только 18 февраля 2028 года (18 февраля 2023 года + 60 месяцев), то есть через 60 месяцев со дня возникновения права на пенсию с даты обращения за ее назначением при наличии необходимого стажа.
В связи с тем, что такая дата еще не наступила, оснований для назначения истцу досрочно страховой пенсии по старости у суда не имеется, а потому в указанной части суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, а доводы истца о том, что ей должна быть назначена пенсия основаны на ошибочном толковании положений пенсионного законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом б пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2017 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно разделу XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях имеют работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах - средний и младший медицинский персонал (код 2260000а).
Пунктом 3 Постановления N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ, осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
21 февраля 2023 года и 04 апреля 2023 года Тимофеева В.В. также обращалась в Отделение с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости без указания основания, по которому она просит назначить пенсию.
Из объяснений представителя Отделения следует, что учитывая имеющийся отказ в установлении пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, оформленный Решением № 52286/22 от 11 мая 2022 года, которым также установлено, что с учетом указанных в Приложении 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ положений, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию возникнет у истца только в 2028 году, по поступившему от истца заявлению был рассчитан специальный стаж работы, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решениями № 32226/23 от 12 апреля 2023 года и № 56211/23 от 12 апреля 2023 года Отделением отказано в установлении истцу пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Указанные Решения содержат одинаковые доводы и указания.
Основаниями для отказа послужило отсутствие необходимого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
На даты обращения (21 февраля 2023 года и 04 апреля 2023 года) специальный стаж Тимофеевой В.В. на работах с тяжелыми условиями труда составил 07 лет 07 месяцев 13 дней, при требуемом стаже 10 лет.
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по указанному выше основанию, включены периоды работы с 01 июля 2015 года по 30 сентября 2018 года, а также с 08 октября 2018 года по 20 февраля 2023 года в должности медицинской палатной сестры в Солецком филиале «Противотуберкулезного санатория».
В специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по указанному выше основанию, не включены период работы с 01 октября 2018 года по 07 октября 2018 года, так как выписка из индивидуального лицевого счета не содержит сведений о льготном характере работы.
Таким образом, часть периодов работы, а именно с 01 июля 2015 года по 30 сентября 2018 года, а также с 08 октября 2018 года по 20 февраля 2023 года, которые заявлены истцом для включения, уже включены Отделением в ее стаж на работах с тяжелыми условиями труда вышеуказанным решением Отделения, а потому правовых оснований для дополнительного их включения судом не имеется.
Относительно включения периодов работы с 18 июля 1994 года по 17 августа 1997 года; с 02 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года; с 25 ноября 2002 года по 06 марта 2004 года; с 09 сентября 2004 года по 09 августа 2007 года; с 20 августа 2007 года по 01 июля 2015 года в специальный стаж работы, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, суд учитывает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статей 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04 декабря 1997 года.
Таким образом, спорные периоды работы истца с 02 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года; с 25 ноября 2002 года по 06 марта 2004 года; с 09 сентября 2004 года по 09 августа 2007 года; с 20 августа 2007 года по 01 июля 2015 года имели место после регистрации ее в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем в силу требований пенсионного законодательства в обязательном порядке должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды работы с 02 сентября 1998 года по 31 октября 1999 года; с 25 ноября 2002 года по 06 марта 2004 года; с 09 сентября 2004 года по 09 августа 2007 года; с 20 августа 2007 года по 01 июля 2015 года не содержат кода льготной работы (работы в тяжелых условиях труда) в графе особые условия труда; за спорные периоды имеется только код осуществления лечебной деятельности для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
За период с 18 июля 1994 года по 17 августа 1997 года в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства факта работы истца в тяжелых условиях труда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, женщине, достигшей возраста 50 лет, для назначения досрочной страховой пенсии по старости необходимо иметь 20 лет страхового стажа, не менее 10 лет специального стажа в тяжелых условиях труда.
На даты обращения в Отделение (21 февраля 2023 года и 04 апреля 2023 года) Тимофеева В.В. не достигла возраста 50 лет и продолжительность ее специального стажа составляла 07 лет 07 месяцев 13 дней, в связи с чем оснований для назначения ей пенсии у Отделения не имелось. Не имеется таких оснований и на дату рассмотрения настоящего дела.
Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, право на досрочную пенсию в связи с работой с тяжелыми условиями труда возникнет у истца в возрасте 51 года при наличии 8 лет льготного стажа таких работ, то есть не ранее 16 августа 2024 года.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.
Вместе с тем таких оснований для выхода за пределы заявленных исковых требований у суда не имеется.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Тимофеевой ФИО8 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина
Мотивированное решение составлено 05 июля 2023 года.