Судья Жуков К.М. Дело № 7р-657/2023
Р Е Ш Е Н И Ег. Красноярск «19» июля 2023 г.
Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Антонова А.А. на решение судьи Зеленогорского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Искра»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю № 01-081 от 14 января 2022 г. Общество с ограниченной ответственностью «Искра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.
Решением судьи Зеленогорского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2022 г. указанное постановление оставлено без изменения, а поданная на него законным представителем Зыковым Д.А. жалоба – без удовлетворения.
В поданной в краевой суд жалобе защитник Антонов А.А. просит вынесенные по делу постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, полагая недоказанным невыполнение мероприятий по защите земель, нарушение плана мероприятий по сохранению и воспроизводству земель, данные о предоставлении которого в деле отсутствуют, обращая внимание на неуказание в постановлении конкретных требований, которые ООО «Искра» нарушило, и какие мероприятия по охране земель оно должно было провести, безосновательность ссылок на нарушение ООО «Искра» ГОСТ 16265-89, который не возлагает никаких обязанностей на собственников земельных участков.
В судебном заседании защитник Антонов А.А. на удовлетворении жалобы настаивал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам:
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечёт наложение административного штрафа в том числе на юридических лиц в размере от четырёхсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 13 названного кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания в том числе сорными растениями (подпункты 1 и 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацам первому, второму, четвёртому и восьмому статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия в частности по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей на момент совершения правонарушения редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 477-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений установленная этим законодательством обязанность по проведению мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями в целях недопущения негативного воздействия на земли и почвы вследствие такого зарастания возложена в том числе на арендаторов земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для использования под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, занятие многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечёт административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как это усматривается из материалов дела, основанием привлечения находящегося в г. Зеленогорск Красноярского края Общества с ограниченной ответственностью «Искра» к административной ответственности по настоящему делу послужили полученные по результатам проведения должностным лицом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом - выездного обследования данные о частичном (на площади 256,76 га) зарастании находящегося во временном пользовании на основании заключённого на срок с 10 апреля 2017 г. по 9 апреля 2022 г. зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости 29 июня 2017 г. договора аренды находящихся в муниципальной собственности земельных участков № 25/7 земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешённым видом использования для сельскохозяйственного производства площадью 335,9517 +/- 1,6038 га с кадастровым номером 24:32:0302008:83, расположенного в Рыбинском районе Красноярского края, примерно в 3,45 км от с. Новокамала по направлению на северо-запад, сорными растениями (полынь обыкновенная, ежа сборная, кипрей, лопух большой, бодяк полевой, тысячелистник обыкновенный, пастернак, льнянка, тимофеевка луговая, щавель курчавый, осот полевой), в том числе (полынь обыкновенная, бодяк полевой, тысячелистник обыкновенный, осот полевой) входящих в Перечень сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации», представленными сухостоем трав до 1 м высотой с образованными семенами, что, по мнению должностных лиц Россельхознадзора, свидетельствует о неуничтожении сорных растений в течение вегетационного периода 2021 года и прохождении ими всех фаз роста и развития от всходов до образования семян, и в совокупности с непредставлением ООО «Искра» указанных в полученных последним 24 ноября 2021 г. требовании и решении о проведении внеплановой документарной проверки от 22 ноября 2021 г. документов, фото-, видеосъёмки, подтверждающих проведение ООО «Искра» мероприятий по защите земель от зарастания сорной растительностью на части земельного участка с кадастровым номером 24:32:0302008:83 на площади 256,76 га расценено как невыполнение в нарушение подпунктов 1 и 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной растительностью, по воспроизводству плодородия земель на указанному земельном участке.
В основу вывода о невыполнении арендатором земельного участка ООО «Искра» обязательных мероприятий по охране земель от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, выразившемся в непринятии указанных, вопреки доводам жалоб, в обжалованном постановлении предупредительных, истребительных и иных мер по борьбе сорняками, повлекшем зарастание земельного участка сорными растениями, положены данные оформленного в виде заключения по результатам внепланового выездного обследования от 21 октября 2021 г. протокола осмотра земельного участка (л.л.д.25-26) с приложенными к нему картой-схемой (л.л.д.27-28), фототаблицей (л.л.д.29-33), представленными в краевой суд цветными фотографиями, которыми даже в отсутствие видеозаписи подтверждается факт зарастания указанного в обжалованном постановлении земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям (пашня, возможно сенокос, залежь), сорными растениями с зафиксированным на фотографиях образованием семян, отражёнными также и в акте внеплановой документарной проверки от 8 декабря 2021 г. (л.л.д.42-45), а не только, как полагает автор жалоб, факт непредставления юридическим лицом документов, фото- и видеосъёмки, подтверждающих проведение им мероприятий по защите земель от зарастания сорной растительностью.
Никаких данных, ставящих под сомнение достоверность указанных доказательств, подтверждающих проведение ООО «Искра» в течение вегетационного периода 2021 года мероприятий по борьбе с сорной растительностью на указанном в постановлении земельном участке, материалы дела не содержат и законным представителем юридического лица не представлено.
Таким образом, ООО «Искра» обоснованно признано виновным в невыполнении установленных Земельным кодексом требований о проведении в целях охраны земель обязательных мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями.
Проведение таких мероприятий, вопреки доводам жалоб, не предполагает составление и представление лицу, обязанному проводить указанные мероприятия, плана их проведения, подобно тому, как составление плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с планами, утверждёнными этим федеральным органом исполнительной власти, на основании государственного задания предусмотрено статьёй 15 Федерального закона № 101-ФЗ, поскольку по смыслу приведённых выше положений пункта 2 статьи пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями являются разными мероприятиями.
Изложенное не противоречит позиции, выраженной в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № 86-АД22-3-К2.
По смыслу приведённых норм собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков по своему усмотрению планируют и организуют проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями, в том числе предусмотренные введённым в действие с 1 января 1991 г. Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 г. № 4093, вопреки доводам жалоб с 1 июля 2003 г. до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежащим обязательному исполнению в части, соответствующей указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» целям, к числу которых отнесена охрана окружающей среды, здоровья растений, ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения» предупредительные (направленные на ликвидацию источников и устранение путей распространения сорняков), истребительные (направленные на уничтожение сорняков) и иные меры борьбы с сорняками, принимая во внимание, что показателем выполнения таких мероприятий является недопущение негативного воздействия на земли и почвы сельскохозяйственных угодий вследствие зарастания сорными растениями, то есть недопущение такого зарастания.
При таких обстоятельствах деяние ООО «Искра» по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ квалифицировано верно, поскольку им не исполнено установленное законом требование об обязательном проведении мероприятий по защите земель и охране почв от негативного воздействия, ухудшающего качественное состояние земель, а именно не проводились мероприятия по борьбе с сорной растительностью на арендованных сельскохозяйственных угодьях, что повлекло их зарастание сорными растениями в период пользования ООО «Искра» такими угодьями.
Вместе с тем, доводы защитника о необоснованном вменении юридическому лицу бездействия в части непроведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель заслуживают внимания.
В соответствии с абзацем первым статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее Федеральный закон № 101-ФЗ) в редакции вступившего в силу с 11 августа 2020 г. Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 308-ФЗ, и введённым указанным законом абзацем третьим этой же статьи собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвёртой статьи 15 этого Федерального закона.
Согласно абзацу четвёртому статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 308-ФЗ воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством проведения мелиоративных и иных мероприятий.
В соответствии со статьёй 15 этого же закона государственный учёт показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.
Государственный учёт показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения.
Указанные в части второй этой статьи обследования проводятся федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с планами, утвержденными этим федеральным органом исполнительной власти, на основании государственного задания. Порядок формирования планов проведения указанными учреждениями почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, периодичность таких обследований, а также порядок и объём их проведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учреждения, указанные в этой статье, по результатам проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения составляют план проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Требования к содержанию указанного плана и порядок его составления устанавливаются Правительством Российской Федерации. Составление указанного плана и его предоставление собственнику земельного участка, землепользователю, землевладельцу и арендатору земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляются без взимания платы.
Порядок государственного учёта показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Принимая во внимание, отсутствие в материалах дела сведений о составлении в соответствии с частью четвёртой статьи 15 указанного Федерального закона федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, утверждении таким федеральным органом исполнительной власти плана проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, о доведении такого плана до ООО «Искра», не имеется оснований полагать о возникновении у последнего обязанности проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель на указанном в обжалованном постановлении участке.
То обстоятельство, что ООО «Искра» в соответствии с абзацами первым и вторым статьи 7 указанного Федерального закона имело право проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения наряду с проведением обязательных мероприятий, предусмотренных статьёй 8 этого Федерального закона, и это своё право не реализовало, не может повлечь привлечение его к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, установленной за невыполнение мероприятий, выполнение которых является для арендатора земельного участка обязательным.
Поэтому указание на совершение правонарушения вследствие невыполнения мероприятий по воспроизводству плодородия земель на земельном участке сельскохозяйственного назначения подлежит исключению из вынесенных по делу постановления и решения судьи.
Такое изменение с учётом назначения ООО «Искра» наказания в минимально возможном с учётом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ размере не влечёт изменения указанных актов в остальной части.
Постановление в отношении ООО «Искра» вынесено до истечения годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо иное изменение постановления и решения судьи, при производстве по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю № 01-081 от 14 января 2022 г. и решение судьи Зеленогорского городского суда Красноярского края от 26 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Искра» изменить: исключить из них указание на совершение правонарушения вследствие невыполнения мероприятий по воспроизводству плодородия земель, направленных на сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Эти же постановление и решение в остальной части оставить без изменения, а жалобу защитника Антонова А.А. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.