Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-87/2023 (2-660/2022;) ~ М-595/2022 от 16.12.2022

                                                                                                                                          

                                                                                                                                          № 2-87/2023 ( 2-660/2022)

44RS0014-01-2022-000911-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2023 года                   

Островский районный суд (п. Судиславль) Костромской области в составе:

председательствующего судьи Затынина С.Е.,

при секретаре Григорьевой Э.А.,

с участием помощника прокурора Судиславского района Чепасова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних обучающихся к администрации Судиславского муниципального района Костромской области и к Муниципальному образовательному учреждению «Жваловская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Судиславского района Костромской области проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства     регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних в деятельности МОУ «Жваловская НОШ», расположенного по адресу: <адрес>.

Установлено, что за Учреждением закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>.

Несмотря на вышеуказанные требования закона, МОУ «Жваловская НОШ»     эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Гоcкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Согласно информации, представленной администрацией Судиславского муниципального района МОУ «Жваловская НОШ» осмотр зданий с использованием современных средств технической диагностики не проводился.

Согласно п. 4 ст. 6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, утв. решением Думы города Костромы от 12.04.2012 № 26, учреждения и казенные предприятия, за которыми муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии c целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом c согласия Собственника.

На основании п. 1, 3, 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в     муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, a также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Круг лиц, которые подвергаются данной опасности, не представляется возможным определить, т.к. он является неопределенным (ученики, учителя, родители, гости, др.).

Данное исковое заявление предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц и несовершеннолетних обучающихся учреждения.

B соответствии c ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться c заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокурор вправе обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, a также в интересах граждан, которые в силу возраста не могут сами обратиться в суд (несовершеннолетние).            

Просит суд:

- возложить на МОУ «Жваловская НОШ» обязанность провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года co дня вступления решения суда в законную силу;

- возложить на администрацию Судиславского муниципального района обязанность профинансировать расходы МОУ «Жваловская НОШ» на проведение обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, c использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Чепасов Д.А., исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации Судиславского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также отзыв согласно которого, обследование технического состояния нежилого здания школы МОУ Жваловская НОШ с использованием современных средств технической диагностики не проводилось, финансирование из бюджета района на эти цели не выделялось.

Для исполнения решения суда необходимы средства в размере не менее 450 000 руб. Исковые требования прокурора признают.

Представитель ответчика МОУ Жваловская НОШ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просит дело рассмотреть в его отсутствие, из представленного отзыва на исковое заявление следует, что МОУ «Жваловская НОШ» исковые требования признает, поскольку обследование технического состояния нежилого здания школы не проводилось, финансирование из бюджета района на эти цели не выделялось.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

B силу ст. 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

B соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Статьей 296 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент o безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, a также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент o безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

B соответствии c ч. 6, 7 ст. 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

B случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии c проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения o датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно- технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, o проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этик нарушений.

Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

B соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).

B соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. B дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных c разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) c учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.

При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения o возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстpопильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Порядок проведения контроля за техническим состоянием зданий с использованием     современных технических средств диагностики предусмотрен Сводом правил по проектированию и строительству. Правила обследования несущих конструкций СП 13-102-2003 от 2003-08-21 (далее - СП 13-102-2003 от 2003-08-21) и ГОСТОМ P 53778-2010 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния.

Согласно п. 5.1 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 обследование строительных конструкций зданий и сооружений проводится, как правило, в три связанных между собой этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование; детальное (инструментальное) обследование.

Предварительное (визуальное) обследование сплошное визуальное обследование конструкций зданий и выявление дефектов и повреждёний по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация.

Детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов.

B соответствии с п.4.1 ГОСТа P 31937-2011 «Здания и сооружения Правила обследования и мониторинга технического состояния» обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводятся специализированными     организациями, оснащенными современной приборной базой и имеющими в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

B силу п. 4.5 указанного ГОСТа результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга.

Согласно п. 8.2.2 СП 13-102-2003 от 2003-08-21 для обмерных работ, по мере необходимости, применяются измерительные инструменты: линейки, рулетки, стальные струны, штангенциркули, нутромеры, щупы, шаблоны, угломеры, уровни, отвесы, лупы, измерительные микроскопы, a в случае необходимости используют специальные измерительные приборы: нивелиры, теодолиты, дальномеры, различные дефектоскопы и прочее, a также применяют фотограмметрию. Все применяемые инструменты и приборы должны быть проверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Ответчики иск признали.

Признание иска ответчиком и удовлетворение вследствие этого исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Более того, по мнению суда, это полностью соответствует материалам дела, представленным истцом доказательствам, и может способствовать более быстрому и бесконфликтному разрешению спора. В связи с этим, суд считает необходимым принять признание иска ответчиком.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При этом, согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части такого решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

По мнению суда, МОУ «Жваловская НОШ» эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Гоcкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 современные средства технической диагностики не используются, не смотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.

Согласно информации, представленной администрацией Судиславского муниципального района, МОУ «Жваловская НОШ» осмотр зданий с использованием современных средств технической диагностики не проводился.

Согласно Уставу МОУ «Жваловская НОШ», учредителем последнего является администрация Судиславского муниципального района Костромской области, при этом, финансирование образовательной организации осуществляется учредителем в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Таким образом, обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на образовательную организацию, финансирование указанных мероприятий должно проводиться за счет средств бюджета Судиславского муниципального района Костромской области.

В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить от государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями…

С учетом тяжелого финансового положения, суд считает возможным освободить ответчиков от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,39,173 ГПК Российской Федерации, суд,                                                

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Судиславского района - удовлетворить.

ОбязатьМОУ «Жваловская НОШ» провести обследование технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области профинансировать расходы МОУ «Жваловская НОШ» на проведение обследования технического состояния нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд (п. Судиславль) Костромской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий                                  С.Е. Затынин

2-87/2023 (2-660/2022;) ~ М-595/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Судиславского района Чепасов Д.А.
Ответчики
Администрация Судиславскогомуниципального района Костромской области
МОУ Жваловская НОШ
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Затынин Сергей Егорович
Дело на сайте суда
ostrovsky--kst.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
20.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее