Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 16 февраля 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Филатовой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-834/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Омега» и общества с ограниченной ответственностью «Чистый дом» об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Омега» (далее также ООО «Омега», административный истец, общество) и общество с ограниченной ответственностью «Чистый дом» (далее также ООО «Чистый дом», административный истец, общество) обратились в Самарский областной суд с административным иском, в котором просят установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, расположенных на территории г. Тольятти Самарской области, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере, соответственно, 4 698 669 рублей, 11 406 888 рублей, 13 821 845 рублей, 11 096 701 рубль, 4 073 590 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административные истцы являются собственниками вышеуказанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер их действительной рыночной стоимости, определенной Отчетом об оценке, затрагивая права и обязанности обществ, как плательщиков налога на имущество организаций, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Представители административных истцов, административных ответчиков Правительства Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, а также заинтересованных лиц - ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен письменный отзыв, в котором разрешение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений и отзывов в адрес суда не направили.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела ООО «Омега» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 267,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
ООО «Чистый дом» принадлежат нежилые помещения, расположенные по тому же адресу:
- с кадастровым номером №, площадью 760 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 920,9 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 739 кв.м,
- с кадастровым номером №, площадью 247,2 кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждены выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 27.12.2022.
Кадастровая стоимость спорных объектов капитального строительства утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2021 и составляет:
- с кадастровым номером № – 8 271 274,14 рублей,
- с кадастровым номером № – 18 171 463,2 рублей,
- с кадастровым номером № – 20 248 675,53 рублей,
- с кадастровым номером № – 17 863 662,25 рублей,
- с кадастровым номером № – 7 719 855,77 рублей,
о чем представлены выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов от 23.12.2022, 24.12.2022.
Будучи собственниками вышеуказанных объектов недвижимости, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, общества, в силу статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, обязаны к уплате налога на данное имущество из кадастровой стоимости нежилых помещений, в связи с чем заинтересованы в установлении их действительной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований представлен Отчет об оценке № № от 30.12.2022, выполненный оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки».
Как видно из отчета, рыночная стоимость спорных объектов капитального строительства по состоянию на дату кадастровой оценки определена в размере:
- с кадастровым номером № – 4 698 669 рублей,
- с кадастровым номером № – 11 406 888 рублей,
- с кадастровым номером № – 13 821 845 рублей,
- с кадастровым номером № – 11 096 701 рублей,
- с кадастровым номером № – 4 073 590 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Определение рыночной стоимости спорных объектов с использованием сравнительного и доходного подходов является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения. Отказ от проведения оценки затратным подходом обоснован.
Оценщик правильно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.
В отчете представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости в исследуемом сегменте. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчете имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Из письменного отзыва Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки», проводившего государственную кадастровую оценку, следует, что стоимость спорных объектов капитального строительства, определенная в отчете об оценке, выполненном оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в Отчете об оценке выводам, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 16.01.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2021 ░ ░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – 4 698 669 ░░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – 11 406 888 ░░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – 13 821 845 ░░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – 11 096 701 ░░░░░,
- ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № – 4 073 590 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ - 16.01.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.03.2023.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ –
░░░░░░░░░ –