Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-124/2022 от 12.04.2022

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    судья Мотошкина О.В.

    УИД 04RS0007-01-2021-010370-26

    Пост 12.04.2022

    дело № 21-124/2022

    РЕШЕНИЕ

    17 мая 2022 года                                   г.Улан-Удэ

    Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО «ТГК-14» Бахаева Т.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 февраля 2022г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы представителя ПАО ТГК-14 на постановление Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ПАО «ТГК-14»,

    УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 04-187/2021 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 10 декабря 2021 года ПАО «ТГК-14» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90 000 руб.

Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от           14 февраля 2022 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба представителя ПАО «ТГК-14» – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, ПАО «ТГК-14» обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Просит признать незаконным постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 10 декабря 2021 года и производство по административному делу прекратить.

В судебном заседании представители ПАО «ТГК-14» Папырина Т.В., Бахаев Т.В. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представители Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Хатхеева Е.Ф., Чимитдоржиева В.Ж. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении жалобы.

Помощник Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Бугаева Н.С. просила отказать в удовлетворении жалобы ПАО «ТГК-14».

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участвующих лиц, прохожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 названого Закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 4мая 1999 года             № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) установлено, что в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899 утвержден Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, предназначенный для использования заинтересованными лицами при регулировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2, далее - Порядок).

Из пункта 3 Порядка следует, что заинтересованными лицами признаются, в числе прочих, юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее – Требования).

Согласно пункту 3 Требований при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Пунктом 5 Требований определено, что разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты I, II и III категорий), подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 22 Закона об охране окружающей среды.

Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (далее – Бурприроднадзор) осуществляет согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (пункт 2.1.5 постановления Правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2009 года № 447).

Из материалов дела следует, что 9 февраля 2021 года Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением сотрудника Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора проведена выездная проверка эксплуатации шести котельных филиала «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14», расположенных в Республике Бурятия (котельные РК <...>).

В ходе проверки установлены нарушения требований природоохранного законодательства, у акционерного общества, осуществляющего деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, отсутствовали согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора (Бурприроднадзором), мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, общество в проверяемый период данных мероприятий не проводило.

Согласно пункту 1 статьи 4.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом научных исследований и ежегодно подлежит обязательному пересмотру с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории, нормирование на Байкальской природной территории осуществляется ежегодно.

По смыслу пункта 4 статьи 22 Закона об охране окружающей среды для объектов III категории разрабатываются и рассчитываются нормативы допустимых выбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Таким образом, на Байкальской природной территории (куда относится город Улан-Удэ) предельно допустимый объем выбросов вредных веществ, устанавливается в нормативных допустимых выбросах и подлежит обязательному ежегодному пересмотру.

Как следует из материалов дела, для 6-ти проверяемых котельных отсутствовали мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Бурприроднадзором), тогда как в проверяемый период они являлись объектами III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Также установлено, что для котельной, расположенной в г. Улан-Удэ по ул. <...> филиала «Улан-Удэнский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14», разработанные (рассчитанные) нормативы для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) как для объекта III категории отсутствуют.

Для объектов III категории разрабатываются (рассчитываются) только нормативы допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). Такими веществами для котельной расположенной по ... являются: бенз(а)пирен - 1 класс опасности, марганец и его соединения - 2 класс опасности, фтористый водород - 2 класс опасности.

Для котельной по ул. <...> расчет нормативов допустимых выбросов для веществ I, II класса опасности утвержден директором филиала 31.10.2019. В 2020 году такие нормативы не рассчитаны и не утверждены.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица ПАО «ТГК-14» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ.

    Факт необходимости разработки и согласования расчетов по мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ подтверждается также материалами дела, и тем, что юридическое лицо разработало планы мероприятий по 6-ти вышеуказанным котельным, и направило на согласование, только значительно позже, что подтверждается письмами Бурприроднадзора: <...>

Таким образом, в проверяемый период (2019-2020 гг.) у ПАО «ТГК-14» в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ для 6-ти проверяемых котельных отсутствовали обязательные мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Бурприроднадзором).

В проверяемый период 2019-2020 гг. 6 котельных ПАО «ТГК-14 котельная <...>) являлись объектами III категории негативного воздействия на окружающую среду.

Также отсутствовали разработанные нормативы для высокотоксичных веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами по котельной <...>

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств принятия ПАО «ТГК-14» всех зависящих от общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, не представлено.

При этом доводы заявителя о том, что в постановлении содержится указание на обязанность ПАО «ТГК-14» представлять расчеты, доказывающие на отсутствие необходимости разработки мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ на согласование в Бурприроднадзор и в качестве правового обоснования такой обязанности провидится письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.07.2020 № 12-50/9437-ОГ не состоятельны, поскольку обязанность по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена частью 3 статьи 19 Закона об охране атмосферного воздуха и Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утв. приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

Письмо Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.07.2020 № 12-50/9437-ОГ лишь подтверждает данную позицию и выражает мнение органа, осуществляющего в силу пункта 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, функции по выработке государственной плотики, в том числе в сфере охраны атмосферного воздуха.

Таким образом, обязанность юридического лица ПАО «ТГК-14» по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ с Бурприроднадзором вытекает из требований закона и доводы ПАО «ТГК-14» об отсутствии необходимости согласования указанных мероприятий с органами регионального государственного экологического надзора не основаны на нормах федерального законодательства.

Кроме того, проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлены нарушения, связанные с отсутствием разработанных (рассчитанных) нормативов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности) объекта III категории -котельной <...> за 2020 год.

Расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности для котельной <...>, утвержден директором филиала ПАО «ТГК-14» 31.10.2019. В 2020 году такие нормативы для указанной котельной не рассчитаны и не утверждены. Тогда как обязанность по ежегодному установлению нормативов предельно допустимого объема сбросов и выбросов вредных веществ установлена Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и возлагается на всех хозяйствующих субъектах, осуществляющих эксплуатацию объектов негативного воздействия на Байкальской природной территории.

Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии ПАО «ТГК-14» состава вмененного административного правонарушения.

Административное наказание должностным лицом административного органа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 14 февраля 2022 года, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю и Республике Бурятия от 10 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в отношении ПАО «ТГК-14» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

    Судья Верховного Суда

    Республики Бурятия                          Н.А.Матвеева

21-124/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ПАО "ТГК-14"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Матвеева Наталья Александровна
Статьи

ст. 8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--bur.sudrf.ru
12.04.2022Материалы переданы в производство судье
17.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2022Дело оформлено
27.05.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее