Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-716/2023 ~ М-356/2023 от 20.04.2023

Дело № 2-716/2023

УИД- 75RS0005-01-2023-000459-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    3 октября 2023 года                                                               г. Петровск-Забайкальский

                                                                                            Забайкальского края

Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Балабановой Н.В.,

при секретаре Белоусовой А.Ю.,

с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Дархаева А.Л. (далее-прокурор),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах Соколовой А. В. к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1 (ОГРН о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда и возложении обязанности, к Министерству образования и науки Забайкальского края о возложении обязанности,

установил:

заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора (далее-прокурор), действуя в защиту интересов Соколовой А.В., обратился в суд с исковым заявлением и уточнением к нему, в котором с учетом уточнения просит: взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 (далее – МОУ СОШ № 1) в пользу Соколовой А.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2022 года по февраль 2023 года в размере 82 397,54 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.; обязать МОУ СОШ № 1 в дальнейшем начислять и выплачивать Соколовой А.В. вознаграждение за классное руководство, начисления за проверку тетрадей, надбавку за заведование кабинетом, надбавку за кружковую работу без включения данного вознаграждения в состав минимального размера оплаты труда; обязать МОУ СОШ № 1 произвести расчет задолженности Соколовой А.В. по заработной плате, исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, начисления за проверку тетрадей, надбавки за заведование кабинетом, надбавки за кружковую работу без включения указанных, начислений вознаграждения в состав минимального размера оплаты труда, с марта 2023 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности за указанный период выплатить Соколовой А.В.; обязать МОУ СОШ № 1 начислить и выплатить Соколовой А.В. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за указанный период в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ; возложить на Министерство финансов Забайкальского края профинансировать МОУ СОШ № 1 при выплате Соколовой А.В. задолженности по заработной плате.

В обоснование заявленных требований указал, что Соколова А.В. принята на работу в МОУ СОШ № 1 на должность <данные изъяты>. Ответчиком МОУ СОШ № 1 неверно производились начисления и выплаты заработной платы работнику по причине включения компенсационных выплат, в том числе за классное руководство, в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, в результате чего сформировалась задолженность, что нарушает трудовые права работника и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ, трудовому законодательству, а именно положениям ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2, ч. 1 ст. 129, ст. 132, ч. 1 ст. 151 ТК РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя», пп.7 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», п. 7 Письма Министерства просвещения РФ от 28.05.2020 № ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений», ч. 4 п. 4.9 Письма Министерства образования России от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях», из которых следует, что установление доплат и надбавки за классное руководство есть компенсация за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных, то есть вид плат связан с выполнением дополнительной работы. Следовательно, данные выплаты должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средство доведения размера всей зарплаты работника до МРОТ. Конституционным судом РФ в постановлении от 11.01.2019 № 17-П сделан вывод о недопустимости включения в МРОТ повышенной оплаты сверхурочной работы. Учитывая изложенное, требования абз. 14 ч. 1 ст. 21, ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В ходе рассмотрения дела ответчик Министерство финансов Забайкальского края был заменен на Министерство образования и науки Забайкальского края.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнении к нему.

Материальный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики, третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ответчика МОУ СОШ № 1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие; от представителя Министерства финансов Забайкальского края поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в его отсутствие; от иных лиц заявлений, ходатайств не поступало.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда признается одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).

Абзацем пятым части первой статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник имеет право в том числе на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзацев второго и седьмого части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно действующему трудовому законодательству, локальных нормативных актов, система оплаты труда работников учреждения состоит из окладной части, выплат и надбавок компенсационного характера, а также стимулирующих выплат, которые в совокупности образуют систему оплаты труда.

В свою очередь под выплатами и надбавками компенсационного характера, конкретно в данном случае, понимаются те выплаты и надбавки, которые осуществляются в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, за работу в выходные и нерабочие дни, и другие виды работ, не входящими в должностные обязанности работников.

Исходя из расчетных листков материального истца следует, что начисляемые надбавки и выплаты компенсационного характера к заработной плате в виде оплаты за заведование кабинетом, проверку тетрадей, кружковую работу, классное руководство образовывали минимальный размер оплаты труда.

При этом заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, кружковая работа в должностные обязанности учителей не входит, что следует из содержания представленных должностных инструкций, трудовых договоров и дополнительных соглашений.

Указанная в иске задолженность образовалась по причине не только неверного начисления вознаграждения за классное руководство, но и включения выплат и надбавок компенсационного характера (надбавка за проверку тетрадей, заведование кабинетом, доплата за кружковую работу) в состав минимального размера оплаты труда, что нарушает следующие положения закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

При этом из ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) закреплено право каждого работника на справедливые условия труда, которое включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

В соответствии с частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Особенности режима рабочего времени педагогических работников).

Из смысла положений ст. 151 ТК РФ следует, что если работник выполняет функции, которые не входят в его должностные обязанности, то их надо оплачивать дополнительно.

                Из Письма Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08«О методических рекомендациях» следует, что компенсационные выплаты(доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работниканеблагоприятных факторов, в случае педагогического работника,осуществляющего классное руководство - это постоянное взаимодействие ссемьями    обучающихся,    другими    педагогическими работниками общеобразовательной организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации, что приводит к дополнительной физиологической и психоэмоциональной нагрузке.

Протоколом от 21.12.2015 № 21 педагогического совета, приказом директора МОУ СОШ № 1 г. Петровск-Забайкальский от 21.12.2015 № 96 утверждено положение об оплате труда работников образовательной организации, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также программы дополнительного образования, расположенной на территории муниципального района «Петровск-Забайкальский район» (далее -Положение).

В соответствии с п. 2.2.1. Положения компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края, постановлениями Правительства Забайкальского края.

Согласно п.п. 2.2.2., 2.2.5. Положения работникам организации устанавливаются выплаты компенсационного характера, в том числе, выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым относятся, в том числе, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

В силу п. 2.2.5.4. Положения, к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, могут относиться выплаты за дополнительные трудозатраты непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей: за работу в выходные и нерабочие дни, и другие виды работ, не входящими в должностные обязанности работников.

В соответствии с п. 2.2.7. Положения компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для исчисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих доплат).

Конституционным судом РФ в постановлении от 11.01.2019 г. № 17-П сделан вывод о недопустимости включения в МРОТ повышенной оплаты сверхурочной работы.

Таким образом, размер вознаграждения работника за труд, несмотря на прямой запрет на дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда, снижен по сравнению с установленным и гарантированным Конституцией Российской Федерации минимальным размером оплаты труда, поскольку работодатель в нарушение требований Конституции РФ и трудового законодательства формирует минимальный размер оплаты труда, за счет включения в его состав выплат и надбавок компенсационного характера, вознаграждения за классное руководство.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с 1 сентября 2021 г. ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 2 августа 2021 г. № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края» в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2023 года педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счёт средств бюджета Забайкальского края установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более учебных группах) ( пункты 1 и 2 Постановления).

Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории Забайкальского края, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с пунктом 5.1 и пунктом 5.2 Разъяснений об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, утверждённых Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования, осуществление классного руководства (кураторства) в группах СПО не входит в должностные обязанности педагогических работников, которые определены квалификационными характеристиками, утверждёнными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761.

Классное руководство (кураторство), также, как начисления за проверку тетрадей, надбавка за заведование кабинетом, кружковая работа является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается её содержание, срок выполнения и размер оплаты.

Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера (пункт 5.3 Разъяснений).

Минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен: с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц (Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ; с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц (Федеральный закон от 06.12.2021 № 406-ФЗ); с 1 января 2023 года в сумме 16 242 рубля в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 39-ЗЗК "О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений" районный коэффициент к заработной плате для лиц, работающих в государственных органах и государственных учреждениях Забайкальского края в муниципальном районе «город Петровск-Забайкальский» установлен в размере 1,4.

Статьей 2 названного закона Забайкальского края работникам государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты (далее - процентная надбавка), в размере 10 процентов заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов.

Кроме того, в соответствии со статьей 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 60.2 ТК РФ, определяющей порядок и условия совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работы, исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в ее части первой, закрепляющей, что с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 данного Кодекса).

В соответствии со ст. 151 ТК РФ, при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата (часть первая); размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 данного Кодекса) (часть вторая).

Указанные положения Разъяснений опровергают доводы председателя Комитета по образованию, делам молодежи, материнства и детства администрации городского округа «Город Петровск-Забайкальский», а также письма Министерства образования и науки Забайкальского края от 24.10.2022 № 11275 и Федеральной службы по труду и занятости Государственной инспекции труда в Забайкальском крае от 28.10.2022 № 75/10-3416-22-И о том, что ежемесячная доплата педагогическим работникам за классное руководство учитывается в составе МРОТ. Указанное разъяснение не содержит положений, разъясняющих порядок либо вид выплат, подлежащих включению в заработную плату работника для определения ее соответствия уровню МРОТ.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что доплата за классное руководство, иные доплаты, указанные в исковом заявлении, не должны учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда, поскольку это противоречило бы назначению данных выплат.

Согласно материалам дела Соколова А.В. работает в МОУ СОШ № 1 в должности учителя начальных классов с 2009. Содержанием тарификационных списков по МОУ СОШ № 1, трудового договора, выпиской из приказа МОУ СОШ № 1 № 129-од от 01.09.2022, расчетными листами подтверждается оплата Соколовой А.В. за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетом, за кружковую работу.

При этом, ответчиком не оспаривался тот факт, что Соколова А.В. в спорный период времени имела право на выплаты за классное руководство на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284, и иные вышеуказанные выплаты, которые согласно представленных ответчиком же сведений начислялась не в полном размере.

Поскольку доплата за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетом, за кружковую работу является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей материального истца, данные доплаты не должны учитываться при доплате до минимального размера оплаты труда. Вместе с тем из представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что соответствующие выплаты включались в размер заработной платы истца при доплате до минимального размера оплаты труда.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о взыскании в пользу материального истца недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Прокурором представлен расчет, в соответствии с которым размер недоначисленной и невыплаченной материальному истцу заработной платы составляет 82 397,54 руб.

Судом расчет прокурора признается верным. Ответчиком данный расчет не оспорен, контррасчет не представлен.

Третьим лицом МКУ «ЦБМТО городского округа «Город Петровск-Забайкальский» представлен расчет, в соответствии с которым размер недоначисленной и невыплаченной материальному истцу заработной платы составляет 28 229,54 руб. Данный расчет суд во внимание не принимает, поскольку он составлен без учета выплат за проверку тетрадей, надбавку за заведование кабинетом, надбавку за кружковую работу.

Следовательно, в пользу материального истца с МОУ СОШ № 1 подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в размере 82 397,54 руб.

Также, в связи с вышеизложенным являются обоснованными и требования прокурора о возложении на МОУ СОШ № 1 обязанности в дальнейшем начислять и выплачивать Соколовой А.В. вознаграждение за классное руководство, проверку тетрадей, надбавку за заведование кабинетом, надбавку за кружковую работу без включения данного вознаграждения в состав минимального размера оплаты труда. Однако, данную обязанность надлежит возложить на работодателя лишь при выполнении материальным истцом соответствующих функций (классного руководства, проверке тетрадей, заведование кабинетом, ведение кружковой работы).

Также, исходя из вышеуказанного, является обоснованным и требование о возложении обязанности на МОУ СОШ № 1 произвести расчет задолженности Соколовой А.В. по заработной плате, исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, проверку тетрадей, надбавку за заведование кабинетом, надбавку за кружковую работу без включения указанных вознаграждений в состав минимального размера оплаты труда, с марта 2023 года до месяца вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности за указанный период выплатить Соколовой А.В.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ», в соответствии с частью четвертой ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со ст. 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку установлен факт начисления и выплаты заработной платы материальному истцу с нарушением трудового законодательства, в меньшем размере, требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда суд также находит обоснованными, однако, принимая во внимание размер задолженности, период некорректного начисления и выплаты заработной платы, считает возможным взыскать в пользу Соколовой А.В. компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В силу требований ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Поскольку обоснованность заявленных требований нашла свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела, с момента принятия решения суда в пользу Соколовой А.В. подлежит начислению и выплате компенсация в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ. Так как в добровольном порядке ответчиком размер такой компенсации не начислен, суд считает возможным понудить работодателя осуществить исчисления и произвести выплату в судебном порядке.

Таким образом, исковые требования прокурора к МОУ СОШ № 1 подлежат частичному удовлетворению.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований к Министерству образования и науки Забайкальского края в связи со следующим.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п.12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

Доказательств фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет городского округа «Город Петровск-Забайкальский» истцом не представлено. Работодателем материального истца Министерство образования и науки Забайкальского края не является.

Таким образом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.

При решении вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, суд с учитывает финансовое положения ответчика, характер спора и полагает возможным снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МОУ СОШ № 1.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 в пользу Соколовой А. В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с января 2022 года по февраль 2023 года в размере 82 397,54 руб., компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 начислять и выплачивать Соколовой А. В. при выполнении ею функций классного руководителя, по проверке тетрадей, по заведованию кабинетом, ведению кружковой работы оплату за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетом, за кружковую работу сверх минимального размера оплаты труда.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 произвести расчет задолженности по заработной плате Соколовой А. В., исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, за проверку тетрадей, за заведование кабинетом, за кружковую работу без включения указанных выплат в состав минимального размера оплаты труда, с марта 2023 года по октябрь 2023 года включительно, и сумму задолженности за указанный период выплатить Соколовой А. В..

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 начислить и выплатить Соколовой А. В. компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы за указанный период в соответствии с требованиями ст. 236 ТК РФ.

В удовлетворении требований к Министерству образования и науки Забайкальского края отказать.

Снизить до нуля размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа № 1.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                Н.В. Балабанова

В окончательной форме решение принято 13 октября 2023 года.

2-716/2023 ~ М-356/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Бережко Д.И.
Соколова Анастасия Валерьевна
Ответчики
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Петровск-Забайкальский"
Министерство образования и науки Забайкальского края
Другие
Администрация городского округа "Город Петровск-Забайкальский"
МКУ «ЦБМТО ГО «Город Петровск-Забайкальский»
Министерство финансов Забайкальского края
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края
Судья
Балабанова Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
petrovskzab--cht.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
02.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее