Дело № 2-684/2023
УИД: 34RS0012-01-2023-000521-72
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 24 апреля 2023 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,
при секретаре Объедковой Н.А.,
с участием:
истца помощника прокурора Городищенского района Волгоградской области Ерёминой К.Ф.,
представителя ответчика – главы администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Лыпко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах производства и потребления,
у с т а н о в и л:
прокурор Городищенского района Волгоградской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах производства и потребления.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления требований вышеуказанного законодательства, выразившиеся в отсутствии организации и непринятии мер по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов.
В ходе проверки выявлено, что на территории Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по адресам: <адрес>, установлено 25 контейнерных площадок, нуждающихся в оборудовании.
Считает, что наличие указанных недостатков и нарушений на территории поселения, представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической и пожароопасной обстановки, так как отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и на открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные вещества попадают в окружающую среду (в почву, в грунтовые и поверхностные воды и т.д.), при горении в атмосферный воздух выделяются едкие загрязняющие вещества, что может вызвать необратимые негативные последствия, как для окружающей среды, так и для населения.
По итогам проведенной проверки 13 января 2023 года в адрес главы Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области направлено представление об устранении нарушений закона.
Поскольку указанные нарушения до настоящего времени не устранены, просит обязать ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать мероприятия по оборудованию 25 контейнерных площадок, нуждающихся в оборудовании, по адресам: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области Ерёмина К.Ф. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, суду дала пояснения аналогичные, изложенным в иске.
Представитель ответчика - глава администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Лыпко В.В. в судебном заседании не возражал против иска.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статей 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 21 данного федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, (далее – Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления и в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3 раздела 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года « Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за предела контейнерной площадки (далее по тексту санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21).
Пунктами 4 и 6 санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
К вопросам местного значения городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 18 части1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских и сельских поселениях.
Судом установлено, что Каменское сельское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области является муниципальным образованием, которое образовано и наделено статусом сельского поселения.
В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по адресам: <адрес> установлено 25 контейнерных площадок, нуждающихся в оборудовании.
По итогам проведенной проверки 13 января 2023 года в адрес главы Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области направлено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 17 марта 2023 года № 101, администрацией запланировано оборудование 10 площадок, ввиду отсутствия бюджетных средств.
Таким образом, выявленные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены.
Между тем, бездействие администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по вопросу принятия мер по благоустройству территории Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не может являться допустимым, поскольку наличие указанных недостатков и нарушений на территории поселения, представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической и пожароопасной обстановки, так как отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и на открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные вещества попадают в окружающую среду (в почву, в грунтовые и поверхностные воды и т.д.), при горении в атмосферный воздух выделяются едкие загрязняющие вещества, что может вызвать необратимые негативные последствия, как для окружающей среды, так и для населения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении иска прокурора, поскольку, неисполнение требований указанного законодательства нарушает права граждан, проживающих на территории Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах производства и потребления – удовлетворить.
Обязать администрацию Каменского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, организовать мероприятия по оборудованию 25 контейнерных площадок, нуждающихся в оборудовании, по адресам: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято в окончательной форме 28 апреля 2023 года.
Судья Е.Н. Елистархова