Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2019 ~ М-354/2019 от 04.06.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

26 июня 2019 г.                      г. Дербент.

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Магомедова А. Т., при секретаре Таркулиевой Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демировой Беневше Ибрагимхалиловны к МКУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации МР «Дербентский район» о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Демирова Б.И. обратилась в Дербентский районный суд с указанным иском.

В обоснование иска указала, что с 1998 года в её владении находится земельный участок площадью 566,08 кв.м, примыкающий к её земельному участку площадью 1100 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>. Спорный земельный участок она заняла с устного разрешения бывших глав Дербентского района и сельского поселения «<адрес>».

На протяжении более 20 лет она принимала все необходимые меры по поддержанию сохранности и надлежащего состояния земельного участка.

За все время владения земельным участком к ней никаких требований об освобождении или передаче земельного участка со стороны каких-либо лиц не поступало. Она всегда пользовалась и владела земельным участком, как своим собственным. Соседи не возражают против признания за ней права собственности на земельный участок.

Ввиду того, что на протяжении длительного времени добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком, как своим собственным, она приобрела право собственности на данный земельный участок.

На основании вышеизложенного, истица просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью 566,08 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в силу приобретательной
давности.

В судебном заседании истица Демирова Б.И. и ее представитель Мислимов Э. А. поддержали требования иска по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика – МКУ «Управления земельных и имущественных отношений администрации МР «Дербентский район» Шихахмедов М. С. исковые требования Демировой Б.И. не признал, пояснил и в письменных возражениях указал, что в соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по смыслу ст. ст. 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Исходя из смысла данной правовой нормы, право собственности в силу приобретательной давности может быть признано на бесхозяйное имущество и на имущество, принадлежащее юридическому либо физическому лицу на праве собственности. О применении положений указанной нормы права можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.

Таким образом, применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйное имущество. Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований. Основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции. В связи с этим, для указанных объектов гражданских правоотношений не могут применяться положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении земли в собственность но давности владения.

Порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 39.1 ЗК РФ.

Как видно из содержания данной нормы, в перечне оснований, по которым гражданин вправе приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, такое основание как приобретательная давность не предусмотрено.

Администрация МР «Дербентский район» от права собственности на данный земельный участок не отказывалась, следовательно, участок не является бесхозным.

Согласно п. 15 указанного Постановления Пленума при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении.

Следовательно, на земельный участок, занятый без каких-либо оснований, то есть фактически самовольно, не может распространяться приобретательная давность, учитывая, что указанной выше нормы состава, влекущего возникновение права собственности в силу приобретательной давности, исключается добросовестность владения. Указанные положения исключают возможность приобретения в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в силу приобретательной давности.

Пункт 2 ст. 214 ГК РФ указывает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Это означает, что при отсутствии права частной собственности на земельный участок он является государственной или муниципальной собственностью.

Если же владелец считал, что земельный участок находится не в частной собственности, то в соответствии со ст. 214 ГК РФ, он является муниципальной или государственной собственностью. При этом участок также не находится в собственности владельца.

Таким образом, довод истца о том, что он с 1998 года и по настоящее время постоянно обрабатывает спорный земельный участок, несостоятельный, поскольку при отсутствии обязательных признаков приобретательной давности добросовестности и непрерывности владения, сами по себе данные обстоятельства не могут служить основанием для возникновения права собственности в силу приобретательной давности. Кроме того, возникновение права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, так как земельным законодательством не предусмотрена возможность возникновения права на такие земельные участки по указанным основаниям. Владение истцом земельным участков в течение срока приобретательной давности не порождает каких-либо правовых последствий.

Исходя из буквального толкования статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретательная давность не может применяться в отношении неправомерно занимаемого земельного участка. В подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность владения, потому что, используя земельный участок, захваченный в отсутствие правоустанавливающих документов, лицо должно было осознавать отсутствие у него оснований для возникновения права собственности.

На основании изложенного, представитель ответчика просил отказать истице в удовлетворении исковых требований.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пункте 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В силу статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательская давность).

Судом установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 26 марта 2018 года истице в порядке наследования после смерти ее матери ФИО5 принадлежит земельный участок площадью 1100 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>.

17 января 2019 г. истица зарегистрировала право собственности на указанный земельный участок в ЕГРН.

При жизни наследодатель ФИО6 (мать истицы) в 1998 году, зная об отсутствии у нее законных оснований на занятие земельного участка большей площадью, чем полагалось ей по наследству, самовольно заняла и огородила прилагающие к ее земельному участку с двух сторон земли общей площадью 566,08 кв. м. и пользовалась ими.

Как следует из объяснений истицы Демировой Б. И. указанным земельным участком она тоже пользовалась при жизни ее матери и продолжает пользоваться и после ее смерти.

Заявляя требования о признании права собственности на спорный земельный участок, истица указывает, что с 1998 года по настоящее время она открыто и непрерывно владеет и пользуется земельным участком и в силу приобретательной давности приобрела право собственности на него.

Между тем, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии у нее каких-либо прав на спорный земельный участок, суду не представлено.

По смыслу статьи 234 Гражданского кодекса РФ основанием для приобретения правасобственности на имущество в силу приобретательной давности является совокупность всех перечисленных в статье 234 ГК РФ условий - добросовестность, открытость и непрерывность владения как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет.

Приобретательная давность не может распространяться на случаи, когда в качестве объекта владения и пользования выступает самовольно занятый земельный участок, поскольку в подобной ситуации отсутствует такое необходимое условие, как добросовестность владения, так как, пользуясь земельным участком, истица осознавала отсутствие у нее оснований для возникновения права собственности на земельный участок.

Спорный земельный участок, как следует из объяснений истицы, находится в муниципальной собственности, на предусмотренных законом основаниях ей не предоставлялся, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Между тем, в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции. В связи с этим, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности не могут применяться положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении земли в собственность по давности владения.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе, о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, однако в Едином государственном реестре недвижимости сведения об испрашиваемом земельном участке отсутствуют, соответственно спорный земельный участок как объект недвижимого имущества в качестве индивидуально определенной вещи не существует.

В силу изложенного, доводы Демировой Б. И. о том, что в силу приобретательной давности она приобрела право собственности на спорный земельный участок, на нормах земельного и гражданского законодательства не основаны.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Демировой Беневше Ибрагимхалиловны к МКУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрациии МР «Дербентский район» о признании в силу приобретательной давности права собственности на земельный участок площадью 566,08 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Магомедов А. Т.

Решение в окончательной форме принято 1 июля 2019 г.

2-353/2019 ~ М-354/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Демирова Беневша Ибрагимхалиловна
Ответчики
МБУ "Управление земельных и имущественных отношений"
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Магомедов Асамудин Тагирович
Дело на странице суда
derbent-rs--dag.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2019Передача материалов судье
10.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2019Дело оформлено
04.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее