№
Дело № 2-1641/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года
Кировский районный суд г.Перми в составе
председательствующего судьи Поносовой И.В.,
при секретаре Сергеевой М.С.,
с участием прокурора Салтановой В.В., представителя истца, третьего лица Заварухиной К.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми к Пушкареву А.Ю. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Перми обратилась в суд с иском к Пушкареву А.Ю. о признании утратившим его право пользования жилым помещением №, представляющее собой комнату общей площадью 24,0 кв.м., в том числе, жилой площадью 18,0 кв.м. в доме № по <адрес>, выселении со снятием с регистрационного учета, возложении обязанности передать ключи от жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что жилое помещение № общей площадью 24 кв.м., в том числе, жилой площадью 18,0 кв.м, в доме № по <адрес>, представляющее собой комнату находится в муниципальной собственности. От имени Муниципального образования город Пермь полномочия собственника муниципального жилищного фонда осуществляет администрация города Перми. Пушкареву А.Ю. было предоставлено койко-место в жилом помещении маневренного фонда № в доме № по <адрес>, как сироте, состоящему в администрации района на жилищном учете по списку детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Распоряжением начальника Управления от 09.07.2013 № Пушкарев А.Ю. исключен из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с утратой полномочий и передачей дел в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края. По результатам проверки на предмет обоснованности включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, территориальным управлением включались в список дети-сироты в возрасте от 14 лет, учетные дела которых соответствовали требованиям действующего законодательства. На момент передачи полномочий Пушкарев А.Ю. достиг возраста 27 лет. До 01.07.2017 по вопросу включения в список Пушкарев А.Ю. лично, либо через законного представителя в территориальное управление не обращался, обоснованность включения в список не подтверждена, в связи с чем, в список в территориальном управлении он не включен. Сотрудник МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» выходил на адрес помещения для осмотра. 19.07.2021 сотрудником МКУ составлен акт обследования жилого помещения, в котором установлено, что в комнате проживает Пушкарев А.Ю.. Статус сироты с него сняли. Проживает с 2007 года. Жилое помещение содержится в ненадлежащем содержании. Имеется задолженность за найм и коммунальные услуги. 16.08.2021 сотрудником МКУ составлен акт обследования жилого помещения, в котором установлено, со слов соседки проживает в комнате Пушкарев А.Ю.. Правоустанавливающих документов для проживания в указанном жилом помещении нет. Имеется задолженность за найм и коммунальные услуги. Ведет асоциальный образ жизни. Дверь в комнату снял и продал.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивает, по указанным в иске основаниям.
Ответчик Пушкарев А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица - МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми, в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представители третьих лиц территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, ТСЖ «Танцорова, 27», администрация Кировского района г. Перми в судебное заседание не явились, извещены.
Администрация Кировского района г. Перми направила ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, исковые требования поддерживает.
Суд, исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя истца, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, приходит к следующему.
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Жилищное законодательство основывается на недопустимости произвольного лишения жилища (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения в общежитиях.
Согласно ч. 1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Статьей 98.1 ЖК РФ закреплено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Расторжение договора найма специализированного жилого помещения по инициативе наймодателя регламентируется статьей 101 ЖК РФ, частью 3 которой предусмотрено, что договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 ЖК РФ, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 данного кодекса случаях.
Согласно части 4 статьи 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;
2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
В соответствии с ч.1, ч.5 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
В силу требований ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Спорные отношения ввиду их длящегося характера регулируются как нормами ЖК РФ, так и нормами Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.6, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 110 ЖК РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 настоящего Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
Таким образом, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ дополняет определенный ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Судом установлено и из материалов дела следует, что что на основании постановления главы администрации Кировского района г. Перми № от 29.06.2005, Пушкареву А.Ю. в комнате № общежития по <адрес>, предоставлено койко-место, как сироте, состоящему в администрации района на жилищном учете по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
МУ «Жилищная служба» Кировского района г. Перми надлежало заключить договор найма указанного специализированного жилого помещения с Пушкаревым А.Ю. (л.д.8).
Спорное жилое помещение представляет собой комнату, общей площадью 24,0 кв. м, жилой площадью 18,0 кв. м, расположенное по <адрес>, и в настоящее время находится в муниципальной собственности.
Ответчик Пушкарев А.Ю. с 31.07.2006 зарегистрирован в указанной комнате.
Таким образом, на период предоставления ответчику спорного жилого помещения в общежитии, последний являлся сиротой и относился к лицам из числа нуждающихся в жилом помещении.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации города Перми от 09.07.2013 № Пушкарев А.Ю. исключен из списка лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с утратой полномочий и передачей дел в территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по г. Перми, для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 9).
Из ответа территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми на обращение начальника управления жилищных отношений администрации города Перми в отношении Пушкарева А.Ю. дан ответ, что на основании акта приема-передачи учетных дел детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на жилищном учете в администрации г. Перми от 08.02.2013, было передано в том числе учетное дело Пушкарева А.Ю., рекомендованное для снятия с жилищного учета. По результатам проверки на предмет обоснованности включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, территориальным управлением включались в список дети-сироты в возрасте от 14 лет, учетные дела которых соответствовали требованиям действующего законодательства. На момент передачи полномочий Пушкарев А.Ю. достиг возраста 27 лет. До 01.07.2017 по вопросу включения в список Пушкарев А.Ю. лично, либо через законного представителя в территориальное управление не обращался, обоснованность включения в список не подтверждена, в связи с чем, в список в территориальном управлении он не включен. В ходе проведения прокурорской проверки в 2013 году, учетное дело Пушкарева А.Ю. утрачено (л.д. 47).
Согласно акту осмотра жилого помещения от 19.07.2021, проведенного и составленного представителем МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» в присутствии Пушкарева А.Ю., в комнате по <адрес>, проживает Пушкарев А.Ю. незаконно, статус сироты с него снят. Проживает с 2007 года, в комнате антисанитария, ведет асоциальный образ жизни, имеется задолженность за найм и коммунальные услуги.
16.08.2021 представителем МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» составлен акт обследования жилого помещения, в котором со слов соседки указано, что в комнате проживает Пушкарев А.Ю, правоустанавливающих документов для проживания в указанном жилом помещении нет, имеется задолженность за найм и коммунальные услуги, ведет асоциальный образ жизни, дверь в комнату снял и продал. Оставлено предупреждение с требованием освободить жилое помещение.
Из показаний свидетелей Б., К. следует, что Пушкарев А.Ю. проживает в комнате № один, изначально в комнату вселялись несколько человек, но в настоящее время в комнате проживает ответчик один. Ответчик часто находится в состоянии алкогольного опьянения, не оплачивает жилищно-коммунальные услуги, постоянные крики, скандалы в комнате.
По сведениям территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 20.09.2022, Пушкарев А.Ю. с заявлением о признании его имеющим право на получение социальной выплаты и выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого помещения не обращался.
Из ответа администрации Кировского района г. Перми от 09.09.2022 следует, что сведениями о единовременной денежной выплате на приобретение жилого помещения Пушкареву А.Ю., не располагает.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Истец обращаясь в суд с иском указывает на то, что ответчиком не подтверждена обоснованность включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Как отражено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г. лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые на 1 января 2013 г., не были обеспечены жилыми помещениями по Федеральному закону N 159-ФЗ, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, установленным Федеральным законом N 15-ФЗ с 1 января 2013 г., независимо от возраста указанных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 и пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда РФ от 23.01.2019 г. N 56-АПГ18-15.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик Пушкарев А.Ю. состоял в администрации района на жилищном учете по списку детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, что не оспаривается истцом.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Пушкарев А.Ю. имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма.
При этом, поскольку учетное дело было утеряно в 2013 году по вине иных лиц, то в установленном законом порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении и не реализовал право на обеспечение иным жилым помещением.
Суд приходит к выводу, что наличие занимаемой ответчиком комнаты (койко-место) в спорном жилом помещении, а также проживание, являлось само по себе основанием для предоставления ему другого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. На момент введения в действие ЖК РФ и в последующем, ответчик имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, жилищное законодательство, действовавшее до введения в действие ЖК РФ, не предусматривало возможности выселения детей сирот из временно предоставленных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Поскольку ответчик на законном основании был вселен в спорное жилое помещение, имел право состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, приобрел право не быть выселенным без предоставления другого жилого помещения, предусмотренного ЖК РФ, то ответчик не может быть признан утратившим право пользования жилым помещением и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Оснований для выселения ответчика за нарушение и неисполнение обязанностей нанимателя специализированного жилого помещения также не имеется, поскольку в соответствии с нормами жилищного законодательства указанные лица подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми в удовлетворении иска к Пушкареву А.Ю. о признании утратившим право пользования жилым помещением № представляющее собой комнату общей площадью 24,0 кв.м., в том числе, жилой площадью 18,0 кв.м. в доме № по <адрес>, о выселении со снятием с регистрационного учета, возложении обязанности, отказать.
Решение суда в течение одного месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья И.В.Поносова