УИД 11RS0016-01-2023-001063-70 дело №2-767/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2023 года с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Трофимове Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. к садоводческому некоммерческому товариществу «Аленушка» о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором,
установил:
Администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. обратилась в суд с иском к СНТ «Аленушка» о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Региональный оператор Севера» с указанием места (площадки) твердых коммунальных отходов на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Аленушка». В обоснование заявленных требований указано, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. На территории муниципального района «Сыктывдинский» находится СНТ «Аленушка», которое не оборудовано местом (площадкой) для накопления твердых коммунальных отходов, следовательно, садоводческим товариществом «Аленушка» надлежащим образом сбор и вывоз твердых коммунальных отходов не организован. В Р. К. региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, является ООО «Региональный оператор Севера», с которым собственники отходов обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истец, ответчик, а также третье лицо ООО «Региональный оператор Севера», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
От третьего лица ООО «Региональный оператор Севера» поступил отзыв на исковое заявление, в котором оно поддержало исковые требования в полном объеме, указав, что <дата> и <дата> в адрес СНТ «Аленушка» направлены типовые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО №/СРО-П/2022, №/СРО-П/2022, однако в адрес ООО «Региональный оператор Севера», подписанные со стороны потребителя договоры, протокол разногласий и мотивированные возражения не поступили.
Учитывая надлежащее извещение, в соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона №131-ФЗ от <дата> к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статья 4 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относит регулирование имущественных прав на отходы к гражданскому законодательству.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник отходов обязан обеспечить их безопасное накопление в соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» до момента передачи другому лицу по договору, а значит, и обеспечить соответствие установленным требованиям мест накопления отходов.
Таким образом, законодательством РФ обязанность по обустройству и содержанию мест накопления твёрдых коммунальных отходов контейнерных площадок закреплена за собственником отходов.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Пунктом 3 ст.13.4 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 13.4 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от <дата> №, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Постановлением Правительства РФ от <дата> № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с п. 2 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от <дата> №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Пунктом 3 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от <дата> №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
Согласно п. 6 ч. 7 ст.18 Федерального закона от <дата> №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества относятся принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Земельные участки общего назначения используются для газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, накопления и сбора твердых коммунальных отходов, охраны территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также для занятий физической культурой и спортом, отдыха и укрепления здоровья граждан (ч. 7 ст.24 Федерального закона от <дата> №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 3 ст. 13.4 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
СНТ «Аленушка» располагается на территории сельского поселения «Лэзым» СыктывдинсК. <адрес> Республики К., сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1021100972034).
Решением Совета сельского поселения «Лэзым» от <дата> № утверждены правила благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Лэзым».
В соответствии с пунктом 3.7.1 правил благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Лэзым» все юридические и физические лица на предоставленных территориях (независимо от форм землепользования) и прилегающих к ним (на расстоянии не менее 5 м.), обязаны поддерживать данные территории в должном санитарном, противопожарном и эстетическом состоянии.
Согласно пункту 3.10 правил благоустройства территории муниципального образования сельского поселения «Лэзым» в целях обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования запрещается нарушение установленных в соответствии с законодательством сроков уборки и вывоза мусора, отходов, нарушение установленных правил их перевозки, в том числе загрязнение территории муниципального образования при их транспортировке от места сбора, хранения до места переработки, а также в местах перегрузки и при дальнейшей транспортировке.
Из пояснений истца следует, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории СНТ «Аленушка» не организован, в частности отсутствуют: место сбора бытовых отходов и мусора, не определена периодичность вывоза отходов и мусора; отсутствует контейнерная площадка, отвечающая требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от <дата> № «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 21.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В связи с этим твердые бытовые отходы складируются за пределами садоводческого товарищества, на несанкционированных свалках.
Невыполнение СНТ «Аленушка» вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду.
Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчиком доказательств, подтверждающих наличие на территории СНТ «Аленушка» специально оборудованных площадок для сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления не представлено.
В силу ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Как определено пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен содержать сведения о месте (площадке) накопления твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 стать 24.6 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики К. от <дата> региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Республики К..
На территории Республики К. региональным оператором является общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера».
Приказами Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики К. утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов и предельный единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики К..
В соответствии с п. 8 (4) Правил № основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка Потребителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение Регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
<дата> и <дата> обществом с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» в адрес СНТ «Аленушка» направлены типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №/СРО-П/2022, №/СРО-П/2022.
В адрес регионального оператора договоры, подписанные со стороны СНТ «Отдых», протокол разногласий и мотивированные возражения до настоящего времени не поступали.
С учетом изложенного, установив, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории садоводческого некоммерческого товарищества «Аленушка» не организован, суд находит требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» основанными на законе и считает необходимым возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Аленушка» обязанность создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов и заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Требования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. удовлетворить.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Аленушка» (№) обязанность создать на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Аленушка» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов.
Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Аленушка» (№) обязанность заключить с ООО «Региональный оператор Севера» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с указанием места (площадки) твердых коммунальных отходов на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Аленушка».
Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики К. заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда подлежит отмене, если суд установит, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и при этом ответчик ссылается на обстоятельства и представляет доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики К. через Сыктывдинский районный суд Республики К. в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.В. Плесовская