№5-24/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 марта 2023 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Судья Илекского районного суда Оренбургской области Турмухамбетов М.Т.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении
Фролова Николая Николаевича, ...,
У С Т А Н О В И Л:
Фролов Н.Н. совершил несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, и утилизации отходов производства, при следующих обстоятельствах.
Так, Фролов Н.Н., являясь главой администрации муниципального образования Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области, в нарушение статьи 13 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допустил накопление бытового мусора вне специализированной площадки навалами на почве, на земельном участке, расположенном на северной окраине села вдоль дороги ....
Данное административное правонарушение было выявлено 25 января 2023 года в 16 часов 41 минуту инспектором ИАЗ ОМВД России по Илекскому району.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Фролов Н.Н. участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Исследовав в судебном заседании материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) следует, что хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 4 Федерального закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
Из пункта 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (части 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под «обращением с отходами» понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под «накоплением отходов» понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Из части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего в ОМВД России по Илекскому району анонимному сообщению о накоплении бытовых отходов в несанкционированном месте на территории МО Сладковский сельсовет, проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об отходах производства и потребления составлен протокол осмотра участка местности, расположенного на северной окраине ... за автомобильной дорогой ..., в котором зафиксированы нарушения природоохранного законодательства в муниципальном образовании Сладковский сельсовет, а именно: на участке местности вдоль дороги ... на северной окраине ... имеется накопление бытового мусора.
Указанные нарушения послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования Сладковский сельсовет Фролова Н.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом осмотра территории от 25 января 2023 года и фототаблицей к нему; уставом МО Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области; решением Совета депутатов от 9 ноября 2021 года №65 об избрании Фролова Н.Н. главой администрации МО Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области; протоколом №... от 25 января 2023 года в отношении главы администрации Фролова Н.Н.
Суд учитывает, что Фролов Н.Н., являясь главой администрации МО Сладковский сельсовет Илекского района Оренбургской области имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив и исследовав материалы дела, суд считает, что вина Фролова Н.Н. в совершении административного правонарушения установлена и его действия квалифицирует по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 5 июля 1999 года № 11-П указано, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Как разъяснил Конституционный суд РФ, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело, при определенных условиях применить в отношении нарушителя устное замечание - такой метод воспитательного воздействия, который не связан ни с административным наказанием, ни с мерой общественного воздействия.
Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины Фролова Н.Н., отсутствие неблагоприятных экологических последствий, причинения ущерба государству и другим лицам, а также иные обстоятельства предшествующие правонарушению, принятие мер к устранению выявленных нарушений, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленным правонарушениям, судья приходит к выводу признать деяние, совершенное Фроловым Н.Н. малозначительным.
Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа или приостановление деятельности будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
Совершенное деяние само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, что свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, и в связи с этим, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, вытекающими из Конституции Российской Федерации, необходимо освободить виновное лицо от административной ответственности.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ 24 марта 2005 года N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судом учитывается, что ранее Фролов Н.Н. к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался.
На основании вышеизложенного суд считает, что вышеназванное нарушение, допущенное Фроловым Н.Н., формально подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, и является малозначительным, в связи с чем считает необходимым освободить Фролова Н.Н. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.10 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░