11RS0002-01-2021-001297-78 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
30 июня 2021 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1250/2021 по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» к Чижовой А.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» (далее ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты») обратился в суд к ответчику с исковым заявлением о взыскании денежных средств за период с 01.03.2019 по 31.12.2020 переплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и (или) последующего ребенка в семье в размере 380556 руб., пособие на детей за период с 01.10.2019 по 29.02.2020 в размере 16804,12 руб., пособие на материальную помощь на приобретение одежды, обуви за октябрь 2019 года в размере 6500 руб., социальное пособие малоимущей семье за сентябрь 2019 года в размере 2315 руб., а всего 406175,12 руб.
В обоснование исковых требований указано, что Чижовой А.В. были назначены социальные выплаты в виде пособия на детей и ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и (или) последующего ребенка в семье, а также пособия на материальную помощь на приобретение одежды, обуви, социальное пособие малоимущей семье. Указанные выплаты перечислялись на лицевой счет Чижовой А.В.. При оформлении социальных выплат ответчик была предупреждена об обязанности извещать, об изменениях, являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания социальной помощи в течение двух недель со дня наступления указанных извещений. Учреждением выявлен факт недостоверности предоставленных сведений о доходах супруга Чижова АМ. За 2019 год, а именно, предоставлена справка о доходах Чижова А.М. в ООО «Сервисная компания», однако из ответа учреждения следует, что Чижов А.М. не работал в данной организации. В связи с данными обстоятельствами образовалась переплата.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Чижова А.В. извещалась о времени и месте рассмотрения дела по адресу регистрации по месту жительства, однако от получения судебного извещения уклонилась. Направленное ответчику судебное извещение возвращено в суд по истечении срока хранения в почтовом отделении.
Возвращение в суд неполученного адресатом его извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем, статье 117 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ, и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебной повестки. В таких ситуациях добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения направленных судом извещений и копий документов, презюмируется, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.
Принимая во внимание уклонение ответчика от получения повестки, суд считает извещение Чижовой А.В. надлежащим.
Руководствуясь ст. ст. 113, 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд рассмотрел дело в порядке заочного производства без участия лиц участвующих в деле.
Свидетель Осипова Т.С., допрошенная в судебном заседании 30.06.2021 пояснил, что она работает директором ООО «Сервисная Компания». Чижова А.М. знала, когда он работал в обществе. На день выдачи справки 22.08.2019 она находилась в декретном отпуске.
Из показаний свидетеля Ворониной Д.А. в судебном заседании следует, что работала специалистом по кадрам в ООО Сервисная Компания». Чижова А.М. знала, когда он работал в обществе. В справке от 22.08.2019 стоит не ее подпись, указанную справку она не выдавала.
Исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Чижова А.В. 26.08.2019 обратилась с заявлением о назначении социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и (или) последующего ребенка в семье, а также пособия на материальную помощь на приобретение одежды, обуви, социальное пособие малоимущей семье в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».
При обращении с данным заявлением Чижова А.В. была предупреждена, что выплате предоставленная неправомерно вследствие предоставления ею документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на назначение выплаты, на исчисление ее размера, взыскивается в соответствии с законодательством.
22.08.2019 Чижовой А.В. представлена справка № 148, согласно которой Чижов А.М. работает в ООО «Сервисная компания» в должности рабочего, его заработная плата за последние три месяца (май, июнь, июль 2019 года) составляла по 24400 руб.
27.08.2019 семье Чижовой А.В. присвоен статус малоимущей семьи.
Чижовой А.В. с 01.09.2019 по 29.02.2020 назначено социальное пособие малоимущей семье в размере 2315 руб.
02.09.2019 ответчик обратилась с заявлением, о предоставлении материальной помощи в связи с нахождением в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды, обуви детям из малоимущей семьи и о назначении и выплате пособия на ребенка.
Протоколом от 04.09.2019 Чижовой А.В. предоставлена материальная помощь с 01.10.2019 в размере 6500 руб., а также назначено пособие с 01.03.2019 по 30.03.2019 в размере 14856 руб., с 01.04.2019 по 30.06.2019 – 15174 руб., с 01.07.2019 по 30.09.2019 – 15428 руб., с 01.10.2019 по 31.03.2022 в размере 15428 руб.; с 01.09.2019 по 30.09.2019 назначено пособие на ребенка в размере 1177,54 руб., с 01.10.2019 по 29.02.2019 в размере 1177,54 руб., и с 01.09.2019 по 30.09.2019 и с 01.10.2019 по 29.02.2020 назначено пособие на ребенка в размере 863,49 руб.
С связи с обращением Чижовой А.В. 27.08.2019 ее семья признана малоимущей с 01.09.2019 по 29.02.2020 и она имеет право на получение государственной социальной помощи с 01.09.2019 по 29.02.2020.
В соответствии со справкой от 26.08.2019 Чижовой А.В. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 02.03.2019 по 01.07.2019 в размере 52100,78 руб.
Согласно протоколу от 27.08.2019 с 01.09.2019 по 29.02.2020 Чижовой А.В., как малоимущей семье предоставлено пособие в размере по 2315 руб.
Также в связи с обращением Чижовой А.В. ей назначена ежемесячная выплата при рождении 3-го и (или) последующих детей с 01.03.2019 по 31.03.2022. С 01.03.2019 по 31.03.2019 начислено пособие в размере 14856 руб.; с 01.07.2019 по 30.06.2019 в размере 15174 руб.; 01.07.2019 по 30.09.2019 в размере 15428 руб.; с 01.10.2019 по 31.03.2022 в размере 15428 руб.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» 22.12.2020 получен ответ на запрос № 01-13.12.2020, согласно которому Чижову А.М. в 2019 году заработная плата не начислялась и не выплачивалась.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 9 в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
В силу ст. 10 названного Федерального закона Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.
Судом установлено, что ответчиком предоставлена справка от 22.08.2019 № 148, согласно которой Чижов А.М. работает в ООО «Сервисная компания» в должности рабочего, его заработная плата за последние три месяца (май, июнь, июль 2019 года) составляла по 24400 руб.
На запрос суда, ООО «Сервисная компания» сообщила, что Чижов А.М. в период с 2018 года по 2021 год в данной организации не числился, заработная плата ему не начислялась и выплачивалась.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» вопросы государственной социальной помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РК от 31.12.2004 №281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта.
В соответствии с данным законом оказывается государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде материальной помощи в случае нахождения в сложной жизненной ситуации на приобретение одежды и обуви несовершеннолетним детям из малоимущих семей - 6500 рублей.
Также утвержден Порядок и условия признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок).
В силу пункта 17 указанного порядка решение о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина принимается в случае выявления в период признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в случае представления гражданином заведомо недостоверной информации о составе семьи, размере доходов и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности для признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими либо при исполнении им обязанности, предусмотренной пунктом 15 настоящих Порядка и условий.
Норма пункта 17 направлена прежде всего на недопущение злоупотребления правом на получение социальной помощи гражданами, а также на рациональное эффективное использование бюджетных средств
Статья 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предоставляет право органу социальной защиты лишить гражданина права на получение государственной социальной помощи в случае установления факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности и в случае несвоевременного извещения об изменении указанных сведений (часть 2).
Пунктом 18 Порядка, сумма социальной выплаты, излишне выплаченная малоимущему гражданину вследствие представления им документов с недостоверными сведениями и (или) вследствие выявления центром факта несвоевременного извещения центра заявителем об изменениях, влияющих на назначение и выплату социальной выплаты, возмещается малоимущим гражданином в добровольном порядке за весь период, в течение которого он незаконно получал социальную выплату.
В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных денежных средств они подлежат возврату в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
На основании приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.01.2016 № 2а ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» осуществляет полномочия указанного министерства по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами.
Постановлением Правительства РК от 22.10.2010 № 354 утвержден Порядок осуществления бюджетным учреждением Республики Коми и автономным учреждением Республики Коми полномочий органа исполнительной власти Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления и ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» несет ответственность за осуществление переданных учреждению полномочий по исполнению публичных обязательств.
В силу Приказа Агентства РК по социальному развитию от 08.11.2011 № 3134 ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» передано исполнение полномочий Министерства по исполнению публичных обязательств, в том числе пособия на детей в семьях, признанных в установленном порядке малоимущими, ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей, материальной помощи малоимущим семьям.
В соответствии со справкой о выплаченных суммах МСП №3621 от 22.03.2021 сумма переплаты по ежемесячной денежной выплате при рождении 3-го и (или) последующих детей за период с марта 2019 года по декабрь 2020 года составляет 380556 руб.; пособие на детей с октября 2019 года по февраль 2020 года – 16804,12 руб.; сумма переплаты на материальную помощь на приобретение одежды и обуви – 6500 руб.; сумма на социальное пособие малоимущей семье – 2315 руб., а всего на сумму 406175,12 руб.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования о взыскании денежных средств за период с 01.03.2019 по 31.12.2020 переплаты пособий, материальной помощи в размере 406175,12 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик предоставила в ГБУ РК «ЦСЗН г. Воркуты» документы с недостоверными сведениями для получения пособий.
В силу ст. 103 ГПК РФ удовлетворение исковых требований является основанием для взыскания с ответчиков государственной пошлины.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для организаций - 6000 рублей.
Поскольку истец является юридическим лицом, которое освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом исковые требования удовлетворены в полном объеме, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы не был освобожден от уплаты государственной пошлины, то есть в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» к Чижовой А.В. удовлетворить.
Взыскать с Чижовой А.В. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты» денежные средства за период с 01.03.2019 по 31.12.2020 переплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и (или) последующего ребенка в семье в размере 380556 руб., пособия на детей за период с 01.10.2019 по 29.02.2020 в размере 16804,12 руб., пособия на материальную помощь на приобретение одежды, обуви за октябрь 2019 года в размере 6500 руб., социальное пособие малоимущей семье за сентябрь 2019 года в размере 2315 руб., а всего 406175 (четыреста шесть тысяч сто семьдесят пять) рублей 12 копеек.
Взыскать с Чижовой А.В. в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в Воркутинский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение суда изготовлено 01.07.2021.
Председательствующий |