Дело №12-4/2020
РЕШЕНИЕ
25 августа 2020 года с.Пировское
И.о. судьи Пировского районного суда Красноярского края - судья Казачинского районного суда Красноярского края Полякова Т.П. рассмотрев в судебном заседании жалобу администрации Пировского района Красноярского края на постановление министерства лесного хозяйства Красноярского края вынесенное заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства <адрес> Гякас Д.В. от 02.07.2020г. №-пст/лн в отношении юридического лица администрации <адрес> по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,-
УСТАНОВИЛ:
Постановлением министерства лесного хозяйства <адрес> вынесенным заместителем начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства <адрес> Гякас Д.В. от 02.07.2020г. №-пст/лн юридическое лицо – администрация <адрес> привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, назначено наказание в виде штрафа 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением глава Пировского района Красноярского края Евсеев А.И., обратился в суд с жалобой на него, просив постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку земельный участок с кадастровым номером № не имеет общей границы с лесным фондом и не является территорией, прилегающей к лесу. Следовательно, утверждение в постановлении от 02.07.2020г. о том, что по границе земельного участка с кадастровым номером № отсутствует противопожарная минерализованная полоса являются без доказательственными. Во время проведения осмотра инспектор не определил границы земельного участка с помощью GPS-навигатора. С землями лесного фонда земельный участок с кадастровым номером № не граничит, соответственно противопожарные мероприятия не проводятся. Кроме того, осмотр места возникновения пожара производился в отсутствии представителя администрации <адрес>. Каких-либо уведомлений о предстоящем мероприятии администрация как юридическое лицо не получало. При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями законодательства, протокол осмотра не может быть признан допустимым доказательством по делу, равно как объяснения руководителя тушения лесного пожара Харченко В.И., летчика наблюдателя Чиж А.С., лисничего Пировского сельского участкового лесничества КГБУ «Пировское лесничество Шнитко О.Г., поскольку данные лица не предупреждались об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Присутствующие в судебном заседании представители администрации <адрес> – Ивченко С.С., Трофимов А.В. (доверенности в деле) доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить по основаниям указанным в жалобе, производство по делу прекратить.
В судебном заседании лицо, составившее протокол министерства лесного хозяйства <адрес> не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Суд, выслушав представителей администрации <адрес>, изучив письменные материалы дела, полагает постановление отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Суд отмечает, что порядок и срок подачи жалобы на постановление соблюдены, постановление получено заказным письмом 10.07.2020г., жалоба подана 16.07.2020г., что подтверждается штампом почтового отделения на конверте.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1, п. 3, 9 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: прокладку просек; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417.
Согласно общим положениям Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1). Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в частности, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (п. 3 подп. "а").
Согласно п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 38 Правил пожарной безопасности в лесах лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Доказывать свою невиновность лицо не обязано.
В соответствии с ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения;
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
Как установлено в судебном заседании, согласно постановлению заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства <адрес> Гякас Д.В. от 02.07.2020г. №-пст/лн юридическое лицо - администрация <адрес> привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности в лесах, назначено наказание в виде штрафа 50 000 рублей.
Согласно постановлению об административном правонарушении от 02.07.2020г. государственным инспектором по <адрес> территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства <адрес> – Тишевским А.В. осуществлен осмотр места лесного пожара № произошедшего в выделе № квартала № Пировского сельского участкового лесничества, землепользование СПК «Сибиряк» КГБУ «Пировское лесничество» и прилегающей к нему территории, в результате чего составлен протокол осмотра места возникновения лесного пожара от 15.05.2020г. №, фототаблица, схема к протоколу осмотра, согласно которым установлено, что по прилегающей к пожару территории проходит земляная дорога. Лесной участок пройден огнем в результате пожара 12.05.2020г. Лесной участок в основном представлен лесными насаждениями породы «сосна», «береза». <адрес> покрыта лесом. Средняя высота нагара 30 – 40 см. Пожар низовой беглый слабой интенсивности в результате выгорела прошлогодняя сухая трава и частично лесная подстилка. С северо западной, северной, севера восточной стороны лесного участка (место пожара) прилегающая территория (поля – земли сельскохозяйственного назначения), также пройден огнем. Земельный участок заросший березой, сосной. <адрес> пройденная огнем составляет примерно 3,6 га, лесная площадь составила 1,2 га. Отсутствуют признаки ведения на земельном участке сельскохозяйственной деятельности. На прилегающей территории, земли иных категорий (земли сельскохозяйственного назначения), к лесному фонду, на протяжении 140 м., отсутствует какое либо проведение работ по очистке от сухой травянистой растительности на полосе шириной 10 м. от леса, либо противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером. Лесной пожар № произошел от распространения огня с земель иных категорий (земли сельскохозяйственного назначения). Место возникновения пожара не установлено.
Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты установлено, что земельный участок, примыкающий к кварталу 12, выделу 17 Пировского сельского участкового лесничества, СПК «Сибиряк» КГБУ «Пировское лесничество» имеет кадастровый №. Согласно выписке из ЕГРН от 18.05.2020г. земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, собственником является муниципальное образование <адрес>.
На момент совершения административного правонарушения 12.05.2020г. указанный выше земельный участок находился в собственности у администрации <адрес>, отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания к лесному фонду, послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда в квартале 12, выделе 17 Пировского сельского участкового лесничества, СПК «Сибиряк» КГБУ «Пировское лесничество». Учитывая изложенное, в действиях администрации <адрес> административным органом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, а именно: нарушение п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно копии акта о лесном пожаре № от 13.05.2020г. - 12.05.2019г. в 12 час. 55 мин. летчиком наблюдателем Пировского авиаотделения был обнаружен лесной пожар № в Пировском лесничестве, Пировском сельском участковом лесничестве, з/п СПК «Сибиряк» в квартале №, выделе №.
Учитывая, что в п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах обязанность производить очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, возлагается на лиц, владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, то по делу подлежит установлению наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка виновного лица.
Согласно протоколу осмотра № места возникновения лесного пожара и площади пройденной огнем от 15.05.2020г. государственным инспектором по <адрес> территориального сектора отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства <адрес> – Тишевским А.В. произведен осмотр места возникновения лесного пожара в Пировском сельском участковом лесничестве, СПК «Сибиряк» в квартале №, выделе №. В результате осмотра установлено, что пожар возник от перехода огня с земель иных категорий (земли сельскохозяйственного назначения). Место возникновения огня не установлено.
Согласно приложению к акту о лесном пожаре № («определение ущерба, причиненного лесным пожаром») подписанному руководителем КГБУ Пировское лесничество Елисеевым Е.В.) ущерб от потерь древесины при возможности ее использования отсутствует.
К протоколу осмотра № прилагается фототаблица, из которой невозможно установить относимость фотографий к какому-либо конкретному месту, поскольку на фото не зафиксирован ни один из отводных столбов лесничества либо показания GPS-навигатора с координатами местности. Данные фото могли быть сделаны в любом лесном участке, представители общественности (независимые понятые, которых можно было бы опросить по обстоятельствам осмотра, о месте осмотра) при осмотре отсутствовали, то есть место совершения административного правонарушения достоверно допустимыми доказательствами не установлено.
Схема к протоколу осмотра № от 15.05.2020г. не содержит в себе сведений о месте нахождения участка с кадастровым номером №, есть только указание на земли сельхоз назначения, однако сведений о том, что указанные земли сельхоз назначения являются именного землями, относящимися к земельному участку № не имеется. Привязка по координатам отнесена к координатам лесного пожара, данные координаты не указывают границу между лесным массивом и земельным участком, поскольку отсутствует идентификационные признаки данного земельного участка, его номер и координаты, с привязкой к местности.
Из иных доказательств, имеющихся в деле: акта о лесном пожаре, схемы лесного пожара к нему, нахождение места возникновения пожара именно на территории земельного участка, находящегося в собственности администрации Пировского района Красноярского края, также установить невозможно (границы его участка в доказательствах не нанесены).
В представленных материалах дела отсутствуют границы земельного участка администрации Пировского района Красноярского края (с совпадением границы его земельного участка с границей участка лесного фонда).
Согласно протоколу об административном правонарушении №-прт/лн от 10.06.2020г., 12.05.2020г. на земельном участке с кадастровым номером № вдоль границы с выделом № квартала № Пировского сельского участкового лесничества (СПК «Сибиряк») КГБУ «Пировское лесничество» администрация <адрес> нарушила пункт 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах – не приняла необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с земельного участка в лесной массив.
Границы земельного участка с кадастровым номером № не вынесены на местности. Из Публичной кадастровой карты усматривается, что земельный участок, находящийся на момент возникновения пожара в собственности администрации Пировского района, со всех сторон окружен другими земельными участками, не относящимися к лесному фонду, в том числе примерно в районе места пожара, в том числе бесхозными полями.
Из имеющихся в деле выписок из ЕГРН и других документов невозможно точно сопоставить место пожара, место его возникновения и границы земельного участка, находившегося в собственности администрации Пировского района Красноярского края.
Таким образом, учитывая отсутствие в деле фиксации места пожара, места его возникновения, границ участка администрации Пировского района Красноярского края при помощи GPS-навигатора, наличие общей границы участка лесного фонда и земельного участка администрации Пировского района Красноярского края, расположение очага пожара на территории участка администрации Пировского района Красноярского края, по делу не установлено, при том, что представителя администрации Пировского района Красноярского края наличие таковой общей границы в месте пожара и факт возгорания на используемом им участке отрицает.
Кроме того, из материалов дела об административном правонарушении не понятно, по каким признакам государственным инспектором при осмотре установлено направление распространения пожара - именно поля – земли сельскохозяйственного назначения администрации Пировского района. В протоколе осмотра не указано, с какого поля огонь перешел на земли лесного фонда, так как полей по публичной кадастровой карте в данной местности несколько.
В рамках проведения административного расследования №/п возбужденного 15.05.2020г. Тишевский А.В. получил объяснение от руководителя тушения лесного пожара Харченко В.И. от 03.06.2020г. по обстоятельствам возникновения лесного пожара № обнаруженного 12.05.2020г.в квартале № в выделе № землепользование СПК «Сибиряк» Пировского сельского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», то есть, именно в лесном участке, а не на поле с переходом на лесной участок.
Лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела подлежащие установлению, согласно ст.25.6 КоАП РФ. является свидетелем, который, при даче показаний, должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (п.5).
Объяснения руководителя тушения лесного пожара Харченко В.И. от 03.06.2020г., объяснения летчика наблюдателя Чиж А.С. от 15.05.2020г., объяснения лесничего Пировского сельского участкового лесничества КГБУ «Пировское» Шнитко О.Г. от 04.06.2020г. о том, что причиной пожара является переход огня с земель иных категорий, а также об отсутствии минерализованной полосы по границе земельного участка и лесного массива, не могли быть использованы при вынесении обжалуемого постановления в качестве доказательства, поскольку указанные свидетели об административной ответственности за дачу заведомо ложных объяснений по делу не предупреждались.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица в отношении, которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Учитывая вышеизложенное, обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление, по делу не доказаны, достаточными и допустимыми доказательствами не подтверждены. Опровергнуть доводы представителей администрации Пировского района Красноярского края изложенных в жалобе о том, что нарушения Правил пожарной безопасности в лесах им на земельном участке с кадастровым номером № не допущено, исходя из материалов дела не представляется возможным.
Согласно требованиям ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, именно административным органом осуществлявшим производство по данному делу об административном правонарушении подлежало установлению и представление доказательств того, что администрация Пировского района Красноярского края владеет, пользуется и (или) распоряжается земельным участком не имеющим отделяющей лес противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером по Правилам приведенным выше, и что данный земельный участок прилегает к лесу.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, регламентируется положениями ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, в соответствии с которой осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий осуществляется в присутствии представителя юридического лица, а так же в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Приобщенный к материалам дела документ, составленный ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Тишевским А.В. с приложенной к нему фототаблицей, по форме и содержанию соответствует именно протоколу осмотра места совершения административного правонарушения, составленному в рамках проведения административного расследования, однако, при составлении указанного протокола, в нарушение требований ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, понятые, как и представитель юридического лица администрации Пировского района Красноярского края, не участвовали, видеозапись не применялась. При этом, фотоснимки приобщенные к протоколу осмотра, сделаны без привязки к местности и системы координат. При таких обстоятельствах, судьей в соответствии с требованиями законодательства, данный протокол осмотра, как и фототаблица, признаются недопустимыми доказательствами по делу.
Согласно представленным в деле допустимым доказательствам, объективно не подтвержден факт прилегания к лесу земельного участка, находившегося в собственности администрации Пировского района Красноярского края, соответственно и факт нарушения последним требований п.9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. №-пст/лн в отношении юридического лица – администрации Пировского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ подлежит отмене, а дело - прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Гякас Д.В. от 02.07.2020г. №-пст/лн в отношении юридического лица администрации Пировского района Красноярского края по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Пировский районный суд в течение 10 дней с момента его получения.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна: Судья: